Вопрос-ответ
Вопрос: 18 июня 2024 года сайт «Al-Hurra» опубликовал следующее: «В социальных сетях и мировых СМИ распространилась новость о соглашении между Саудовской Аравией и США от 1974 года, согласно которому Саудовская Аравия обязалась продавать нефть только за американские доллары. Сообщается, что срок действия этого соглашения, который составлял 50 лет, истёк. Однако сайт «Leader Insight» опроверг эти сведения, подчеркнув, что подобного соглашения не существовало». Прошу разъяснить, существовало ли данное соглашение на самом деле, какую роль играет нефть в поддержании доминирования доллара и может ли союз БРИКС повлиять на доминирование доллара в будущем?
Ответ: для того, чтобы ответить на ваши вопросы, рассмотрим следующее:
1. Информационное пространство переполнено новостью о завершении срока соглашения между Саудовской Аравией и США о продаже нефти только за доллары. Однако ни один официальный представитель двух стран не прокомментировал данную новость, как будто они намеренно оставили это неясным! СМИ изначально воздерживались от распространения этой информации, но затем некоторые из них начали говорить об этом из-за частых упоминаний. Например, российский сайт «RT» 15 июня 2024 года опубликовал: «Ольга Самофалова во «ВЗГЛЯД.РУ» написала: «Нефтедолларовый пакт Саудовской Аравии и США, подписанный ещё в 1974 году, закончил своё действие. Это позволит Саудовской Аравии продавать нефть и другие товары не только в долларах США, но и в других валютах, как уверяют СМИ». Это неофициальное подтверждение российских СМИ о существовании данного соглашения.
2. Американские СМИ отрицают существование данного соглашения:
18 июня 2024 года сайт «Al-Hurra» опубликовал: «… сообщалось, что срок действия этого соглашения, который составлял 50 лет, истёк. Однако сайт «Leader Insight» опроверг эти сведения, подчеркнув, что подобного соглашения не существовало».
17 июня 2024 года газета «Morning Star» комментируя распространившуюся новость о крахе нефтедолларового соглашения между Америкой и Саудовской Аравией, заявила: «Такого соглашения никогда не существовало».
«В своём блоге Пол Донован, главный экономист «UBS Global Wealth Management», отметил, что фальшивая история получила удивительно широкое распространение, послужив прекрасным примером предвзятости подтверждения» («Morning Star», 17 июня 2024 года).
3. Ни США, ни Саудовская Аравия официально не прокомментировали новость, в которой говорится, что срок действия соглашения о нефтедолларах, заключённого между ними в 1974 году, истёк 9 июня 2024 года. Ни одна из сторон не дала официального подтверждения или опровержения, а комментарии исходили только от СМИ или отдельных специалистов. Как мы сказали выше, существует некая неясность вокруг этого вопроса, которая может указывать на существование некоего соглашения между США и Саудовской Аравией.
В отчёте Генерального контролёра США, опубликованном в 1978 году под названием «Комиссия США и Саудовской Аравии по экономическому сотрудничеству», говорится: «Генеральный контролёр рекомендует усилить работу Американо-саудовской комиссии, которая была основан в июне 1974 года для экономического сотрудничества, и открыть офис министерства финансов США в Эр-Рияде для «перераспределения нефтедолларов». Этот отчёт подтверждает создание совместной комиссии.
После того, как Пол Доновал в своём блоке отметил, что фальшивая история получила удивительно широкое распространение, послужив прекрасным примером предвзятости подтверждения, он добавил: «Возможно, ближе всего к сделке с нефтедолларами было секретное соглашение между США и Саудовской Аравией, достигнутое в конце 1974 года, которое обещало военную помощь и оборудование в обмен на то, что королевство вложит миллиарды долларов из выручки от продажи нефти в американские казначейские обязательства» («Morning Star», 17 июня 2024 года).
Газета «Morning Star» после своего комментария, что «такого соглашения никогда не существовало», добавила: «Согласно отчёту генерального контролёра США, речь идёт об американо-саудовской комиссии, созданной для укрепления экономического сотрудничества между двумя странами. Комиссия была официально учреждена 8 июня 1974 года совместным заявлением, которое подписали госсекретарь Генри Киссинджер и принц Саудовской Аравии Фахд ибн Абдуль-Азиз.
20 октября 2020 года кувейтская газета «Al Qabas» в колонке «Память новостей» опубликовала новость от 7 июня 1974 года, в которой говорилось следующее: «Сегодня президент Никсон обсудил с принцем Фахдом ибн Абдуль-Азизом, вторым заместителем премьер-министра и министром внутренних дел Саудовской Аравии, перспективы достижения устойчивого мира на Ближнем Востоке. Эти обсуждения проходили в контексте недавно достигнутых соглашений о разделении сил на египетском и сирийском фронтах с «Израилем». Они также обсудили пути расширения экономического, промышленного и оборонного сотрудничества между Саудовской Аравией и Соединёнными Штатами. Их переговоры прошли в кабинете президента Никсона в Белом доме перед обедом, устроенным американским президентом в честь своего гостя, который прибыл сюда вчера с трёхдневным визитом. Сообщается, что принц Фахд стремится к увеличению военной помощи США для своей страны в обмен на продолжение саудовского сотрудничества в поставках нефти в Соединённые Штаты».
18 июня 2024 года сайт «The Business Times» опубликовал следующее: «8 июня 1974 года американская газета «New York Times» на своей первой полосе сообщила: «Государственный секретарь Киссинджер и принц Фахд ибн Абдуль-Азиз, второй заместитель премьер-министра Саудовской Аравии и брат короля Фейсала, этим утром подписали шестистраничное соглашение в Блэр Хаусе напротив Белого дома».
4. Внимательное рассмотрение третьего вышеуказанного пункта, особенно приём Фахда ибн Абдуль-Азиза президентом США Никсоном и создание американо-саудовской комиссии по экономическому сотрудничеству 8 июня 1974 года, на которое ссылаются официальные источники, включая отчёт Генерального контролёра США, свидетельствует о наличии некоего соглашения между США и Саудовской Аравией, которое могло быть как письменным и хранящимся в секрете, так и устным, обязательным к исполнению. Даже устные соглашения между слабым марионеточным государством и сильной страной, как США, являются полностью обязательными для агентов, которые не могут от них отступить, даже если они не оформлены письменно!
Исходя из всех упомянутых фактов, мы можем предположить, что соглашение или договорённость о нефтедолларе существует, хотя оно остаётся в тени и не признаётся официальными лицами; но оно так же и не отвергается ими.
5. Что подтверждает или склоняет к этому мнению — это интерес США, чтобы доллар оставался мировой валютой. Рассмотрим следующее:
Со времён Бреттон-Вудского соглашения в 1944 году, которое установило цену золота в 35 долларов за тройскую унцию, доллар стал ведущей валютой мировой денежной системы, равноценной золоту. Однако из-за колониальных проектов США, особенно во время Вьетнамской войны, и высоких военных расходов США начали печатать больше долларов, чем они могли обеспечить золотом. К концу 1960-х годов в обращении было больше долларов, чем золота. Это привело к ситуации, когда другие страны начали обменивать свои доллары на золото, что привело к сокращению золотых запасов США. Золотой запас США сократился с 574 миллионов унций в конце Второй мировой войны до примерно 261 миллиона унций в 1971 году. В итоге 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о прекращении обмена долларов на золото, полностью отменяя международный золотой стандарт, что известно в истории как «Шок Никсона».
Отказ от золотого стандарта создал политические и финансовые проблемы для США, поскольку страны мира больше не видели необходимости накапливать доллар. Это заставило Соединённые Штаты искать другие способы, чтобы стимулировать спрос на свою валюту и сохранить её мировое положение. Решение было найдено в стратегическом интересе мира к энергии и, следовательно, к основному её источнику — нефти. Саудовская Аравия в тот период была крупнейшим производителем нефти.
Администрация Никсона решала эту проблему через переговоры с Саудовской Аравией с 1972 по 1974 год, что привело к созданию системы нефтедолларов. В рамках соглашения США предоставляли Саудовской Аравии гарантии безопасности, а Саудовская Аравия — крупнейший в мире производитель нефти с самыми большими её запасами — обязалась продавать свою нефть только за доллары. Также Саудовская Аравия согласилась реинвестировать миллиарды долларов от своих нефтяных доходов в облигации США.
До этого соглашения Саудовская Аравия продавала нефть за британские фунты из-за влияния английских агентов. После подписания соглашения 8 июня 1974 года между госсекретарём Киссинджером и принцем Фахдом ибн Абдуль-Азизом, доллар США стал нефтяной валютой.
После этого принц Фахд приобрёл известность, и в 1975 году он стал наследным принцем при правлении своего брата, короля Халида. На протяжении всего правления короля Халида Фахд обладал значительными полномочиями, а 13 июня 1982 года принц Фахд взошёл на трон, став королём Саудовской Аравии. Он так же был известен своей преданностью Америке.
C начала 1975 года Саудовская Аравия продавала нефть в доллар США, и это так же касалось нефтедобывающих стран ОПЕК. И с этого момента каждая страна, желающая купить нефть, должна была иметь достаточное количество долларов, то есть эти страны должны были либо брать займы в долларах, либо покупать их на финансовых рынках или приобретать другими способами. Таким образом США обеспечили постоянный приток долларов, а Федеральный резервный банк гарантировал продолжение их выпуска. Поскольку саудовский риал привязан к доллару, у Саудовской Аравии есть необходимость использовать доллар для поддержания экономической стабильности страны. «Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих подтвердил, что доллар США остаётся официальной валютой для торговли нефтью за рубежом», — «Анадолу» от 9 апреля 2019 года.
6. Что касается союза БРИКС, который возглавляют Китай и Россия, являющиеся противниками Америки, и присоединения к нему Саудовской Аравии, а также влияния этого института на доминирование доллара, то на этот вопрос влияет множество факторов. Для разъяснения рассмотрим следующее:
В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай основали союз БРИК, чтобы предоставить развивающимся странам большую роль на международной арене. В 2011 году после присоединения ЮАР организация была переименована в БРИКС. 24 августа 2023 года на саммите организации в Йоханнесбурге, столице ЮАР, было принято решение о приглашении в состав БРИКС новых членов: ОАЭ, Аргентины, Ирана, Эфиопии, Египта и Саудовской Аравии, членство которых начнётся с начала 2024 года. Одной из целей этого саммита было сокращение доминирования доллара и создание общей валюты для членов БРИКС. Однако страны-участницы не достигли соглашения по этому вопросу и настояли на взаимных расчётах в своих национальных валютах.
Саудовская Аравия, как крупнейший поставщик нефти, была приглашена в БРИКС. Стоит отметить, что, несмотря на официальное заявление саудовского телевидения от 2 января 2024 года о присоединении Саудовской Аравии к БРИКС, министр торговли Саудовской Аравии Маджид аль-Касаби в ходе панельной дискуссии в кулуарах Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе заявил: «Саудовская Аравия получила приглашение присоединиться к БРИКС, но мы ещё не присоединились официально» («Sky News Arabia», 16 января 2024 года). Это заявление может означать, что Саудовская Аравия ожидала одобрения или согласия США, чтобы это соответствовало её интересам.
Вступление в БРИКС проамериканских стран, таких как Саудовская Аравия, только ослабляет его; всем известно, как ЮАР выступает против создания единой валюты для БРИКС. В этой организации нет независимых стран, кроме России и Китая; все остальные находятся под влиянием Запада, в большей степени — Америки. Россия и Китай часто высказываются о необходимости многополярного мира и стремятся позиционировать себя как альтернативу и противовес Западу. Когда США позволяют Саудовской Аравии или другим своим марионеткам вступать в БРИКС, они делают это с целью оказывать влияние на эту организацию изнутри подобно тому, как это было с восточноевропейскими странами, вступившими в Европейский Союз в 2004 году для оказания на него влияния. Например, Польша, вступившая в ЕС, смогла затруднить Европе принятие конституции, укрепляющей политическую власть и приближающей её к федеративному государству. Например, Саудовской Аравии — как крупнейшему производителю нефти в ОПЕК — было поручено принять необходимые меры для регулирования производства российской нефти в рамках установленных лимитов ОПЕК. Этот процесс осуществляется при взаимной координации между Саудовской Аравией и Россией.
Путин, чья страна является одной из учредителей БРИКС, с большим энтузиазмом относится к идее выпуска новой валюты. Однако, смирившись с политической реальностью стран-участниц, он заявил: «Расширение БРИКС активизирует роль блока на международной арене, и вопрос принятия единой валюты остаётся сложным и требует дальнейших обсуждений». 23 августа 2023 года «Аль-Джазира» опубликовала следующее: «Вопрос единой валюты БРИКС официально не поднимался в ходе саммита из-за отсутствия согласия между пятью участниками и наличия разногласий между ними... Путин в видеообращении призвал к расширению деловых отношений в национальных валютах». Таким образом, России не удалось найти альтернативную доллару валюту, чего она хотела добиться с помощью БРИКС.
7. Поскольку бумажные деньги не имеют собственной ценности, экономические проблемы, спекуляции, политические конфликты и даже колониальное господство продолжат существовать. Ислам, ниспосланный Всевышним Аллахом, утвердил денежную систему на основе золота и серебра, то есть на металлах, которые имеют собственную ценность. Посланник Аллаха ﷺ установил золото и серебро в качестве денег и сделал их единственным денежным стандартом, на который следует ориентироваться при оценке товаров и услуг, как это подтверждено в достоверных хадисах. Однако колонизаторы, используя методы экономического и финансового колониализма, превратили деньги в средство колониального господства. Это является главной причиной существующих экономических проблем. Эти проблемы не будут устранены, пока не будет установлено Исламское Государство, которое вернёт золото-серебряный стандарт. Это может быть либо обращение металлов, либо бумажные деньги, обеспеченные золотом и серебром, которые можно будет обменять на них в любое время. Таков закон Всевышнего Аллаха:
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14).
1 Мухаррама 1446 г.х.
7 июля 2024 г.