04
Сб, окт

«Халифат и Имамат в исламской традиции: Часть 5. Система Халифата — шариатская справедливость на небесах и на земле

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного

Серия «Халифат и Имамат в исламской традиции»

Всевышний Аллах установил небеса и землю на весах истины, запретил Себе несправедливость и сделал её запретной между людьми. Он ниспослал Шариат — справедливые весы, чтобы люди поступали по праву. Аллах говорит:

لَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا رُسُلَنَا بِٱلۡبَيِّنَٰتِ وَأَنزَلۡنَا مَعَهُمُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡمِيزَانَ لِيَقُومَ ٱلنَّاسُ بِٱلۡقِسۡطِۖ

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

Господь миров обязал подчиняться обладателям власти (вали аль-амр), пока они применяют законы Ислама среди людей, чтобы путь был прямым, чтобы земля наполнилась справедливостью и исчезло всякое притеснение.

Сообщается, что «Тавус аль-Ямани сказал: «Знаете ли вы, кто самый ненавистный для Аллаха из творений?». Мы ответили: «Нет». Он сказал: «Самый ненавистный для Аллаха человек — это тот, кому Аллах дал долю Своей власти, а он использует её для ослушания Аллаха».

Этот рассказ передал от Тавуса его сын Абдуллах ибн Тавус. В книге «Шазарат аз-захаб» и во многих исторических и сборниках по сире приводится, что Зияд передал от Малика ибн Анаса: «Когда в 142 г.х. Абу Джафар призвал Малика ибн Анаса и Ибн Тавуса, они вошли к нему, а он сидел на коврах, перед ним были расстелены кожаные подстилки (при совершении казни), а палачи с обнажёнными мечами стояли рядом, готовые отсекать головы. Он жестом велел им сесть, и они сели. Он долго молчал, потом поднял голову, повернулся к Ибн Тавусу и сказал: «Передай мне хадис от своего отца». Тот ответил: «Я слышал, как мой отец говорил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самое суровое наказание в День воскресения постигнет того человека, которому Аллах даровал часть Своей власти, а он привнёс несправедливость в своё правление» [1].

Если люди обращаются на суд к Шариату Аллаха, тогда устанавливается справедливость, а небеса и земля стоят на истине. И тогда нисходит милость Аллаха на творения, как сказано в Коране:

وَأَلَّوِ ٱسۡتَقَٰمُواْ عَلَى ٱلطَّرِيقَةِ لَأَسۡقَيۡنَٰهُم مَّآءً غَدَقٗا ١٦

«Если бы они устояли на прямом пути, то Мы напоили бы их водой вволю» (72:16).

Если правители вносят несправедливость, проявляют тиранию и беззаконие, отдаляют людей от прямой дороги, а народ не удерживает правителей и не склоняет их к истине, — тогда истина исчезает, земля портится, наполняясь насилием, священные границы попираются, права нарушаются, законы искажаются. Так несправедливость входит в земные владения. Аллах обязал и правителей, и подданных соблюдать справедливость. Но кто-то отказывается и поворачивается спиной, тогда приходит несправедливость. Поэтому усиливается гнев Аллаха и Его наказание. Вот почему тот, кому Аллах вверил часть Своей власти, а он привнёс в неё несправедливость и ослушание, заслуживает тяжёлого наказания.

Вопрос о правлении согласно ниспосланному Аллахом столь важен и серьёзен, что едва ли найдётся другая проблема, сравнимая с ним по степени. Либо устанавливается Закон Аллаха на земле, и она наполняется справедливостью, как сказано в Коране:

لَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا رُسُلَنَا بِٱلۡبَيِّنَٰتِ وَأَنزَلۡنَا مَعَهُمُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡمِيزَانَ لِيَقُومَ ٱلنَّاسُ بِٱلۡقِسۡطِۖ

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

Либо во владения Аллаха привносится несправедливость со стороны правителей, которые по сути должны править как наместники Аллаха на земле, чтобы люди придерживались справедливости. Или же несправедливость привносится со стороны подданных, которые соглашаются, чтобы ими правили не по Шариату, и довольствуются тем, что на земле не господствует справедливость Аллаха.

فَلۡيَحۡذَرِ ٱلَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنۡ أَمۡرِهِۦٓ أَن تُصِيبَهُمۡ فِتۡنَةٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение» (24:63).

В хадисе кудси от Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, Пророк ﷺ передаёт слова Аллаха Всевышнего:

يَا عِبَادِيْ إِنِّيْ حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِيْ وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمَاً فَلا تَظَالَمُوْا

«О рабы Мои! Я запретил несправедливость для Себя и сделал её запретной среди вас, так не поступайте же несправедливо» (Муслим).

Аллах запретил несправедливость для Себя и для Своих рабов, и Он ниспослал Шариат, который гарантирует защиту от проникновения беззакония в Его владения на небесах и на земле. Горе тому, кто привносит несправедливость в эти владения. Что же сказать о том, кто изначально не правит по справедливости, ниспосланной Аллахом, следуя своим страстям? Что сказать о том, кто выносит решения не по Шариату и тем самым не только вводит во владения Аллаха несправедливость, но и лишает людей той справедливости, которую установил для них Господь, чтобы они поступали правильно? Более того, он отвергает законы Аллаха и ставит себя вместо Господа:

وَلَوِ ٱتَّبَعَ ٱلۡحَقُّ أَهۡوَآءَهُمۡ لَفَسَدَتِ ٱلسَّمَٰوَٰتُ وَٱلۡأَرۡضُ وَمَن فِيهِنَّۚ بَلۡ أَتَيۡنَٰهُم بِذِكۡرِهِمۡ فَهُمۡ عَن ذِكۡرِهِم مُّعۡرِضُونَ ٧١

«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (23:71).

 

Автор: писатель и мыслитель Саир Саляма (Абу Малик)
5-го Рамадана 1439 г.х.

1. «Абу Джафар снова молчал так, словно тучи сгустились. Малик сказал: «Я приподнял свои одежды, опасаясь, что на них попадёт кровь, думая, что аль-Мансур непременно убьёт его». Потом аль-Мансур сказал Абдуллаху: «Подай мне чернильницу». Он сказал это трижды, но тот не сделал этого. Тогда он спросил: «Почему ты не подашь мне чернильницу?». Абдуллах ответил: «Я боюсь, что ты напишешь с её помощью грех, и я стану твоим соучастником». Услышав это, аль-Мансур сказал: «Уходите». Абдуллах сказал: «Вот этого мы и хотели». Малик заключил: «С того дня я всегда признавал достоинство Ибн Тавуса».