Вопрос: Существуют ли шариатские правила относительно использования рек, величина которых может разниться?
Начало и устье одних рек пролегает по территории Халифата, тогда как другие могут протекать через территорию Исламского Государства, а далее – через другие страны?..
Да вознаградит Вас Аллах благом!
Ответ: Ислам дал решение на каждую проблему. Аллах сделал Свою религию совершенной. Всевышний говорит:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).
Аллах обязал нас обращаться к Шариату в каждом вопросе, будь он значительным или нет:
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).
Слова «согласно тому, что» в арабском языке выражаются частицей «بِمَا», что указывает на всеобщность текста. Т.е. Аллах обязал судить на основе Его законов в каждой проблеме, без какого-либо исключения:
وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).
Аллах – Всемогущий и Мудрейший. Каждая проблема, с которой встречается человек в этой жизни, имеет решение, детально описанное в Исламе либо прямым текстом Корана (насс), либо путём выведенного иджтихада (истинбат), т.е. человек может найти решение проблемы путём применения правил усуля. Аллах создал нас и разъяснил то, что улучшит наши дела, поскольку Он – Проницательный и Сведущий:
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный, Сведущий» (67:14).
А поэтому ответом будет «да» – в Исламе есть шариатские правила касательно вопроса использования рек, без разницы, река полностью ли пролегает по территории Халифата, или она частично протекает по его землям, дальше пересекая границы других стран. Я упомяну некоторые шариатские постановления, которые будут претворяться в Исламском государстве Халифат, о скором возвращении которого мы просим Мудрейшего и Всемогущего Аллаха:
1 – Большие реки можно отнести сразу к двум разновидностям общественной собственности. Во-первых, они входят в категорию собственности, за отсутствием которой жизнь общества представляется невозможной. На это указывает хадис Посланника Аллаха ﷺ:
الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ: فِي الْكَلَإِ، وَالْمَاءِ، وَالنَّارِ
«Мусульмане совладельцы в трёх вещах: в воде, пастбище и в огне» (Абу Дауд).
Кроме этого, большие реки входят в число объектов, специфика которых не позволяет быть частным владением, и на это указывает хадис Пророка ﷺ:
مِنًى مُنَاخُ مَنْ سَبَقَ
«Долина Мина – это привал для тех, кто прибыл туда первым» (ат-Тирмизи).
Это всё детально описано в книгах «Имущество в государстве Халифат» и «Экономическая система Ислама».
2 – Все мусульмане, начиная со времён Пророка ﷺ и до наших дней, осознавали, что большие реки, такие как Тигр, Евфрат и Нил, являются общественной собственностью, и никто не может присвоить их или пользоваться ими единолично. Государство давало возможность людям использовать большие реки в качестве источника питьевой воды, в быту или для поения животных (это называется «шефа»), а также для орошения земель (ширб), путешествий и перемещений с одного берега на другой. Кроме этого, государство укрепляло берега таких рек и очищало воду (карй), чтобы люди могли извлекать пользу от этих рек. Всё это описано в книгах по истории и по исламскому праву. Я приведу несколько текстов из исламского права, которые указывают на то, что мусульмане уделяли внимание теме «большие реки» и имели возможность пользоваться ими:
– В книге «Тухфат аль-Фукаха» Аляуддин Самарканди (умер примерно в 540 г.х.) пишется: «Никто не имеет права взять в своё владение большие реки, такие как Евфрат, Тигр и Амударья, наоборот, это – общественная собственность. Каждый, кто хочет, может орошать свои земли, ставить водяные мельницы и оросительные колёса, если это не приведёт к разрушению берегов или к другим повреждениям, в ином случае это будет запрещено. За очистку больших рек ответственность несёт Султан, а деньги на это выделяются из Байт уль-Маль, потому что пользу от этого получит общество и все затраты должны ложится на общество, т.е. на Байт уль-Маль».
– В книге «Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта» пишется: «Очистка – это извлечение грязи из дна реки, увеличение глубины и улучшение берегов. На все подобные дела деньги выделяются из Байт уль-Маль, потому что пользу от этого получит общество. В случае недостаточности средств в Байт уль-Маль правитель обязывает людей – если они сами не взялись за это дело – следить за состоянием реки, чтобы устранить вред во благо общества…
За очистку общественных рек, таких как Нил, Тигр и Евфрат, ответственность несёт Султан, а деньги на это выделяются из казны мусульман – Байт уль-Маль, потому что пользу от очистки получает общество, и поэтому на такие дела тратятся общественные деньги. Пророк ﷺ сказал:
الْخَرَاجُ بِالضَّمَانِ
«Прибыль достаётся тому, кто несёт ответственность» (Ахмад)
… (т.е. содержание – на том, кто имеет с этого доход). Если есть опасение, что в этой реке могут утонуть люди, то Султан должен построить ограду (укрепить берега) на деньги из Байт уль-Маль».
– В книге Амина Али Хайдара-эфенди (умер в 1321 г.х.) «Дурар аль-хуккям фи шарх маджалля аль-ахкям» пишется: «Пункт 1238 – общественные реки, не являющиеся чьей-либо собственностью». Постановление 1238 – общественные реки не могут быть чьей-то собственностью. Это – реки, которые текут по руслам, не входящим в собственность какой-либо группы людей (что тоже дозволено), как Нил, Евфрат, Дунай и Тунджа. Они не являются чьей-либо собственностью, наоборот, это – общественная собственность, как моря и озёра, поэтому каждый может пользоваться ими при условии, что не будет наносить вред обществу, как это описано в пункте 1254. Также люди могут рыть каналы, по которым будет течь вода на их участки, и поливать свои огороды, кроме этого, они могут строить на этом канале водяные мельницы, создавать водопой или водохранилище.
Если же из-за чьих-то действий общество страдает, например: вода выходит из берегов рек и затапливает близлежащие окрестности, что вредит другим людям, или же затрудняется свободное передвижение по реке водного транспорта, тогда люди имеют право запретить ему заниматься подобными делами. Это – относительно рек. Что же касается морей, то люди могут продолжать приобретать от них пользу, даже если действия кого-либо несут в себе вред остальным. Этот вопрос детально описал аль-Кугустани, и мы вернёмся к этому вопросу в разъяснении 1263 и 1264 пункта.
Каждый человек имеет право использовать большие реки в качестве источника питьевой воды, в быту или для поения животных, без разницы, наносит ли это вред остальным или нет. Однако никто не имеет права брать в свою собственность общественные реки, такие как: Нил, протекающий через Египет; Евфрат, который протекает через Ирак; Тигр; Шатт-эль-Араб, который образуется при слиянии Тигра и Евфрата; Дунай, часть которого лежит на территории Румынии; Тунджа, протекающая по территории города Эдирне. Все эти большие реки не являются чьей-либо собственностью, потому что собственность, согласно пункту 1265, приобретается путём приватизации и присвоения, а приватизировать и присвоить эти реки невозможно. Согласно вышесказанному, такие реки не могут стать чьей-либо собственностью, наоборот, они являются общественным имуществом согласно пункту 1234, и каждый человек имеет право пользоваться ими согласно пункту 1265 (Танвир ва радд аль-мухтар фи аваиль аш-шурб ва зайляи фи шурб)»…
«Пункт 1265 – каждый имеет право орошать свои земли из рек, которые не являются чьей-либо собственностью. Каждый имеет право провести на свой участок арык из общественной реки, чтобы орошать свои земли, и строить водяные мельницы, однако при условии, что это не будет мешать другим. Если же действия кого-либо приведут к тому, что вода в реке начнёт выходить из своих берегов, нанося вред остальным людям, или же его действия приведут к осушению реки, из-за чего станет невозможным передвижение речного транспорта, тогда подобные действия будут запрещаться».
Каждый имеет право орошать свою землю и пользоваться в быту и для поения животных водой из реки, которая не является чьей-либо собственностью. Если он освоил целинную землю близ реки, то может вырыть арык и пустить часть воды на эту территорию и орошать её (шарх «маджма фи ширб»). Однако это дозволено только в том случае, если земля, по которой он хочет провести канал, является его собственностью. Таким образом, каждый может использовать воду из вышеупомянутых рек в качестве питья, может совершать омовение, стирать одежду, рыть арыки и пускать воду на свою землю или на другую неосвоенную землю, чтобы оживить её, и может строить водяные мельницы. Например, человек может иметь три арыка, орошающих его участок земли, к которым он может добавить четвёртый и пятый (книга «Фатава аль-Хиндия», вторая глава пункта «ширб»)».
«Если около сада течёт большая река, не являющаяся чьей-либо собственностью, и хозяин сада хочет создать водохранилище, и если это не будет причинять вред другим, то никто не может запретить ему это по причине личного недовольства».
Общеизвестно, что данная книга – «Маджалля аль-Ахкям» – претворялась в Османском государстве, т.е. государство претворяло законы, упомянутые в этой книге, и опиралось на них. Это всё указывает на то, что Исламское Государство знало, как обходиться с такими реками и получать пользу от них.
3 – Если большая река, от источника до устья, протекает по территории Халифата, то нет никаких проблем в использовании её вод и в перемещении по ней согласно вышеупомянутым постановлениям. Так же нет проблем, если река находится в разных вилаятах Халифата, потому что все они находятся в одном государстве, а их границы – это всего лишь административное деление одной территории. Если использование реки разными вилаятами требует упорядочения, тогда халиф принимает меры, чтобы все люди могли получать пользу от этой реки.
4 – Если от государства требуется детально организовать использование большой реки и получение пользы от неё, тогда оно вмешивается и устанавливает такой порядок, который регулирует вопросы орошения, передвижения по реке и т.д. Учитывая современное технологическое развитие, правильнее всего, чтобы именно государство стояло за организацией орошения, доставки воды в дома и фермы, а также судоходства. В таком случае государство может назначить плату за свои услуги и получить прибыль от этого в государственную казну, Байт уль-Маль, что входит в раздел «Доходы от общественной собственности».
5 – Если часть реки находится вне владений Исламского Государства, то, в случае необходимости, будут заключаться двусторонние договоры с соседним государством согласно законам Шариата. Этот договор будет направлен на то, чтобы страны могли использовать реку без нанесения ущерба интересам Исламского Государства, и договор будет заключаться согласно законам Шариата, связанным с общественной собственностью. Если же соседнее государство совершило акт агрессии, перекрыв поступление воды из большой реки на территорию Халифата, или использует воду так, что это навредит интересам мусульман, тогда государство принимает политические, экономические и военные меры, в зависимости от того, какой из методов окажется наиболее действенным и может устранить вред, исходящий от соседней страны, вплоть до того, что Исламское Государство может объявить войну, чтобы получить своё право на использование реки.
6 – Следует обратить внимание на то, что раньше не возникало никаких проблем между странами, которые пользуются общей рекой (международной рекой). Такая проблема возникла только с приходом западных колонизаторов, которые использовали большие реки в качестве инструмента для порабощения, а также политического и экономического давления на некоторые страны.
7 – Общественная собственность предназначена для подданных Исламского Государства, а не для граждан другого государства, поэтому за использование другой страной реки, протекающей по владениям Халифата, взимается плата. Кроме этого, Халифат может продавать воду и электричество, выработанное за счёт этой реки, а полученная прибыль идёт в Байт уль-Маль для расходов на предусмотренные Шариатом вещи.
8 – Исламское Государство будет заботиться о том, чтобы разделение воды, пользование ею и перемещение по ней не привели к таким проблемам, как осушение реки или загрязнение воды, замедление течения и др. В случае непредвиденных ситуаций государство будет стараться немедленно устранить проблему. Водная политика государства будет отличаться справедливостью в разделении воды и в то же время – сохранением источников рек. Всё это будет осуществляться неразрывно от экономической и экологической политики государства.
9 – Помимо всего этого, государство упорядочит рыболовство в больших реках, чтобы люди могли получать пользу от этого вида деятельности.
Я надеюсь, что на данном этапе этого короткого описания достаточно. В своё время Вы получите более развёрнутый ответ…
12 Сафара 1438 х.
12.11.2016 г.