Международная нестабильность, безрассудная политика Трампа и расшатывание баланса сил вынуждают мировые державы принимать срочные и кардинальные меры для защиты своих интересов.
Центральная Азия пылает в огне противоречивых интересов этих держав, и причиной тому является геополитическая значимость региона. По непубличным данным, богатства Центральной Азии являются вторыми по величине в мире после Персидского залива. Благодаря своему географическому положению регион представляет собой перекрёсток между континентами Востоком и Западом, что придаёт ему огромное стратегическое значение как в глобальной политике и в наступательных операциях, так и в международных отношениях.
Известно, что основными движущими факторами мировых держав являются богатство и безопасность: первое определяет колониальную политику, второе — оборонную. Поэтому Центральная Азия стала ареной столкновения интересов колониальных государств. Что касается безопасности, то поскольку Ближний Восток и Центральная Азия это регионы, в которых наиболее ярко проявляется идеологический Ислам с политическим посылом и глобальной силой воздействия, совершенно естественно, что именно эти регионы находятся в центре военной и оборонной стратегии колонизаторов, считающих Ислам своим главным врагом.
На этом основании мировые державы стремятся контролировать международные пути в Центральной Азии — этого стратегического перекрёстка — чтобы обеспечить успех как колониальной, так и оборонной военной политики. Ведь этот регион представляет собой стратегический мост между Востоком и Западом, Севером и Югом, обладая высочайшей геополитической значимостью.
Официальные заявления подтверждают это. Экс-глава Госдепартамента США Энтони Блинкен в официальном заявлении ведомства в 2023 году отметил: «Стабильные и эффективные транспортные коридоры в Центральной Азии не только проложат путь для экономического роста региона, но и свяжут его с глобальными рынками».
Председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Китай стремится углубить транспортные связи с Центральной Азией. Мы поддерживаем развитие Международного транспортного коридора через Каспийское море и ведём переговоры по строительству железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном».
Президент России Владимир Путин в официальном заявлении Российской Федерации в 2023 году сказал: «Создание транспортных коридоров в Центральной Азии — это один из ключевых элементов формирования общего экономического пространства в Евразии».
Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Мы рассматриваем Центральную Азию как ключевую точку устойчивых и экологически чистых транспортных связей между Европой и Азией».
На фоне конкуренции мировых держав и уже существующих и ожидаемых угроз, естественно, возникает множество вариантов международных транспортных маршрутов, и выбор наилучшего из них становится затруднительным. Тем не менее, колониальные державы чувствуют себя гораздо увереннее, когда региональные режимы «открывают ворота» для реализации их планов.
Например, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, комментируя проект железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан, заявил: «Это поистине историческое событие, к которому наши дружественные страны стремились почти 30 лет. Эта дорога свяжет Центральную Азию с Китаем через короткий сухопутный маршрут и расширит многостороннее сотрудничество между нашими странами, укрепив их стратегическое партнёрство». Также он отметил относительно межконтинентального транспортного коридора: «Нам необходимо в полной мере использовать потенциал межконтинентальных транспортных коридоров, которые связывают нас с крупными рынками Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии, Ближнего Востока и Европы, и проходят по нашей территории».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, говоря о транспортных коридорах через Афганистан, отметил: «В настоящее время обсуждается вопрос об открытии транспортных маршрутов через территорию Афганистана. Этот шаг откроет путь к портам потенциальных рынков стран Южной Азии и Индийского океана. Все государства региона заинтересованы в этом». Также он подчеркнул необходимость развития транспортной инфраструктуры, заявив: «Необходимо всесторонне улучшить транспортные коммуникации, увеличить частоту авиарейсов, открыть новые воздушные и железнодорожные маршруты, модернизировать пограничные переходы и прочее, а также обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры за счёт внедрения инновационных технологий и расширения возможностей транзитной логистики».
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров о железной дороге Китай–Кыргызстан–Узбекистан сказал: «Эта железная дорога имеет чрезвычайно важное значение для нас, для Кыргызстана. Она позволит создать транзитный коридор между Европой и другими странами, включая Китай, через Центральную Азию».
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подчеркнул необходимость активного участия стран Центральной Азии в реализации крупных проектов в области транспорта и инфраструктуры: «С этой целью мы определили приоритетные международные транзитные коридоры, проходящие по нашей территории с востока на запад и с севера на юг. Мы предлагаем разработать соответствующую концепцию, чтобы добиться максимальных результатов в развитии международных грузоперевозок».
Ничего другого от этих марионеточных режимов региона ждать не приходится!
Афганистан, который мог бы стать единственным барьером или защитой, на самом деле представляет собой ворота к этим международным маршрутам. Именно по этой причине вчерашний враг сегодня пытается предстать в образе друга! Так, 20 марта 2025 года Кабул посетил бывший спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад, который вместе со специальным представителем президента США по делам заложников Адамом Бойлером провёл встречу с министром иностранных дел движения «Талибан» Амир Ханом Муттаки.
Замир Кабулов, директор Второго департамента Азии Министерства иностранных дел России, 4 июня 2024 года в информационном центре «Россия сегодня» заявил: «Москва поддерживает полноправное членство Афганистана в Шанхайской организации сотрудничества после исключения движения «Талибан» из списка запрещённых организаций».
На данный момент Афганистан обладает статусом наблюдателя в ШОС. В ноябре 2024 года в Кабул прибыла высокопоставленная делегация во главе с секретарём Совета безопасности России Сергеем Шойгу, которая провела переговоры с лидерами правительства движения «Талибан». Обсуждались вопросы политического, экономического и торгового сотрудничества, а также транзитные маршруты. Шойгу выразил готовность России укреплять отношения с Афганистаном.
Президент России Владимир Путин заявил: «Россия намерена развивать отношения с нынешним руководством Афганистана, поскольку ситуация там постепенно стабилизируется».
Агентство Bloomberg, ссылаясь на собственные источники, сообщило: «Некоторые страны Европейского союза рассматривают возможность открытия своих посольств в Афганистане, где власть принадлежит движению «Талибан». Такое открытие означало бы дипломатическое признание статуса исламской организации».
Одной из таких стран является Италия. Согласно информации Bloomberg, Рим в течение последних недель провёл специальную миссию совместно со своими разведслужбами в афганской столице Кабуле. Кроме того, министр иностранных дел Италии Антонио Таяни подтвердил, что их посол недавно посетил Кабул. В интервью на полях саммита НАТО в Вашингтоне Таяни заявил: «Мы работаем над этим. Наш посол завершил миссию. Есть вопросы, касающиеся прав человека. Решение очень сложное и потребует времени».
Вывод:
Обострение международной напряжённости приводит к усилению борьбы за контроль над международными транспортными маршрутами, что, в свою очередь, приведёт к пересмотру и перестройке ключевых логистических путей. Центральная Азия, обладающая важнейшим геополитическим положением, стала мишенью и одним из центров этой борьбы.
Проект индийско–ближневосточно–европейского коридора, который умер сразу после своего рождения, был объявлен на саммите G20. Предполагалось, что новый маршрут, соединяющий Индию с Европой через Саудовскую Аравию, будет вести к портам, находящимся под контролем еврейского образования, а затем далее в Европу, обходя Россию и Китай. Иначе говоря, этот коридор был откровенным вызовом китайскому проекту «Один пояс, один путь» и российскому Северному маршруту. Однако после обострения напряжённости на Ближнем Востоке вслед за операцией «Ураган Аль-Аксы» 7 октября 2023 года проект был попросту заглушен.
Единственный способ заставить замолчать голоса этих колониальных проектов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии — установить Праведный Халифат. Только он способен вернуть Умме её права. Всевышний Аллах сказал:
أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ الْعِزَّةَ فَإِنَّ الْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعاً
«Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» (4:139).