1 — Проверка пригодности воспитательной среды:
Государство заботится о том, чтобы дети мусульман росли в исламской среде, потому что цель воспитания состоит в том, чтобы вырастить исламских личностей. Поэтому воспитательная среда должна оставаться исламской. Воспитывать детей мусульман могут только мусульмане. Если ребёнок достиг того возраста, когда он может обходиться без присмотра, другими словами, самостоятельно есть, одеваться, умываться, тогда его делами и воспитанием может заниматься только мусульманин. Когда же ребёнок находится ещё в том возрасте, когда не может обойтись без опеки, и в случае, если он оказался на попечении матери-немусульманки, то он остаётся у матери, пока не повзрослеет и не начнёт осознавать происходящее, разницу между отношением отца и матери, а после этого периода он переходит в руки имеющего право на опеку над этим ребёнком мусульманина, потому что у немусульманина не может быть опеки над мусульманином и для немусульманина не представляется возможным взращивать в ребёнке понятия и ценности Ислама. Аллах говорит:
وَلَن يَجۡعَلَ ٱللَّهُ لِلۡكَٰفِرِينَ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ سَبِيلًا
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
Сообщается:
عَنْ رَافِعِ بْنِ سِنَانٍ أَنَّهُ أَسْلَمَ، وَأَبَتِ امْرَأَتُهُ أَنْ تُسْلِمَ، فَأَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتِ: ابْنَتِي وَهِيَ فَطِيمٌ أَوْ شِبْهُهُ، وَقَالَ رَافِعٌ: ابْنَتِي، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: اقْعُدْ نَاحِيَةً. وَقَالَ لَهَا: اقْعُدِي نَاحِيَةً. قَالَ وَأَقْعَدَ الصَّبِيَّةَ بَيْنَهُمَا، ثُمَّ قَالَ: ادْعُوَاهَا. فَمَالَتِ الصَّبِيَّةُ إِلَى أُمِّهَا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: اللَّهُمَّ اهْدِهَا، فَمَالَتِ الصَّبِيَّةُ إِلَى أَبِيهِا فَأَخَذَهَا
«Рафи ибн Синан передаёт, что он принял Ислам, а его жена отказалась принимать Ислам. Она пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Это моя дочь». А она была уже отнята от груди или почти отнята. А Рафи сказал: «Это моя дочь!». Пророк ﷺ сказал: «Сядь здесь», — а потом сказал его жене: «А ты сядь вот здесь». Когда они сели, Посланник Аллаха ﷺ посадил девочку между ними и сказал: «Позовите её». И девочка потянулась к матери. Тогда Пророк ﷺ сказал: «О Аллах, направь её на верный путь!». И девочка потянулась к отцу, и он взял её». Хадис передали Ахмад и Насаи, а Хаким и Захаби отнесли его к категории сахих. Мы видим, что Посланник Аллаха ﷺ не захотел оставлять ребёнка у матери-немусульманки.
2 — Наблюдение за тем, как родители заботятся и воспитывают своих детей:
Изначально родители воспитывают ребёнка и заботятся о нём в соответствии с вышеприведёнными пунктами по собственным инстинктивным побуждениям и соблюдая соответствующие постановления Шариата. Но бывают ситуации, когда родители не выполняют свой шариатский долг, то есть не заботятся о ребёнке, не воспитывают и не выделяют на него достаточно средств. В таком случае государство обязывает родителей выделять на ребёнка достаточно средств и хорошо заботиться о нём. Если родители исправляются, то в этом — благо, а если не исправляются, тогда опека над ребёнком переходит к самому близкому и богобоязненному человеку из их рода. И уже этот человек будет опекать ребёнка и воспитывать его в правильной среде.
3 — Выделение средств на ребёнка:
Обеспечение жизнедеятельности ребёнка является частью функции государства, его долгом и обязанностью. Поэтому при распределении средств из общественного имущества младенцы с самого рождения вносятся в списки населения для получения своей доли. Если этих средств недостаточно, тогда государство обязано выделять дополнительные средства для родителей из государственного имущества, чтобы они могли тратить эти средства на ребёнка. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), будучи халифом мусульман, выделял на каждого ребёнка, отнятого от груди средства из государственной казны (Байт уль-Маль), чтобы родители могли тратить на своих детей. Но когда Умар (р.а.) узнал о том, что некоторые матери стараются быстрей отнять детей от груди, чтобы получить выплаты, он велел глашатаю провозгласить, что теперь средства будут выделяться на всех детей, независимо от возраста.
4 — Обеспечение образования и здравоохранения:
Государство обеспечивает медицинское обслуживание детей во всех областях здравоохранения и предоставляет бесплатное образование, гарантируя им доступ к обучению различным наукам, а также обеспечивая школами, лабораториями, транспортом и учителями, имеющими воспитательную и научную квалификацию и т.д. Также государство обеспечивает младенцев здоровыми продуктами питания, такими как молоко и биологически активные добавки, для тех, кто в них нуждается, обеспечивает необходимыми лекарствами и вакцинами для предотвращения различных заболеваний, обеспечивает просвещением в области общественного здравоохранения и питания, а также обеспечивает раннее выявление проблем со здоровьем и последующее наблюдение за лечением.
5 — Уход за детьми, потерявшими родителей:
Государство заботится о детях, потерявших родителей из-за войн, стихийных бедствий и т.д. Такие дети делятся на две категории:
- Сироты. Ислам призывает к хорошему обращению с сиротой, проявлять к нему доброту, а также уважать и почитать его личность. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَنَا وَكَافِلُ اليَتِيمِ في الجَنَّةِ هَكَذا وَأَشارَ بالسَّبَّابَةِ وَالوُسْطَى، وَفَرَّجَ بَيْنَهُمَا شَيْئًا
«В Раю я буду столь же (близок) к опекуну сироты», — после чего он сделал знак указательным и средним пальцами, разведя их в разные стороны» (Бухари).
В то же время Ислам запрещает притеснять и унижать сироту и быть с ним суровым, а также предостерегает тех, кто не чтит сироту. Аллах говорит:
كَلَّاۖ بَل لَّا تُكۡرِمُونَ ٱلۡيَتِيمَ
«Но нет! Вы же сами не почитаете сироту» (89:17).
Также Аллах говорит:
فَأَمَّا ٱلۡيَتِيمَ فَلَا تَقۡهَرۡ
«Посему не притесняй сироту!» (93:9).
Аллах предостерёг от ущемления прав сироты из-за его слабости, сказав:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَأۡكُلُونَ أَمۡوَٰلَ ٱلۡيَتَٰمَىٰ ظُلۡمًا إِنَّمَا يَأۡكُلُونَ فِي بُطُونِهِمۡ نَارٗاۖ وَسَيَصۡلَوۡنَ سَعِيرٗا
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнём и будут гореть в Пламени» (4:10).
Ислам не только побуждает людей заботиться о сиротах, но и сделал это обязанностью государства. Пророк ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ كَلًّا أَوْ ضَيَاعًا فَإِلَيَّ
«У кого остались бремя долгов и утрат, то на мне (их возмещение)» (Бухари).
В другом риваяте говорится:
وَمَنْ تَرَكَ دَيْنًا أَوْ ضَيَاعًا فَلْيَأْتِنِي فَأَنَا مَوْلاَهُ
«А если он (умрёт), оставив (неоплаченный) долг или нуждающихся детей, пусть они придут ко мне, ибо я — покровитель (для таких)».
Эти хадисы показывают, что забота о сиротах и немощных детях и исправление их положения является одной из обязанностей государства.
- Подкидыш и ребёнок, чей род неизвестен. Наличие подкидышей и беспризорников — это явление, распространённое в капиталистических странах и в странах, не применяющих положения Ислама в заботе о делах людей. В Праведном Халифате этого явления не существует, потому что он обеспечивает заботу и содержание детей через их родителей, а также заботится о слабых, как было сказано ранее. Но если это произошло, тогда государство вверяет ребёнка семье, которая будет его воспитывать, или предоставляет ему кого-то, кто будет о нём заботиться. Как было сказано, это происходит только в том случае, если род ребёнка неизвестен, в остальных случаях забота о ребёнке переходит к близким и богобоязненным родственникам.
6 — Обучение различным жизненным навыкам:
Государство обучает детей различным жизненным навыкам и искусствам, таким как плавание, верховая езда, стрельба, военное дело и способы взаимодействия с обществом. Эти способности развивают в детях уверенность и хорошие нравы и воспитывают юных героев с высокими навыками. Это поможет найти одарённых детей и развить их таланты и навыки, чтобы они могли быть активными членами общества. Такая политика заботы о детях поможет воспитать их государственными деятелями, лидерами Уммы и новаторами во всех областях. Именно такой была Умма на протяжении всей своей истории, и в первую очередь такими были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. Амр ибн Саляма (р.а.) стал имамом в намазе для своего народа в шесть лет, поскольку он больше остальных знал Коран. Передал Киляба от Амра ибн Салямы (р.а.):
...بَادَرَ كُلُّ قَوْمٍ بِإِسْلاَمِهِمْ، وَبَدَرَ أَبِي قَوْمِي بِإِسْلاَمِهِمْ، فَلَمَّا قَدِمَ قَالَ: جِئْتُكُمْ وَاللَّهِ مِنْ عِنْدِ النَّبِيِّ ﷺ حَقًّا، فَقَالَ: صَلُّوا صَلاَةَ كَذَا فِي حِينِ كَذَا، وَصَلُّوا صَلاَةَ كَذَا فِي حِينِ كَذَا، فَإِذَا حَضَرَتِ الصَّلاَةُ فَلْيُؤَذِّنْ أَحَدُكُمْ، وَلْيَؤُمَّكُمْ أَكْثَرُكُمْ قُرْآنًا. فَنَظَرُوا فَلَمْ يَكُنْ أَحَدٌ أَكْثَرَ قُرْآنًا مِنِّي، لِمَا كُنْتُ أَتَلَقَّى مِنَ الرُّكْبَانِ، فَقَدَّمُونِي بَيْنَ أَيْدِيهِمْ، وَأَنَا ابْنُ سِتٍّ أَوْ سَبْعِ سِنِينَ…
«<…> все (племена) бросились принимать Ислам. Мой отец принял Ислам раньше, чем другие люди из моего племени, а когда вернулся (после встречи с Пророком ﷺ), сказал: «Клянусь Аллахом, я вернулся к вам от истинного Пророка ﷺ, который сказал: «Совершайте такую-то молитву в такое-то время и совершайте такую-то молитву в такое-то время, а когда настанет время молитвы, пусть кто-нибудь из вас объявляет о ней, и пусть будет имамом для вас тот, кто лучше всех знает Коран». После этого (мои соплеменники) стали (искать такого человека), однако не нашлось никого, кто знал бы Коран, (аяты) которого я запоминал со слов караванщиков, лучше меня, и они поставили меня вперёд, хотя было мне (только) шесть или семь лет <…>» (Бухари).
Усама ибн Зайд возглавил войско, в рядах которого были великие сподвижники, когда ему не было и двадцати лет. Вспомним первых мусульман, которые отозвались на призыв Посланника Аллаха ﷺ и понесли вместе с ним призыв в Мекке: Али ибн Абу Талиб принял Ислам в возрасте 8 лет, аз-Зубайр ибн аль-Аввам — 8 лет, Тальха ибн Убайдуллах — 11 лет, аль-Аркам ибн аль-Аркам — 12 лет, Абдуллах ибн Масуд — 14 лет, Саид ибн Зайд — менее 20 лет, Саад ибн Абу Ваккас — 17 лет, Масуд ибн Рабиа — 17 лет, Джафар ибн Абу Талиб — 18 лет, Сухайб ар-Руми — менее 20 лет.