05
Вт, авг

Исламская акыда — основа спасения и жизненный ориентир

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Слово «акыда» в языковом значении — это то, что прочно укоренилось в сердце. В шариатском смысле — это вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в Судный день и в предопределение, как в хорошее, так и в плохое.

Как передано в двух сахихах от Умара ибн аль-Хаттаба, один человек пришёл к Пророку ﷺ, спрашивал его и подтверждал сказанное им, пока не спросил: «Расскажи мне об имане (вере)?» Он ﷺ ответил:

أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

«Это верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в Последний день и верить в предопределение, как в хорошее, так и в плохое».

Акыда — это твёрдое, убеждённое признание, соответствующее реальной действительности и основанное на доводе. Акыда Ислама — это разумная акыда, то есть человек должен использовать свой разум, дабы уверовать в существование Творца, Свят Он и Велик, в то, что Он создал вселенную из небытия, и в то, что ничто из Его творений не подобно Ему. Также, чтобы уверовать в то, что Коран — Слово Аллаха, а Мухаммад ﷺ — Его посланник. После этого человек уже верует во всё то, что пришло в передаваемых текстах, касающихся основ веры, и роль разума здесь заключается в категоричном признании того, что исходит из неоспоримых доводов о том, чего сам разум не в состоянии постичь.

Исламская акыда — это политическая акыда. Это не духовно-священническая акыда, в которой человек ограничивается лишь убеждением в то, что у вселенной есть Творец, отделяя эту убежденность либо частично, или же полностью от своей повседневной жизни. Напротив, исламская акыда является политической акыдой в том смысле, что из неё вытекает система, которая управляет жизнью и интересами человека, регулирует и заботится о его делах. Из этой акыды вытекают нормы исламского права, которые упорядочивают все взаимоотношения человека — со своим Творцом, с самим собой и с другими творениями. В числе этих взаимоотношений — политические отношения между правителем и подданными. Суть этих отношений в том, что одному лишь Аллаху, Творцу вселенной, принадлежит право на власть, управление и распоряжение тем, что Он сотворил.

Из этого мы понимаем, что одно из следствий акыды — это регулирование вопроса господства. Мусульманин убеждён, что господство принадлежит Аллаху. Отсюда и появился термин «Акыда аль-хакмийя» — вера в то, что господство принадлежит Аллаху.

Акыда является основой коренных изменений в мышлении и внутреннем мире человека, она формирует из него исламскую личность. «Акыда аль-хакмийи» — это первое практическое следствие слов единобожия, то есть свидетельства «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад — Расулюллах». Без «Акыды аль-хакмийи» эти слова теряют своё истинное значение, а их воздействие становится поверхностным и мимолётным. «Акыда аль-хакмийя» — это практическое требование претворения исламского образа жизни. Иначе говоря, она является сутью борьбы между Исламом и неверием.

По мнению исследователей акыды, «Акыда аль-хакмийа» заключается в двух вещах.

Первая из них — это «аль-хакмийя ат-таквинийа», то есть убеждение в том, что Аллах Всевышний является Творцом мироздания: Он Тот, Кто сотворил его, Кто определяет судьбы и управляет всем, что происходит. Этого никто не отрицает, кроме атеистов.

Однако предмет нашего обсуждения — это вторая сторона: «аль-хакмийя ат-ташрийа», то есть господство в законодательстве. И по степени важности сводится к трём вопросам, которые мы сейчас объясним.

Верно, что неверующие не желают Ислама в целом. Но есть три момента, и если им удастся достичь хотя бы одного из них, они получат контроль над Исламом и мусульманами:

Первое — это лишение Корана святости. Востоковеды написали по этому поводу книгу под названием «История Корана», на её написание ушло около 80 лет. Автором этого труда был главный Шайтан среди востоковедов — Теодор Нёльдеке. Их позиция заключалась в том, что Коран — это человеческая речь, открытая для критики, анализа, обсуждения, размышления. То есть, по их мнению, он не является сакральным и неприкосновенным. Однако в этом плане они не добились успеха, потому что мусульмане почитают свою религию, несмотря ни на какие обстоятельства.

Второе — это подрыв достоверности Сунны и нападки на такие книги, как сборники хадисов аль-Бухари, Муслима и других. Но и в этом они не достигли широкого успеха среди основной массы мусульман. Да, им удалось привлечь к себе некоторых людей, называющих себя «просвещёнными», но эти отдельные личности не смогли впрыснуть свою отраву в тело Исламской Уммы. Следовательно, подрыв Сунны также не дал результатов.

Третье — это борьба против «Акыды аль-хакмийя». И вот здесь они действительно добились успеха и смогли подчинить себе мусульман. Мы разъясним, как именно они преуспели в некоторых вещах, чтобы это стало понятнее.

Коран приказывает держаться за вервь Аллаха, но они смогли разделить Умму.

Коран запрещает дружбу с неверными, однако сегодня мусульмане прибегают к Совету Безопасности и Международному уголовному суду — к колониальным структурам, служащим только интересам неверных. И сама реальность — наилучшее тому доказательство.

Коран велит вести джихад ради возвышения слова Аллаха, а мусульмане сегодня воюют между собой за национальные границы, забыв про свою веру:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Воистину, верующие — братья» (49:10). Коран не признаёт иной системы, кроме исламской, но неверные смогли внедрить в мусульманские страны республиканские и монархические режимы и другие системы, противоречащие исламской акыде. Эти режимы закрепляют раздробленность Уммы. Коран приказывает помогать братьям-мусульманам, подвергающимся притеснению в любой стране, однако сегодня Газа умирает, а армии стоят на страже границ, прочерченных колонизаторами в соглашении Сайкса-Пико.

В Коране есть более шестидесяти аятов, посвящённых теме господству Аллаха, Его власти и Его законодательству.

Именно поэтому без «Акыды аль-хакмийи» свидетельство «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад — Расулюллах» теряет своё полное значение. Более того, без неё невозможно достичь подлинной веры. Об этом говорит Всевышний Аллах:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيماً

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Без «Акыды аль-хакмийи» Ислам превращается просто в набор ритуалов, выполняемых в мечетях. Причём со временем и эти обряды отдаляются от связи со своим смыслом и сутью.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيُنْقَضَنَّ عرى الإسلام عُرْوَةً عُرْوَةً فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضاً الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلاَةُ

«Узы Ислама будут разрушаться одно за другим. И каждый раз, когда будет разрушаться одна из них, люди будут цепляться за следующую. Первая из них — это власть, последняя — молитва» (Ахмад).

Именно поэтому обязанность установления правления Шариатом Ислам определил венцом всех обязательств. Если это утрачено, теряются и остальные предписания, пока не останется лишь намаз.

Сегодня, если взглянуть на происходящее, видно, что люди живут по разным критериям. У каждого свой стандарт. Один человек измеряет всё личной выгодой, ему нет дела до общества, государства, даже до своей религии. Он берёт из Ислама только то, что касается его лично: молитва, пост и т.п. И говорит: «Оставь творение его Творцу!» Такой человек и подобные ему — они что есть, что их нет. Они существуют только ради себя. Аллах говорит о таких:

أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ

«Разве ты не видел того, кто сделал своим божеством свои страсти?» (43:25). Человек, живущий ради выгоды, неизбежно следует своим страстям, он избирательно подходит к религии Аллаха: берёт только то, что соответствует его интересам, а касательно того, что противоречит, делает вид, что не слышал.

Второй тип — это тот, кто слепо следует за своим шейхом, вождём или начальником. Такой человек превращает своего руководителя, такого же человека, как он сам, в господина, помимо Аллаха. Сообщается, что Ади ибн Хатим расказывал:

«Я пришёл к Пророку , на мне был золотой крест. Я услышал, как он читал: اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَاباً مِنْ دُونِ اللهِ «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31). Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Они не поклонялись им». Он сказал: أَجَلْ، وَلَكِنْ يُحِلُّونَ لَهُمْ مَا حَرَّمَ اللهُ فَيَسْتَحِلُّونَهُ، وَيُحَرِّمُونَ عَلَيْهِمْ مَا أَحَلَّ اللهُ فَيُحَرِّمُونَهُ، فَتِلْكَ عِبَادَتُهُمْ لَهُمْ «Да, но ведь они делали дозволенным то, что Аллах запретил, и запрещали то, что Аллах дозволил, и люди следовали за ними. Это и есть их поклонение им».

А третий — это человек, живущий на основе акыды, то есть по убеждению. Его критерием в жизни является Шариат Аллаха. Он следует ему, куда бы он ни вёл, и не обращает внимания на то, противоречит ли это его предполагаемой выгоде. Для него в жизни нет иного властителя, кроме Аллаха.

 

Мияс аль-Мукарди, Йемен
23.07.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая