24
Вс, нояб

Завещание для зу-архам (единоутробного родственника)

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! После приветствия, дорогой наш шейх, хочу пожелать Вам, чтобы Аллах оберегал и опекал Вас!

В книге «Имущество в государстве Халифат» («Аль-Амваль»), в главе «Имущество того, у кого нет наследников» на странице 118 говорится следующее: «Всё имущество, было оно движимое или недвижимое, владельцы которого умерли, а наследник зу-фуруд, (которому) обязательно (нужно дать наследство по его праву), не потребовал своё право, и не нашлось асаба (того, кто получает всё оставшееся наследство после того, как остальным наследникам отдадут полагающуюся им часть наследства по праву), т.к. у умершего человека не было наследника, жены, детей, отцов (отец, дед и дяди со стороны отца), матерей (мать, бабушка и тёти), братьев, сестёр, как и не было асаба, – в таком случае это имущество переходит в Байт уль-Маль (казну)». Вопрос: «Означает ли это, что Хизб принял как табанни (окончательное решение) то, что зу-архам (единоутробные родственники) не являются наследниками, если отсутствуют зу-фуруд (наследники по обязательному праву) и асаба (наследники всего оставшегося наследства)? Т.е. если умер человек, и у него нет наследника из зу-фуруд и нет асаба, но есть близкие родственники из числа зу-архам, то в этом случае наследственное имущество переходит в Байт уль-Маль, и зу-архам не имеет права потребовать себе ничего из наследства?».

Если это так, то как быть, когда приводится от Сахля ибн Хунейфы, что мужчина выпустил в другого мужчину стрелу и убил его, и у того не осталось никого, кроме дяди со стороны матери. О нём написал Абу Убайда Умару, и Умар ответил ему: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اللَّهُ وَرَسُولُهُ مَوْلَى مَنْ لاَ مَوْلَى لَهُ وَالْخَالُ وَارِثُ مَنْ لاَ وَارِثَ لَهُ

«Аллах и Его Посланник – опекуны тому, у кого нет опекуна. Дядя со стороны матери – наследник того, у кого нет наследника»».

Передали хадис ат-Тирмизи, Нисаий, Ибн Маджа, Ахмад и Ибн Хиббан. Имам ат-Тирмизи сказал, что этот хадис хороший, достоверный. Его также подтвердил Ибн Хиббан. Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис – хасан (хороший хадис)».

Также приводит Мукаддам ибн Мадикраб, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ تَرَكَ كَلاً فَإِلَيَّ (وَرُبَمَا قَالَ: إِلَى اللهِ وِإِلَى رَسُوْلِهِ) وَمَنْ تَرَكَ مَالاً فَلِوَرَثَتِهِ وَأَنَا وَارِثٌ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ أَعْقِلُ لَهُ وَأَرِثُهُ وَالْخَالُ وَارِثٌ مَنْ لاَ وَارِثَ لَهُ يَعْقِلُ عَنْهُ وَيَرِثُهُ

«Кто оставил сироту, то он – мне (т.е. «на моей опеке») (а возможно, он ﷺ сказал: «к Аллаху и Его Посланнику»). Тот, кто оставил имущество, то оно (переходит) к его наследнику. Я – наследник того, у кого нет наследника, управляю (его наследством) по уму, и я наследую ему. Дядя по матери – наследник того, у кого нет наследника, он управляет по уму от него (от его имени) и наследует ему».

Хадис передали Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Тахавий, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Байхакый, Ибн Харуд.

Передал Абу Асим от Ибн Джариха, от Амра ибн Муслима, от Тауса, от Аиши (р.а.), которая сказала: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلْخَالُ وَارِثٌ مَنْ لاَ وَارِثً لَهُ

«Дядя со стороны матери – наследник того, у кого нет наследника»».

Передали хадис ат-Тирмизи и Даракутний. Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис – хасан». Удивляет то, что эти хадисы уверенно указывают, что дядя со стороны матери является наследником. Дядя со стороны матери является единоутробным родственником, а значит – эти хадисы указывают на то, что одноутробные родственники являются наследниками.

Передаётся от Уасия ибн Хиббана: «Умер Сабит ибн Дахдаха, не оставив после себя ни наследника, ни асаба. Дело о нём было поднято к Посланнику Аллаха ﷺ, и он ﷺ спросил у Асима ибн Адия: «Оставил ли он после себя кого-нибудь?». Он ответил: «О Посланник Аллаха, он никого не оставил». И после этого Посланник Аллаха ﷺ отдал его имущество сыну его брата Абу Лубабе ибн Абд аль-Мунзиру». Имам ас-Суютий в книге «Джамиа аль-Ахадис» сказал: «Саид ибн Мансур и его цепочка – достоверные (сахих)».

Передаётся от Уасия ибн Хиббана: «Умер Сабит ибн Дахдаха... и сказал Пророк ﷺ:

هل له من وارث

«Есть ли у него наследник?».

Люди не нашли ему наследника». Ибн Хиббан говорит: «Тогда Пророк ﷺ отдал его наследство сыну его брата Абу Любабе ибн Абд Аль-Мунзиру», – передал Абд ар-Раззак в «Муснафе».

Я премного благодарна Вам за внимание и за Ваш ответ, наш дорогой шейх. Пусть Аллах воздаст Вам благом и даст победу и утверждение с Вашей верной руки. Я прошу прощения за растянутый вопрос. Ваша сестра Умму Факих Абдуррахман (Yuce Ulfa).

Ответ:

И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение.

Прежде чем ответить на этот вопрос, хорошо бы разъяснить следующее:

Те, у кого есть близкая связь с умершим, делятся на три категории согласно науке о наследовании:

1. Обладатели фардов (зу-фуруд). У них есть определённая доля в наследовании согласно текстам Шариата.
2. Асаба. Это те, у которых нет определённой доли в наследстве, выдаваемой им в обязательном порядке, но Шариат предписал им право забрать то, что останется из наследства.
3. Зу-архам. Это остальные родственники, которые не являются зу-фуруд и асаба. Они бывают десяти видов:
1) Дядя со стороны матери.
2) Тётя со стороны матери.
3) Дед со стороны матери.
4) Ребёнок дочери.
5) Ребёнок сестры.
6) Дочь брата.
7) Дочь дяди со стороны отца.
8) Тётя со стороны отца.
9) Дядя матери со стороны её отца.
10) Сын брата матери.

И те, кто ниже их.

Нет противоречий среди мусульман в том, что зу-фуруд и асаба наследуют согласно ясным доказательствам. Аяты о наследовании и хадисы – достоверны. Доказательства – ясные, и на их основе они наследуют... Что же касается зу-архам, то касательно наследования ними появились противоречия ещё во времена сподвижников, табиинов и учёных фикха после них...

Среди них были те, кто говорил о том, что зу-архам являются наследниками. Это были такие сподвижники, как Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, передавшие известные риваяты... Также среди табиинов этого придерживались Шарийх и Хасан аль-Басри...

Среди них были и те, кто говорил, что зу-архам не являются наследниками. Это были такие сподвижники, как Зейд ибн ас-Сабит и Ибн Аббас (в одном из риваятов от него)... Также среди табиинов этого придерживались Саид ибн аль-Мусийб и Саид ибн Джубейр...

Имам Шафии сказал, что у зу-архам нет права в наследовании, и Байт уль-Маль имеет превосходство над ними в этом... Имам Абу Ханифа сказал, что зу-архам имеют превосходство перед Байт уль-Маль в наследовании.

Таким образом, это – спорный вопрос, и я отвечу Вам согласно принятому нами:

1. Да, Хизб принял окончательное решение о том, что зу-архам не являются наследниками, если отсутствуют зу-фуруд и асаба. Об этом говорится в текстах, приведённых в книге «Имущество в государстве Халифат». Самый ясным из этих текстов, приведённый в социальной системе под названием «Единоутробные узы»:

وقد جعل الإسلام الأقارب قسمين أحدهما الأقارب الذين يمكن أن يرثوا الشخص إذا مات. والثاني أولو الأرحام. أما الذين لهم حق الإرث فهم أصحاب الفروض والعصبات، أما ذوو الأرحام فهم غير هؤلاء، وهم من لا سهم لهم في الميراث وليسوا بعصبة. وهم عشرة أصناف: الخال والخالة، والجد لأم، وولد البنت وولد الأخت، وبنت الأخ، وبنت العم، والعمة، والعم لأم، وابن الأخ لأم ومن أدلى بأحد منهم. وهؤلاء لم يجعل الله لهم نصيباً في ميراث الشخص مطلقاً

«Ислам разделил родственников на две части. Одна из них – это та, которая может наследовать за умершим. Вторая часть – это единоутробные родственники (зу-архам). Те, кто имеет право наследовать, называются обладателями фардов (зу-фуруд) и асаба. Что же касается зу-архам, то они – не из их числа. Они не разделяют наследство и не являются асаба. Они бывают десяти  видов:

1) Дядя со стороны матери.
2) Тётя со стороны матери.
3) Дед со стороны матери.
4) Ребёнок дочери.
5) Ребёнок сестры.
6) Дочь брата.
7) Дочь дяди со стороны отца.
8) Тётя со стороны отца.
9) Дядя матери со стороны её отца.
10) Сын брата матери.

И те, кто ниже их. Аллах абсолютно не выделил им доли в наследовании за человеком».

Мы приняли это мнение, имея на то веские доказательства.

2. Если умер человек, и у него нет наследника из числа зу-фуруд и асаба, то его наследником становится Байт уль-Маль аль-муслимий. Доказательства на это следующие:

— Вывел Хаким в «Мустадраке» и сказал, что этот хадис сахих по условию Бухари и Муслима, но сами они не вывели его:

عَنْ رَاشِدِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أَبِي عَامِرٍ الْهَوْزَنِيِّ، عَنِ الْمِقْدَامِ الْكِنْدِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: أَنَا مَوْلَى مَنْ لَا مَوْلَى لَهُ أَرِثُ مَالَهُ

«От Рашида ибн Саада, от Амира ибн аль-Гаузания, от аль-Микдама, от Посланника Аллаха ﷺ: «Я – опекун того, у кого нет опекуна, и я наследую его имущество...»».

— Вывел Ибн Хиббан в своём «Сахихе»:

عن رَاشِدِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أَبِي عَامِرٍ الْهَوْزَنِيِّ، عَنِ الْمِقْدَامِ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ قَالَ: مَنْ تَرَكَ كَلًّا فَإِلَيْنَا، وَمَنْ تَرَكَ مَالًا فَلِوَرَثَتِهِ، وَأَنَا وَارِثُ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ

«От Рашида ибн Саида, от Абу Амира аль-Гаузания, от аль-Микдама, от Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Тот, кто оставил сироту, то он – на нас (на нашей опеке), кто оставил имущество, то оно – его наследнику. Я – наследник того, у кого нет наследника...»».

— Ибн Маджа вывел в своём «Сунане»:

عَنْ رَاشِدِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أَبِي عَامِرٍ الْهَوْزَنِيِّ، عَنِ الْمِقْدَامِ الشَّامِيِّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: أَنَا وَارِثُ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ، أَعْقِلُ عَنْهُ وَأَرِثُهُ

«От Рашида ибн Саида, от Абу Амира аль-Гаузания, от аль-Микдама аш-Шамия передаётся: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Я – наследник того, у кого нет наследника, управляю по уму, и я наследую ему...»»».

Эти хадисы – ясные, и доказательства понятны, что если человек умер, и нет у него наследника, то за ним наследует Посланник ﷺ, потому как он – покровитель мусульман, покровитель того, у кого нет покровителя. Также покровителями мусульман после него становятся халифы, халифы становятся покровителями тех, у кого нет покровителя, наследниками тех, у кого нет наследника. Халиф наследует не для себя лично, а в пользу Байт уль-Маль аль-муслимийн. Именно туда определятся имущество того, у кого нет наследника, т.е. оно переходит из частного владения во владение государства. Имущество помещается в Байт уль-Маль, после чего халиф по своему усмотрению тратит это имущество в интересах мусульман.

3. Хизб утвердил, что зу-архам не являются наследниками из-за того, что доказательства из Корана и Сунны подробно изложены, законы наследования разъяснены и чётко видно, кто имеет право на наследование:

— Зу-фуруд. Из числа доказательств о них – слова Аллаха Всевышнего:

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الْأُنْثَيَيْنِ فَإِنْ كُنَّ نِسَاءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِنْ كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلِأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِنْ كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلِأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِنْ كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلِأُمِّهِ السُّدُسُ مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْن

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достаётся доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребёнок. Если же у него нет ребёнка, то ему наследуют родители, и матери достаётся одна треть. Если же у него есть братья, то матери достаётся одна шестая. Таков расчёт после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга...» (4:11).

Также сказал Всевышний:

ولكم نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُنَّ وَلَدٌ فَإِنْ كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِنْ لَمْ يَكُنْ لَكُمْ وَلَدٌ فَإِنْ كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُمْ مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَإِنْ كَانَ رَجُلٌ يُورَثُ كَلَالَةً أَوِ امْرَأَةٌ وَلَهُ أَخٌ أَوْ أُخْتٌ فَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا السُّدُسُ فَإِنْ كَانُوا أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ فَهُمْ شُرَكَاءُ فِي الثُّلُثِ مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصَى بِهَا أَوْ دَيْنٍ

«Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жёны, если у них нет ребёнка. Но если у них есть ребёнок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. Таков расчёт после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребёнка. Но если у вас есть ребёнок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. Таков расчёт после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга...» (4:12).

— Асаба. Доказательством на эту категорию людей служат хадисы Посланника Аллаха ﷺ, выведенные Бухари и Муслимом от Ибн Аббаса (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

أَلْحِقُوا الفَرَائِضَ بِأَهْلِهَا، فَمَا بَقِيَ فَلِأَوْلَى رَجُلٍ ذَكَرٍ

«Отдайте обязательные доли тем, кто имеет на них право. Остаток передайте ближайшему мужчине».

Т.е. «отдайте ближайшему наследнику из числа асаба». В книге «Фатху ль-Барий» говорится: «Сказал аль-Хатабий: «Тут имеется в виду ближайший мужчина-родственник из числа асаба». Сказал Ибн Баттал: «Под «первым мужчиной» имеется в виду мужчина из числа асаба после ахлю фуруд (зу-фуруд), если он после них был самым близким родственником умершего, и он имеет право (забрать всё) больше, чем более далёкие родственники, а если имеются столь же близкие из числа асаба, то они – равноправные соучастники раздела...»».

На это нет ответных доводов о том, что зу-архам имеют долю в наследстве. Пророк ﷺ подтвердил это в хадисе, переданном ат-Тирмизи от Абу Умамы аль-Бахилия, который сказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ يَقُولُ فِي خُطْبَتِهِ عَامَ حَجَّةِ الوَدَاعِ: إِنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى قَدْ أَعْطَى لِكُلِّ ذِي حَقٍّ حَقَّهُ، فَلَا وَصِيَّةَ لِوَارِثٍ

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальной проповеди при хадже: «Аллах Благословенный и Всевышний дал каждому владельцу права его право, и нет завещания наследнику»».

Хадис о прощальной проповеди при хадже Пророка ﷺ является одной из его последних речей перед смертью. Хадис коснулся также и темы наследования. Из него понимается, что право на наследство имеют те, кому Аллах ﷻ дал право в наследовании согласно тому, как говорится в Коране и Сунне Посланника Аллаха ﷺ, а именно – это зу-фуруд и асаба. В число наследников зу-архам не входят, т.к. Аллах не дал им доли в наследстве.

4. Что же касается вопроса касательно риваятов о том, что зу-архам имеют право в наследстве, то это не так. Мы рассмотрим это из следующих доказательств:

а) Передал ат-Тирмизи в своём «Сунане» от Абу Умамы, от Сахля ибн Хунейфы, который сказал:

كَتَبَ مَعِي عُمَرُ بْنُ الخَطَّابِ إِلَى أَبِي عُبَيْدَةَ: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ: اللَّهُ وَرَسُولُهُ مَوْلَى مَنْ لَا مَوْلَى لَهُ، وَالخَالُ وَارِثُ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ

«Умар ибн аль-Хаттаб написал через меня Абу Убайде: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах и Его Посланник – опекуны над теми, у кого нет опекуна, и дядя со стороны матери – наследник того, у кого нет наследника»»».

Но есть и второй риваят, который объясняет мотив (иллят). Передал Абу Дауд в своём «Сунане» от аль-Микдама, который сказал:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَنْ تَرَكَ كَلًّا فَإِلَيَّ» وَرُبَّمَا قَالَ: إِلَى اللَّهِ وَإِلَى رَسُولِهِ، وَمَنْ تَرَكَ مَالًا فَلِوَرَثَتِهِ، وَأَنَا وَارِثُ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ، أَعْقِلُ لَهُ وَأَرِثُهُ، وَالْخَالُ وَارِثُ مَنْ لَا وَارِثَ لَهُ، يَعْقِلُ عَنْهُ وَيَرِثُهُ

«Сказал Посланник Аллаха ﷺ «Кто оставил сироту, то он – на мне», – или же сказал «то он (на попечении) Аллаха и Его Посланника». «Кто оставил имущество, то оно – для его наследника. Я – наследник тому, у кого нет наследника, управляю по уму и наследую ему. Дядя со стороны матери – наследник того, у кого нет наследника, управляет по уму от него (от его имени) и наследует ему»».

Объединение двух хадисов разъясняет то, что под дядей со стороны матери имеется в виду тот, кто «управляет по уму от него (от его имени)», т.е. он – управляющий имуществом, а управляющим может быть только родственник из числа асаба, а другие, такие как братья матери и прочие представители зу-архам, кто не из числа асаба, не являются управителями. «Управителем является мужчина-асаба, т.е. братья умершего, его дяди со стороны отца и их дети, внуки, правнуки и т.д. Они являются теми, кто выплачивает долг за непреднамеренное убийство, потому как только управитель имущества выплачивает этот долг. Управитель – это мужчина: брат, дядя со стороны отца, его дети вплоть до третьего колена» («Наказания», глава «Тот, кто выплачивает долг»).

Таким образом, в хадисе под дядей со стороны матери имеется в виду мужчина из числа асаба, который стал таким из-за его женитьбы на дочери дяди со стороны отца, и в таком случае сын дяди со стороны матери становится словно сыном дяди со стороны отца, т.е. членом асаба, а не только зу-архам. Итак, хадис говорит, что тот, кто умер, и у него не было наследников из числа зу-фуруд, но был дядя со стороны матери из числа асаба, – то он является наследником, и если асаба наследует, то в таком случае нет противоречий.

б) Приводится в «Сунане» Саида ибн Мансура и в «Каназ аль-Амаль» от Мухаммада ибн Яхьи ибн Хиббана, от его дяди Уасиа ибн Хиббана, который сказал:

توفى ثابت بن الدحداحة ولم يدع وارثا ولا عصبة فرفع شأنه إلى رسول الله ﷺ فسأل عنه عاصم بن عدى هل ترك من أحد فقال يا رسول الله ما ترك أحدا فدفع رسول الله ﷺ ماله إلى ابن أخته أبى لبابة بن عبد المنذر

«Умер Сабит ибн Дахдаха, не оставив после себя ни наследника, ни асаба. Дело о нём было поднято Посланнику Аллаха ﷺ, и он ﷺ спросил Асима ибн Адия: «Оставил ли он после себя кого-нибудь?». Тот сказал: «О Посланник Аллаха, он никого не оставил». И после этого Посланник Аллаха ﷺ отдал его имущество сыну его брата Абу Лубабе ибн Абд аль-Мунзиру».

Ас-Суюти сказал в «Джамиа хадис», что цепочка этого хадиса достоверна. Из этого риваята ясно видно, что Сабит ибн Дахдаха не оставил ни наследника, ни асаба, т.е. не оставил правового наследника, и Пророк ﷺ определил это имущество для сына брата умершего, но не потому, что у того было право в наследстве, т.е. Пророк ﷺ на основании того, что был имамом (т. е. лидером) отдал сыну сестры имущество умершего, ибо Пророк ﷺ как имам имел на это право. Этот хадис является доказательством того, что зу-архам не являются обладателями права в наследстве. Это ясно видно в начале риваята: «и не оставил после себя ни наследника, ни асаба».

Это подтверждается тем, что однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили о наследстве тёти со стороны отца и тёти со стороны матери, и он ﷺ сказал:

لا ميراث لهما

«Нет наследства для них двоих».

Хадис полностью звучит так:

Вывел аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» от двух «Сахихов» и сказал: «Этот хадис – с достоверной цепочкой»:

عَنِ ابْنِ عُمَرَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: أَقْبَلَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ عَلَى حِمَارٍ فَلَقِيَهُ رَجُلٌ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ رَجُلٌ تَرَكَ عَمَّتَهُ وَخَالَتَهُ لَا وَارِثَ لَهُ غَيْرُهُمَا، قَالَ: فَرَفَعَ رَأْسَهُ إِلَى السَّمَاءِ، فَقَالَ: «اللَّهُمَّ رَجُلٌ تَرَكَ عَمَّتَهُ وَخَالَتَهُ لَا وَارِثَ لَهُ غَيْرُهُمَا» ثُمَّ قَالَ: «أَيْنَ السَّائِلُ؟» قَالَ: هَا أَنَا ذَا، قَالَ: لَا مِيرَاثَ لَهُمَا

«От Ибн Умара (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ приблизился на осле; его встретил мужчина и спросил: «О Посланник Аллаха! Мужчина оставил свою тётю со стороны отца и тётю со стороны матери и никакого иного наследника, кроме них двоих». Далее он (Пророк ﷺ) поднял руки к небу и сказал: «О Аллах! Мужчина оставил свою тётю со стороны отца и тётю со стороны матери и никакого иного наследника, кроме них двоих!», – после чего спросил: «Где спрашивавший?». Тот подошёл к нему и сказал: «Вот, это я». Пророк ﷺ сказал: «Нет наследства для них двоих»»».

Тётя со стороны отца и тётя со стороны матери являются первейшими единоутробными родственниками, и вместе с тем Посланник Аллаха ﷺ не включил их в число наследников.

в) Но хадис Абу Лубабы говорит о том, что даже если у умершего не было наследника и не было асаба, то всё же халиф может дать его наследство родственникам зу-архам, всем или некоторым, т.е. не является фардом (обязательным) передать всё имущество в Байт уль-Маль, если у мёртвого были родственники зу-архам. Это не противоречит нашим словам в книге «Аль-Амваль», что имущество умершего переходит в Байт уль-Маль, если у него не было наследников зу-фуруд и асаба, потому как именно халиф тратит эти средства в соответствии с тем, как он видит это в интересах мусульман. Он может передать имущество умершего в пользу родственников зу-архам, если у него не нашлось наследника зу-фуруд и асаба. В случае же, если нет Байт уль-Маль аль-муслимийн из-за отсутствия халифа, то имущество умершего, у которого нет наследников зу-фуруд и асаба, переходит к родственникам зу-архам, т.к. такой родственник имеет превосходство перед другими в случае отсутствия халифа.

Это – мнение, к которому я склонился в вопросе наследования зу-архам, но Аллах знает лучше.


Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
Ответ взят со страницы амира в соцсети «Фейсбук»
20 Рамадана 1436 г.х.
07.07.2015 г.

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» (Фикх)