18
Сб, нояб

Аль-Мизан — мерило

Статьи
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мерило мышления, нафса и поведения человека (1)

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

لَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَأَنْزَلْنَا مَعَهُمُ الْكِتَابَ وَالْمِيزَانَ لِيَقُومَ النَّاسُ بِالْقِسْطِ ۖ

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

Хвала Аллаху, который сотворил и соразмерил, который предопределил и указал прямой путь. Хвала Тому, Кто сотворил человека в прекраснейшем облике и который сказал:

هُوَ أَعْلَمُ بِكُمْ إِذْ أَنشَأَكُم مِّنَ الْأَرْضِ وَإِذْ أَنتُمْ أَجِنَّةٌ فِي بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ

«Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» (53:32),

وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ ۙ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, — быть может, вы будете благодарны» (16:78).

Хвала Аллаху, который ниспослал Священную Книгу, чтобы вывести людей из мраков к свету, который посылал пророков (а.с.), чтобы они доносили до людей Его послания, Его законы для регулирования жизни человека, которые гармонируют с природой людей и решают их проблемы.

Мир и благословение Пророку Мухаммаду (с.а.с.), который был послан как милость для миров, который донёс Шариат Аллаха, который вывел людей из мраков к свету, который принёс людям порядок от Всевышнего Аллаха — как правильно жить, и реализовал его на своём примере, прежде чем покинул этот мир и отправился к своему Господу.

Человек по своей природе отличается от остальных созданий. Его отличие заключается: в прекрасном облике; во внутренних побуждениях к совершению поступков (в особенности — инстинкт поклонения); в его разуме, с помощью которого он различает вещи и оценивает их в рамках своих поступков и возможностей. Все эти отличия связаны с одной великой отличительной миссией — наместничество на земле. Это — ноша, от которой отказались небеса, земля и горы, испугавшись её, но человек взвалил на себя эту великую ответственность.

Однако реальность такова, что человеческому роду свойственно ошибаться и сбиваться с истинного пути, когда люди перестают следовать тому порядку, который был ниспослан Аллахом. Из-за этого на земле распространяются несправедливость, произвол, несчастье и страдания. Одни чинят несправедливость в отношении других, сильный угнетает слабого. Тогда распространяются среди людей такие критерии, полагаясь на которые невозможно найти и установить справедливость. Эти критерии диктуются желаниями и страстями самих людей, либо они становятся направлены в угоду определённым группам. Их преподносят под красивыми обёртками, маскируют, искусственно приукрашают, как то демократию, мнение большинства. А на самом деле нет никакого различия между современным обманом и тем, что был во времена невежества, в эпоху прихода Пророка Мухаммада (с.а.с.), с разницей только лишь в названиях. Когда происходит отклонение человека от правильных критериев, тогда теряется суть его пребывания в этой жизни, он перестаёт отличаться тем, что он человек и призван нести великую ответственность.

В этой связи установленные самим человеком критерии в жизни без того, чтобы обратиться за этим к Всевышнему Аллаху, всегда будут характеризоваться ограниченностью и будут непригодны для осуществления миссии наместничества на земле! Причина этого кроется в следующем:

В основе вынесения решений человеком (т.е. в его критериях) лежат две вещи:

1 — Инстинкты, органические потребности и то, что вытекает из них (чувства и склонности).

2 — Его разум.

Что касается инстинктов и органических потребностей, то реальность их такова, что они представляют собой внутренние побуждающие факторы и толкают человека на их удовлетворение. Обычно этот процесс сопровождается определёнными настроениями. Таким образом, инстинкты и органические потребности играют роль всего лишь побуждающих факторов и сами по себе не определяют вид и способ их удовлетворения, а эта роль отведена уже разуму. Слепое следование человеком подобным инстинктивным и органическим позывам называется следованием страстям. Такое происходит с животным миром, когда у животных возбуждается один из инстинктов или органическая потребность, требуя своего удовлетворения, в результате чего, не беря во внимание никакие обстоятельства, рамки и критерии, животное непосредственно приступает к их удовлетворению. Более того, животный мир в этом смысле не может вести себя иначе, ведь его природа создана таковой — отвечать непосредственно на её запросы. 

Материал был подготовлен специально для радио Халифой Мухаммадом, Иордания
19 Джумада ас-сани 1438
18.03.2017