19
Вт, окт

Нет подчинения амиру в ослушании Всемогущего и Великого Аллаха, подчинение должно быть в одобряемом Шариатом

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

«Нам рассказал Мухаммад ибн Башшар… от Али ибн Абу Талиба (р.а.):

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بَعَثَ جَيْشًا وَأَمَّرَ عَلَيْهِمْ رَجُلًا فَأَوْقَدَ نَارًا فَقَالَ ادْخُلُوهَا فَأَرَادَ نَاسٌ أَنْ يَدْخُلُوهَا، وَقَالَ آخَرُونَ إِنَّمَا فَرَرْنَا مِنْهَا، فَذُكِرَ ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ لِلَّذِينَ أَرَادُوا أَنْ يَدْخُلُوهَا لَوْ دَخَلْتُمُوهَا لَمْ تَزَالُوا فِيهَا إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ، وَقَالَ لِلْآخَرِينَ قَوْلًا حَسَنًا، وَقَالَ: لَا طَاعَةَ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ

«Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) послал войско, во главе которого был назначен амир. [В пути] этот человек разжёг огонь, а затем обратился к своему войску со словами: «Войдите в него!». Часть войска была согласна войти, другая отказалась, при этом сказав: «Мы избегали его [т.е. мы приняли Ислам, чтобы не оказаться в Огне]». Когда об этом рассказали Пророку (с.а.с.), то в отношении тех, кто хотел войти в огонь, он (с.а.с.) сказал следующее: «Если бы они вошли в огонь, то не вышли бы из него до Судного дня!». Другой части он (с.а.с.) сказал следующее: «Нет подчинения в ослушании [Аллаху], подчинение должно быть в одобряемом [Шариатом]».1

Передаётся от Нафиа, а он — от Абдуллаха ибн Умара (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

عَلى الْمَرْءِ الْمُسْلِم السَّمْعُ والطَّاعَةُ فِيمَا أَحَبَّ وَكَرِهَ إِلَّا أَنْ يُؤْمَرَ بِمَعْصِيَةٍ فَإِنْ أُمِرَ بِمَعْصِيَةٍ فَلَا سَمْعَ وَلَا طَاعَةَ

«Каждый мусульманин должен слушаться и подчиняться в том, что любит или ненавидит, за исключением того, когда ему прикажут совершить грех. Если ему прикажут греховное, то нет послушания и подчинения».2

Табиин Хасан аль-Басри как-то упомянул смысл этого хадиса валию Ирака времён Язида ибн Абдуль-Малика. «Приводится, что Умар ибн Хубайра, будучи валием Ирака, позвал к себе Хасана аль-Басри и Амира ибн Шурахбиля, также известного как аш-Шааби. Когда они пришли, он обратился к ним со следующими словами: «Аллах сделал повелителя верующих Язида ибн Абдуль-Малика правителем для Своих рабов и сделал подчинение ему обязательным для людей. Как вы видите, он поручил мне править Ираком, после чего так же отдал под мою власть Персию. Иногда он присылает мне указы, справедливость которых вызывает у меня сомнения. Можете ли вы найти для меня оправдание в религии, если я буду подчиняться ему в этом и исполнять его веления? Аш-Шааби дал ответ, в котором прозвучало учтивость в адрес халифа и желание облегчить трудное положение, в котором оказался вали. Что касается Хасана аль-Басри, то он хранил молчание. Умар ибн Хубайра посмотрел на Хасана и спросил: «А ты что скажешь, о Абу Саид?».

На это Хасан аль-Басри сказал следующее: «О Ибн Хубайра! Бойся Аллаха в своём отношении к Язиду и не бойся Язида, когда дело касается Аллаха. Знай, что Аллах защищает тебя от Язида, а Язид не сможет защитить тебя от Аллаха. О Ибн Хубайра! Близится то время, когда снизойдёт к тебе ангел грубый и сильный, который не ослушивается Аллаха в том, что Он велит ему, он заберёт тебя с этого ложа и перенесёт из просторов дворца в тесную могилу. В могиле ты не найдёшь Язида, но обнаружишь только свои деяния, совершая которые ты пошёл наперекор Господу Язида. О Ибн Хубайра! Если ты будешь покорен Всевышнему Аллаху, то Он избавит тебя как в этом, так и в Последующем мирах от того трудного положения, в котором ты оказался из-за Язида. Если ты будешь вместе с Язидом совершать греховное, то Аллах отдаст тебя в распоряжение Язида. Знай, о Ибн Хубайра! Нет подчинения творению в ослушании Творца!». После этого Умар ибн Хубайра заплакал так, что борода его стала мокрой от слёз».3

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Сахих» Бухари.

2. «Сахих» Муслима.

3. Книга «Сувару мин хаяти ат-табиин», автор Абдуррахман Рафат аль-Баша.