03
Пт, апр

Допустимо ли закрывать на замок места для совершения малого омовения?

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Допустимо ли закрывать на замок места для совершения малого омовения (вуду), которые закреплены за мечетью?

Допустимо ли брать некую сумму с людей за их использование? Допустимо ли продать часть двора, принадлежащего мечети, а полученную прибыль направить на нужды мечети? Допустимо ли на территории мечети воздвигать дома и магазины с целью сдать их в аренду для нужд мечети?

Ответ:

1) Мечеть — это место поклонения, т.е. то место, где совершается пятикратный намаз. В мечеть входят как крытая зона, так и двор. Мечеть — это вакф, и таков закон Шариата! Поэтому она не продаётся, и мусульмане не должны испытывать каких-либо препятствий в совершении там намаза.

2) Не дозволяется выделять какую-либо часть мечети для использования в других целях кроме совершения намаза, другими словами — кроме того, ради чего она и была передана в вакф. Не дозволяется выделять какую-либо часть мечети под строительство магазинов, или выделить место под строительство домов и т.д.

3) Если вместе с мечетью в качестве вакфа были переданы и другие площади, например, дома для имама и муэдзина, строение для совершения малого омовения (вуду), в таком случае их использование будет дозволенным. Ведь всё это было предусмотрено в планах строительства мечети. Например, были предусмотрены:

а) площади для совершения намазов;

б) площади для проживания;

в) площади под общественные блага, туалеты;

 г) площади под магазины и т.п.

Следовательно, использовать такие объекты дозволено, ведь мечеть и дополнительные сооружения на её территории являются вакфом для нужд мечети.

4) Как мы уже сказали, все дополнительные сооружения мечети относятся к вакфу. Поэтому в основе туалеты предназначены для тех, кто пришёл на намаз, они не должны быть платными, а с людей не должна браться плата. Следовательно, когда туалеты, в большинстве случаев, используются теми, кто пришёл для совершения намаза, то плата за их использование не берётся. Причина этого заключается в том, что это создаёт трудность и ограничивает молящихся, что, в свою очередь, является харамом.

Если же между совершением намазов есть большая вероятность, что туалетом будут пользоваться не те, кто пришёл на намаз, то в таком случае дозволяется брать плату за посещение туалета, но прибыль должна пойти на нужды мечети, т.е. должна использоваться в границах вакфа.

Другими словами, в основе плата за пользование туалетом не берётся, если им пользуются те, кто пришёл для совершения намаза. Исключением является тот аспект, когда плата берётся не в период совершения намаза, а после него, и при этом прибыль должна идти на нужды мечети. Данное исключение говорит о том, что имеется своя причина для этого, как, например, поддержание туалетов в чистоте и т.п. вещи. Именно для этого вводится порядок, который регулирует общественное пользование туалетами между намазами. Это позволяет туалетам оставаться чистыми для тех, кто затем придёт для совершения намаза в мечети.

Однако стоит обратить внимание на то, что речь идёт о мечетях, в которых намаз совершается в одно время, что же касается мечетей в больших городах, то там намаз совершается постоянно, поэтому в большинстве случаев туалетами пользуются те, кто пришёл совершить намаз. Следовательно, брать плату в таких случаях не дозволяется.

Подводя итог: пользование туалетами в те периоды, когда чаще всего они используются для подготовки к совершению намаза, должно быть бесплатным. Причина этого заключается в том, что создавать ограничения для молящихся в использовании сооружений мечети, которые являются вакфом, недопустимо и является харамом.

Но если использование туалетов чаще происходит не для подготовки к совершению намаза, то в таком случае дозволяется устанавливать плату за пользование туалетом, или же можно оставить его посещение бесплатным.

Но стоит помнить, что туалеты в больших городах чаще используются для подготовки к намазу. Ведь в таких городах намаз совершается как во время азана, т.е. коллективный намаз, так и после этого. Следовательно, пользование туалетом чаще происходит для подготовки к намазам, поэтому их пользование должно быть бесплатным.


27 Рабиъ уль-ахира 1428 г.х.
14.05.2007 г.