16
Вс, нояб

Определение человеческих потребностей с точки зрения исламской и секуляристической мысли

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Концепция человеческих потребностей и их классификация — один из ключевых вопросов, волнующих современную экономическую мысль, особенно на фоне всё более заметного разрыва между колоссальным богатством, сосредоточенным в руках меньшинства, и крайней нищетой, в которой пребывает большая часть населения Земли. Международная статистика рисует мрачную картину:

миллиард человек страдают от острого голода;

полтора миллиарда лишены базовой медицинской помощи;

ещё миллиард не имеют доступа к чистой питьевой воде;

— при этом 76% населения мира владеют лишь 20% мирового богатства.

Эти факты обнажают провал современных светских систем в удовлетворении даже самых элементарных нужд человека, несмотря на гигантский научно-технический прогресс и колоссальные ресурсы, которыми располагает наша планета.

Именно в таком контексте стали предприниматься масштабные попытки определить и упорядочить человеческие потребности, чтобы разработать стратегии развития на чёткой и устойчивой основе. Некоторые из этих усилий исходили от международных организаций, другие — от региональных исследовательских центров, а некоторые — от западных институтов, предложивших собственную классификацию. Однако, как мы это увидим далее, все эти подходы по-прежнему остаются заложниками материалистического и индивидуалистического взгляда, присущего светскому мышлению.

Современные классификации человеческих нужд

Одной из первых классификаций является та, что была представлена Международным бюро труда в докладе о росте занятости и базовых потребностях. В нём утверждается, что человеческие потребности делятся на две категории:

потребности потребительского характера, связанные с домохозяйством, такие как достаточное питание, жильё, одежда, мебель и бытовая техника;

общественные потребности, включающие доступ к питьевой воде, канализации, общественному транспорту, а также к медицинским и образовательным услугам.

Этот подход носит практический характер, однако он по-прежнему остаётся в рамках прямого материального потребления.

Что касается Центра промышленного развития арабских стран, то он выделяет:

материальные потребности, включающие питание, одежду, жильё, транспорт, образование и здравоохранение;

нематериальные потребности, которые, по мнению центра, могут быть удовлетворены путём перестройки общественных и политических структур, такие как основные свободы и роль индивида в обществе.

Интересно, что в этой классификации образование и здравоохранение отнесены к материальным потребностям, в отличие от общепринятого и доминировавшего мнения, выраженного в публикациях по развитию, где они ранее рассматривались как нематериальные.

Между тем Немецкий институт развития предложил свою классификацию:

– индивидуальное потребление, включающее питание, жильё, одежду, бытовую технику;

общественные услуги, такие как здравоохранение, образование, вода, канализация и транспорт.

Примечательно, что, несмотря на различия в деталях, все эти классификации вращаются вокруг одной и той же оси, где акцент делается на материальном и потребительском аспекте, иногда с попытками включения некоторых духовных или общественных потребностей.

Проблема в светской (материалистической) мысли

Главная проблема этих подходов заключается в сбое в расстановке приоритетов. Хотя все они признают, что питание, вода и здравоохранение являются основой существования человека, однако практическое применение капиталистических систем отводит первенство прибыли, что приводит к тому, что роскошь богатого меньшинства ставится выше самой жизни миллионов бедных.

К этому добавляется и разрыв между индивидуумом и обществом: индивидуальные свободы преподносятся как неотъемлемые базовые потребности, в то время как игнорируется коллективный аспект, который отвечает за социальную сплочённость и справедливое распределение ресурсов.

Такой дисбаланс объясняет провал программ развития, реализуемых ООН и другими международными институтами, в деле искоренения бедности, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента запуска громких лозунгов вроде «устойчивого развития» и «цели тысячелетия».

Сегодняшняя реальность такова, что богатство 1% населения Земли эквивалентно богатству всех остальных людей вместе взятых, в то время как число голодающих продолжает расти год за годом.

Исламский взгляд на потребности человека

В противоположность светскому подходу, Ислам предлагает целостную систему определения и классификации человеческих потребностей, основанную на акыде, согласно которой человек — это высшее творение, наделённое ответственностью перед Аллахом, а не просто потребительское существо.

Правоведы изложили это видение в рамках концепции «макасыд аш-шариа» (цели Шариата), разделив потребности человека на три уровня:

  1. Дарурият (Необходимые потребности) — это то, без чего жизнь людей невозможна. К ним относятся: сохранение религии, жизни, разума, потомства и имущества. Из этого вытекает необходимость обеспечения таких вещей, как питание, питьё, одежда, жильё, безопасность, здравоохранение, образование и справедливость.
  2. Хаджият (Потребности, облегчающие жизнь) — это то, что необходимо людям для устранения затруднений и облегчения жизни, например, средства передвижения, инструменты труда и административная организация.
  3. Тахсинийят (Благоустройства или предметы роскоши) — это то, что украшает жизнь и повышает уровень её комфорта без излишеств, например дозволенные формы украшения и благополучия.

Этот исламский взгляд охватывает не только материальные, но и духовные, нравственные и гуманные стороны, что делает его более сбалансированным и всесторонним.

Кроме того, классификация потребностей в Исламе выстроена на чёткой основе: сначала идёт то, что поддерживает саму жизнь и сохраняет цели Шариата, затем то, что устраняет трудности, и только потом то, что приносит комфорт и благополучие.

Шариатское решение глобального кризиса

Ислам не ограничивается теоретическим осмыслением, он связывает концепции с практическими механизмами в рамках системы управления и экономики. Закят, садака, вакф и Бейтуль-маль (государственная казна) — всё это инструменты, обеспечивающие удовлетворение потребностей каждого человека. Более того, Исламское Государство несёт шариатскую обязанность по заботе о делах людей. Посланник Аллаха сказал:

الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам — это пастырь, и он ответственен за свою паству» (Бухари и Муслим).

Однако отсутствие единого политического образования Халифата — привело Умму к хаотичному блужданию в рамках светских систем, копируя западные провалы. Если бы Исламское Государство действительно существовало, оно перестроило бы приоритеты в соответствии с Шариатом Аллаха, направив богатства на удовлетворение основных нужд людей, а не в карманы транснациональных корпораций. Оно обеспечило бы взаимную поддержку между членами общества на основе акыды, а не на основе узкой материальной выгоды.

Исторический опыт доказал, что светская мысль, какими бы лозунгами она не приукрашивалась, неспособна принести человечеству справедливость. Ислам же на протяжении веков реализовывал целостную систему, которая заботится о человеке, как о теле и душе, как об индивидууме, так и об обществе.

Сегодня перед Уммой стоит одна безальтернативная дорога — вернуться к этому пути, восстановив своё законное политическое образование — Праведный Халифат по методу пророчества, который будет применять Шариат Аллаха, охранять его цели и обеспечивать каждому человеку удовлетворение его базовых потребностей в атмосфере справедливости и милосердия Ислама.

Бахаа аль-Хусейни, Ирак
22.10.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая