Каждое великое дело заключает в себе тайну. Эта тайна делает любое дело живым, придаёт ему силу, подобно душе в теле, ибо она есть его жизнь, энергия и деятельность.
Если душа покидает тело, то оно превращается в безжизненную оболочку, ожидающую захоронения. Исламская Умма полна тайн, делающих её живой Уммой и лучшей Уммой, выведенной для людей. Самой великой тайной Исламской Уммы является Книга Аллаха и Сунна Его Посланника ﷺ. Передаётся в «Сахихе» Муслима от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
تَرَكْتُ فِيكُمْ مَا لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُ إِنْ اعْتَصَمْتُمْ بِهِ كِتَابُ اللَّهِ
«Я оставил вам то, придерживаясь чего вы не заблудитесь никогда — Книгу Аллаха». Хаким приводит хадис от Ибн Аббаса (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي قَدْ تَرَكْتُ فِيكُمْ مَا لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُ إِنِ اعْتَصَمْتُمْ بِهِ كِتَابَ اللهِ
«О люди, я оставил вам то, придерживаясь чего вы не заблудитесь никогда — Книгу Аллаха». Одной из этих тайн также является то, о чём Аллах сообщил нам в Благородной Книге:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).
Эти тайны являются источником силы и жизненной энергии Исламской Уммы до тех пор, пока она их сохраняет, поэтому Аллах побуждает нас выполнять Его требования и предостерегает от пренебрежения ими и невыполнения их. Всевышний сказал:
فَلَوْلَا كَانَ مِنَ الْقُرُونِ مِن قَبْلِكُمْ أُولُو بَقِيَّةٍ يَنْهَوْنَ عَنِ الْفَسَادِ فِي الْأَرْضِ إِلَّا قَلِيلاً مِّمَّنْ أَنجَيْنَا مِنْهُمْ وَاتَّبَعَ الَّذِينَ ظَلَمُوا مَا أُتْرِفُوا فِيهِ وَكَانُوا مُجْرِمِينَ
«Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле. Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли. А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками» (11:116).
Имам ат-Табари сказал: «Кто бы иначе выступал на земле Аллаха против совершения грехов грешниками и проявления неверия неверующими».
Таким образом Аллах разъяснил нам причину проклятия тех, кто проявил неверие из числа сынов Исраила, потому что они не выступали против совершения людьми запретного. Об этом говорится в словах Аллаха:
لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذَلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُوا يَعْتَدُونَ * كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ
«Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:78,79)
Здесь проявляется одна из больших тайн — запрет порицаемого. На это акцентировал своё внимание Пророк ﷺ. Абу Дауд и Тирмизи передали от ибн Масуда (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ أوَّلَ مَا دَخَلَ النَّقْصُ عَلَى بَنِي إسْرَائِيلَ أنَّهُ كَانَ الرَّجُلُ يَلْقَى الرَّجُلَ فَييَقُولُ يَا هَذَا اِتَّقِ اللهَ وَدَعْ مَا تَصْنَعُ فَإِنَّهُ لاَ يَحِلُّ لَكَ ثُمَّ يَلْقَاهُ مِنَ الْغَدِ وَهُوَ عَلَى حَالِهِ فَلَا يَمْنَعُهُ ذَلِكَ أَنْ يَكُونَ أَكِيلَهُ وَشَريبَهُ وَقَعِيدَهُ فَلَمَّا فَعَلُوا ذَلِكَ ضَرَبَ اللهُ قُلُوبَ بَعْضِهِمْ بِبَعْضٍ ثُمَّ قَالَ لُعِنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۢ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُۥدَ وَعِيسَى ٱبۡنِ مَرۡيَمَۚ ذَٰلِكَ بِمَا عَصَواْ وَّكَانُواْ يَعۡتَدُونَ ٧٨ كَانُواْ لَا يَتَنَاهَوۡنَ عَن مُّنكَرٖ فَعَلُوهُۚ لَبِئۡسَ مَا كَانُواْ يَفۡعَلُونَ ٧٩ تَرَىٰ كَثِيرٗا مِّنۡهُمۡ يَتَوَلَّوۡنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْۚ لَبِئۡسَ مَا قَدَّمَتۡ لَهُمۡ أَنفُسُهُمۡ
«Первым изъяном сынов Исраила стало следующее: один человек повстречал другого и сказал: «Эй ты, бойся Аллаха и не делай того, что делаешь, ибо это тебе не дозволено!». Затем он встретил его на другой день, [а тот продолжал делать то же самое] но это не помешало тому [кто говорил, что это не надо делать] есть с ним, пить с ним и сидеть с ним. И когда они стали поступать подобным образом, Аллах смешал их сердца друг с другом. Затем Пророк ﷺ зачитал: «Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:78–81).
Затем Пророк сказал:
كَلَّا وَاللهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ وَلَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدَيِ الظَّالِمِ وَلَتَأْطُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً وَلَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً
«Но нет! Клянусь Аллахом, вы непременно будете приказывать одобряемое, непременно будете запрещать порицаемое и будете непременно хватать притеснителя (тирана) за руку. И вы непременно будете сгибать его перед истиной, вы непременно будете ограничивать его истиной».
Здесь можно заметить, что наиважнейшая деятельность по приказу одобряемого и запрету порицаемого направлена на несправедливого притеснителя, а наихудшим из них является тиран, который не правит по тому, что ниспослал Аллах. Всевышний сказал:
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45).
Секретом ответа на мольбу (дуа) и связующей нитью между Аллахом и взывающим к Нему является приказ одобряемого и запрет порицаемого.
Передаётся от Хузайфы ибн Ямана (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَاباً مِنْ عِنْدِهِ ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, иначе Аллах непременно пошлёт на вас наказание [если вы оставите приказывать одобряемое и запрещать предосудительное]. Затем вы будете молить Его, а Он не ответит вам».
От Абу Хурайры передаётся:
لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُسَلِّطَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ شِرَارَكُمْ فَيَدْعُو خِيَارُكُمْ فَلَا يُسْتَجَابُ لَهُمْ
«Вы станете побуждать к добру и предостерегать от зла, или Аллах поставит над вами худших из вас. Тогда молитвы даже самых праведных из вас не помогут вам».
Пророк ﷺ акцентировал внимание на том, что тайна, скрытая в запрете порицаемого, является одной из самых важных тайн, сделав её общей обязанностью для каждого мусульманина. Это согласно тому, что передал Муслим от Абу Саида аль-Худри (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَراً فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ
«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то (воспротивится этому) — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».
Этот хадис не позволяет кому-либо игнорировать мункар (запретное), если он его увидит. Если он в состоянии изменить его рукой, то пусть делает это, а если не в состоянии, то языком, если же не в состоянии и это, то сердцем, проявляя при этом нерадение запретному.
В заключение скажем, что запрет порицаемого является одним из величайших секретов силы мусульман. Шариат при этом явно проявится, ниспосланные Аллахом законы претворятся, престиж Исламской Уммы сохранится среди остальных народов, запретное исчезнет при первом же проявлении, атмосфера мусульман очистится от грязи, жизнь очищается в повиновении Аллаху, а религия Аллаха распространится по всему миру посредством джихада.
Газета «Ар-Рая»
Исам Амира, Иерусалим
3 Раджаба 1444 г.х.
25.01.2023 г.