24
Вс, нояб

Передача в вакф земли хараджа

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой шейх!

Буду признателен, если ответите на мои два вопроса: 1) Каковы шариатские доказательства того, что передать землю в вакф можно только в том случае, если имеешь полное право собственности на землю? 2) Есть ли другие отличия между землёй ушра и землёй хараджа?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Во-первых, в вопросе передачи в вакф земли хараджа мнения учёных расходятся.

• Некоторые учёные Ислама считают, что дозволено передавать в вакф то, что возведено или выращено на земле хараджа, как то строения или сады. Например, если кто-то построил на собственной земле хараджа школу, то может передать её в вакф для учащихся; если кто-то вырастил на собственной земле хараджа оливковый сад, то может передать плоды в вакф для бедных и нуждающихся. Однако, по мнению этой группы учёных, передача должна произойти на постоянной основе.

В Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции пишется:

«Ибн Абидин сообщил, что аль-Хассаф сказал: «Дозволено передавать в вакф рыночные лавки, если земля находится в аренде у тех, кто построил эти лавки, и если правитель не забрал у них эту землю. Другими словами, если мы видим, что земля принадлежит тем, кто возвёл на ней строения, т.е. они получили землю по наследству и разделили её между собой, а правитель не вмешивался в судьбу этой земли и не беспокоил владельцев по этому вопросу, а лишь брал урожай, в то время как земля переходила из рук в руки. Так продолжалось долгое время, на протяжении которого владельцы заключали сделки по этой земле или сдавали в аренду. Также эту землю они могли оставлять в завещание, разрушать на ней строения, восстанавливать их или воздвигать новые. В таком случае передача в вакф разрешена». Ибн Абидин сказал: «Если это решение принято во время открытия и на постоянной основе».

Если он выращивает на этой земле сад, то может передавать его в вакуф так же, как и строение. Но если он только оградил эту землю или просто удобряет, тогда её нельзя передавать в вакф».

• Другие разрешили передавать в вакф пользу, даже если временно. Если кто-то взял в аренду дом, например, на один год, то может передать этот дом в вакф для нуждающихся до окончания срока аренды. Или, если он взял в аренду сад до сбора урожая, то может передать его в вакф для нуждающихся до окончания срока аренды. Другими словами, они разрешили передавать пользу в вакф, не ставя условием передачу на постоянной основе, а позволяя передачу даже временно.
В «Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции» пишется:

«Ханафиты, шафииты и ханбалиты не разрешили передавать в вакф пользу, поставив условие, что для передачи пользы в вакф необходимо владеть самой землёй, от которой получается польза вместе с сохранением права собственности на неё. Также они поставили условием, что передача в вакф должна быть на постоянной основе (1). Маликиты же разрешили передавать в вакф пользу. Например, кто-то взял в аренду на определённый срок помещение, и ему разрешено передать в вакф пользу на этот период. В таком случае срок вакфа заканчивается с окончанием аренды. Они не поставили условием передачу на постоянной основе (2).

(1) Мугни аль-Мухтадж, Шарх Мунтаха аль-Ирадат, аль-Бадаи, Хашия Ибн Абидин.

(2) аш-Шарх аль-Кабир, Хашиия ад-Дусуки аля аш-Шарх аль-Кабир».

Во-вторых, более сильное мнение заключается в том, что в вакф можно передавать только в том случае, если учредитель вакфа на постоянной основе владеет самой землёй. Мы предпочли это мнение, исходя из сильных доказательств, которые приведём ниже:

1 — В разъяснении статьи 133 из книги «Проект конституции. Шариатские доказательства. 2 том» пишется:

«Земля ушра и земля хараджа могут быть обменянными и наследуются от собственника, так как полностью входят в собственность владельца и на них распространяются все законы о собственности. Касательно земли ушра всё ясно. Относительно же земли хараджа следует понимать, что с точки зрения собственности эта земля аналогична земле ушра лишь с двумя различиями: во-первых, в отношении того, что является самой собственностью, а во-вторых, в отношении того, что налагается на землю.

Что касается самой собственности, то владелец земли ушра имеет право собственности на саму землю и пользу от неё, а владелец земли хараджа имеет право собственности только на пользу от земли, но не имеет права собственности на саму землю. Отсюда следует, что если владелец земли ушра желает передать в вакф свою землю, то может сделать это в любое время, так как имеет право собственности на эту землю. Владелец земли хараджа не может сделать этого, поскольку не является собственником самой земли. Он владеет лишь пользой от неё, а сама земля находится в собственности у государства.

Теперь касательно того, что налагается на землю. На землю ушра налагается выплата ушра или половины ушра, т.е. закят на урожай, если достигает нисаба. На землю хараджа налагается выплата хараджа, т.е. ежегодная выплата в том размере, который определяется государством».

Как видно из вышесказанного, не разрешается передавать в вакф землю хараджа, поскольку для этого процесса необходимо иметь право собственности на саму землю, а земля хараджа находится в собственности Байт уль-Маля (госказны), и владелец земли хараджа имеет право только на пользу от неё.

2 — Ранее 13.02.2019 мы опубликовали ответ на подобный вопрос, в котором писали: «Например, вопрос вакфа: чтобы передать что-то в вакф, необходимо владеть самим имуществом. Поэтому, если владелец земли ушра захочет передать свою землю в вакф, то может это сделать в любое время, так как имеет право собственности на землю. Что касается владельца земли хараджа, то он не может сделать этого, так как условием передачи в вакф является владение самой землёй. Владелец земли хараджа имеет право собственности лишь на пользу от земли и не имеет права собственности на саму землю, поскольку сама земля хараджа находится в собственности Байт уль-Маля».

3 — Приведём доказательства того, что условием передачи в вакф является владение правом собственности на саму землю:

• Приводит Бухари в книге «Сахих» от Ибн Умара (р.а.): «Получив землю в Хайбаре, Умар (р.а.) пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?». Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنْ شِئْتَ حَبَسْتَ أَصْلَهَا وَتَصَدَّقْتَ بِهَا

«Если хочешь, передай в вакф её основу и давай милостыню за счёт того, что она будет тебе приносить».

И Умар передал эту землю в милостыню, поставив условие, что её нельзя будет ни продавать, ни дарить, ни наследовать, а доходы, которые она приносила, могут направляться на оказание помощи бедным, близким родственникам, на освобождение рабов, для расходования на пути Аллаха и помощи путникам, а также для приёма гостей. Если же управляющий таким имуществом будет питаться тем, что оно приносит, в пределах разумного или накормит своего друга, ничего не присваивая, в этом не будет ничего дурного. Передатчик хадиса говорит, что рассказал об этом Ибн Сирину, который сказал: «Имеется в виду, не обогащаясь на этом».

• Приводит Бухари в книге «Сахих» от Ибн Умара (р.а.): «При жизни Посланника Аллаха ﷺ Умар пожертвовал в качестве садака свою пальмовую рощу, которая называлась Самг. Прежде чем сделать это, Умар сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть имущество, которое дорого мне, и я хочу пожертвовать им в качестве садаки». На это Пророк ﷺ сказал:

تَصَدَّقْ بِأَصْلِهِ لَا يُبَاعُ وَلَا يُوهَبُ وَلَا يُورَثُ وَلَكِنْ يُنْفَقُ ثَمَرُهُ

«Отдавай как милостыню, но с таким условием, чтобы его основу нельзя было ни продать, ни подарить, ни оставить в наследство, что же касается фиников, то их можно будет раздавать».

И Умар пожертвовал эту рощу, чтобы доходы от неё использовались на пути Аллаха, на освобождение рабов, на помощь неимущим и приём гостей, а также на поддержку путников и родственников. Нет никакого греха в том, что управляющий всеми этими делами будет и сам питаться за счёт этого в разумных пределах или кормить своих друзей, если только он не стремится к обогащению за счёт этого».

• Приводит Муслим в книге «Сахих» от Ибн Умара (р.а.): «Получив землю в Хайбаре, Умар (р.а.) пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?». Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنْ شِئْتَ حَبَسْتَ أَصْلَهَا وَتَصَدَّقْتَ بِهَا

«Если хочешь, передай в вакф её основу и давай милостыню за счёт того, что она будет тебе приносить».

И Умар передал эту землю в милостыню, поставив условие, что её нельзя будет ни продавать, ни покупать, ни наследовать, ни дарить, а доходы, которые она приносила, могут направляться на оказание помощи бедным, близким родственникам, на освобождение рабов, для расходования на пути Аллаха и помощи путникам, а также для приёма гостей. Если же управляющий таким имуществом будет питаться тем, что оно приносит в пределах разумного или накормит своего друга, ничего не присваивая, в этом не будет ничего дурного. Я рассказал это Мухаммаду, и когда я дошёл до слов «ничего не присваивая», Мухаммад сказал: «не обогащаясь на этом». Ибн Аун сказал: «Кто читает эту книгу, должен понимать «не обогащаясь на этом».

Таким образом, хадисы Пророка ﷺ ясно говорят о том, что вакф означает передачу права собственности на землю и пожертвование пользы. Передача права собственности на землю означает, что она изначально должна принадлежать учредителю вакфа, который по своему желанию передаёт это право. Поэтому тот, кто не обладает правом собственности, не может передавать эту собственность в вакф. Другими словами, передать что-то в вакф можно только в том случае, если обладаешь правом собственности.

В ином случае, если что-то не принадлежит тебе, как ты можешь передавать эту вещь в вакф? Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) имел право собственности на землю, которую Пророк ﷺ посоветовал передать в вакф. Как приводится в хадисе: «Получив землю в Хайбаре, Умар (р.а.) пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?». Отсюда видно, что Умар полностью владел этой землёй, а затем пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил, как ему поступить. Хадис о передаче земли в вакф ясно показывает, что учредитель вакфа должен быть собственником передаваемой земли. Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Отдай как милостыню», «если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу».

Что касается земли хараджа, то она находится в собственности Байт уль-Маля, а не владельца земли, который имеет право собственности только на пользу, приносимую этой землёй. И поскольку владелец не имеет права собственности на землю хараджа, тогда как он может передать это право в вакф?

4 — Это мнение мы приняли и сделали табанни, поскольку оно подкрепляется более сильными доказательствами. Не разрешено передавать в вакф земли хараджа, но дозволено продавать, дарить или давать милостыню с них и делать всё, что разрешает Шариат, за исключением того, что мы отметили. Чтобы передать что-то в вакф, необходимо иметь право собственности на эту вещь, а земля хараджа находится в собственности Байт уль-Маля.

В-третьих, касательно вопроса: есть ли другие отличия между землёй ушра и землёй хараджа? Ответ заключается в том, что мы не нашли других различий между ними, кроме тех двух, о которых уже было сказано. Первое отличие заключается в том, что на землю ушра налагается ушр, а на землю хараджа — харадж. Второе отличие: землю ушра можно передавать в вакф, а землю хаража — нельзя.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
21 Рабиъ аль-ахира 1441 г.х.
18.12.2019 г.