Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ فَقَدْ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ فَقَدْ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ لا مَا صَلَّوْا
«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удержать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет спасён. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними...». Люди спросили: «Разве мы не будем сражаться против них?». Пророк ﷺ ответил: «Нет, до тех пор, пока они совершают молитвы» (Муслим).
Также он сказал:
أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ تُقَالُ عِنْدَ ذِي سُلْطَانٍ جَائِرٍ أَوْ أَمِيرٍ جَائِرٍ
«Лучший джихад — это слово истины, сказанное несправедливому султану или амиру» (Абу Дауд),
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал ему одобряемое и запретил ему порицаемое, за что был убит им» (ат-Табарани).
Сообщается от Убады ибн ас-Самита:
دَعَانَا النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَبَايَعْنَاهُ فَكَانَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْراً بَوَاحاً عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ
«Однажды Пророк ﷺ призвал нас к себе, и мы дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от нас поклясться, что мы станем повиноваться ему, нравится нам это или нет, трудно нам это или легко, даже если нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. И мы поклялись, что не будем пытаться лишить власти законного правителя, если только не увидим явное неверие, относительно чего будут у нас доказательства от Аллаха» (Бухари).
Всевышний Аллах говорит:
الم ، غُلِبَتِ الرُّومُ ، فِي أَدْنَى الأَرْضِ وَهُم مِّن بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ ، فِي بِضْعِ سِنِينَ لِلَّهِ الأَمْرُ مِن قَبْلُ وَمِن بَعْدُ وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ
«Алиф. Лям. Мим. Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до десяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются» (30:1–4).
Вышеприведённые хадисы и аяты являются доказательством того, что участие в политике является обязанностью мусульман, потому что политика — это проявление заботы о делах людей. Забота о мусульманах означает проявление заботы об их делах. Проявление заботы об их делах означает опекать их и знать политику правителя, проводимую над людьми. Следить за действиями правителя означает участие в политике и проявление заботы о делах мусульман. Приказывать несправедливому правителю одобряемое и удерживать от порицаемого означает проявление заботы о делах мусульман. Также привлечение к ответу вали аль-амра — не что иное, как проявление заботы и опека над делами мусульман…
Участие в политике или забота о делах мусульман означает защиту мусульман от вреда, причиняемого правителем или врагом. Поэтому хадисы не ограничиваются защитой мусульман от вреда, причиняемого правителем, но также от вреда врагов…
Это означает, что мусульмане обязаны быть вовлечёнными во внутреннюю политику, т.е. быть осведомлёнными, каким образом правители проявляют заботу о делах людей, для того, чтобы отчитывать их. Это также означает, что мусульмане должны быть вовлечёнными во внешнюю политику и знать о том, что неверные страны замышляют против мусульман, для того, чтобы раскрывать их планы и защитить Умму от их зла. Поэтому обязанность участия в политике не ограничивается внутренней политикой, но также включает в себя и внешнюю политику. Поэтому обязанностью является участие в целом в политике, будь она внутренней или внешней…
С другой стороны, Умма обязана нести исламский призыв всем народам, а для этого она должна знать политику других стран. Другими словами, знать положение всего мира в общем, и каждой интересующей нас страны — в отдельности, чтобы иметь возможность обращаться с призывом к их народам или противостоять их заговорам — это фард кифая для мусульман. Нести исламский призыв — фард, отражать козни врагов в отношении Уммы — тоже фард, и это невозможно осуществить без понимания международной политики и политики тех стран, которые нас интересуют. Шариатское правило гласит: «То, без чего невозможно осуществление ваджиба, само является ваджибом». Поэтому участие в международной политике является фардом кифая для мусульман.
Поскольку Умма обязана нести исламский призыв ко всем народам, она также обязана осознавать положение во всём мире, знать проблемы и мотивации стран и народов, отслеживать политические действия по всему миру, понимать политические планы государств и способы их реализации, знать природу их отношений друг с другом, а также политические манёвры, выполняемые этими государствами.
Основываясь на вышесказанном, становится ясно, что участие в политике, внутренней или внешней, является для мусульман фардом кифая. Если эта обязанность не выполняется, то они будут грешниками.
Из книги «Политические взгляды Хизб ут-Тахрир».
Новостной обзор «Ар-Рая»
20.11.2019