С 25 августа 2025 года Индонезия охвачена волной массовых демонстраций, которые были зафиксированы в 107 населённых пунктах 32 провинций страны. Хотя некоторые протесты сохраняли мирный характер, значительное их число переросло в беспорядки, сопровождавшиеся погромами и поджогами. Наиболее серьёзные волнения произошли в ряде регионов, включая столицу Джакарту, Центральную, Восточную и Западную Яву, Джокьякарту, Северную Суматру, Западную Нуса-Тенгару, Южный Сулавеси и Западный Калимантан.
Серьёзный ущерб был нанесён объектам общественной инфраструктуры, правительственным учреждениям и даже стратегически важным объектам национальной безопасности. Так, в Джакарте подверглись вандализму 22 станции городского транспорта — автобусной сети TransJakarta и метрополитена MRT, а общий ущерб от разрушений оценивается примерно в 50,4 миллиарда индонезийских рупий.
В городе Макасар (провинция Южный Сулавеси) были сожжены здания региональных и муниципальных законодательных собраний (DPRD), в результате чего погибли три человека и ещё пять получили ранения. Подобные беспорядки вспыхнули и в других городах, где были атакованы офисы местных законодательных органов, здания муниципальных администраций, полицейские участки, музеи, дома должностных лиц, а также общественные объекты, такие как уличное освещение, камеры видеонаблюдения и транспортная инфраструктура. Все эти объекты подверглись серьёзным разрушениям.
Помимо уничтожения жизненно важной инфраструктуры, эти волнения привели к гибели невинных людей и нанесли государству ущерб, оцениваемый в десятки, а то и сотни миллиардов рупий.
Первые протесты начались в период с 10 по 13 августа в городе Пати, провинция Центральная Ява. Поводом для недовольства послужило предложение повысить налог на землю и недвижимость (PBB-P2) до 250%. В других регионах повышение оказалось ещё более резким — вплоть до 1000%, как это произошло, например, в городе Чиребон.
Эти налоговые скачки стали следствием сокращения региональных бюджетов на 2026 год, которое было навязано президентом Прабово Субианто. Объём сокращения составил 234 миллиарда долларов США, в результате чего финансирование регионов сократилось на четверть — всего лишь до 40 миллиардов долларов, что стало самым низким показателем за последнее десятилетие. Это заставило местные органы власти компенсировать дефицит путём увеличения налогов на землю и недвижимость. Параллельно с этим произошло увеличение военных расходов на 37%, а программа бесплатного питания почти удвоилась, достигнув 20,5 миллиарда долларов США.
Вскоре, в период с 15 по 20 августа, протесты распространились на Джакарту. Главным объектом критики стали щедрые привилегии членам парламента, особенно ежемесячное жилищное пособие в размере 50 миллионов рупий (около 3000 долларов США), что в десять раз превышает минимальную зарплату в столице.
К 25 августа протесты охватили крупнейшие города страны — Бандунг, Макассар, Медан, Бали. Требования протестующих варьировались от отмены антинародной политики и привилегий элите до роспуска парламента (DPR).
Общественное возмущение достигло пика после провокационных высказываний ряда парламентариев, включая фразу, в которой критиков протестов назвали «самыми глупыми людьми в мире», что только подлило масла в огонь.
28 августа тысячи протестующих — студенты, рабочие, курьеры на мотоциклах, работающие через приложения — столкнулись с силами безопасности у здания парламента в Джакарте. Они требовали реформы трудового законодательства, отмены системы аутсорсинга (внешнее управление) и повышения минимальной заработной платы.
Трагический инцидент произошёл в ночь на 28 августа, когда курьер по имени Аффан Курнияван, работавший через приложение, был смертельно сбит полицейским автомобилем. Этот случай вызвал вспышку гнева по всей стране и стал катализатором новых волнений в других городах.
Протесты в Индонезии нельзя свести лишь к проблеме высоких налогов и чрезмерных привилегий депутатам. Они отражают глубоко накопившееся недовольство общества, вызванное хронической неспособностью государства удовлетворить насущные нужды своих подданных — как при предыдущих администрациях, так и в течение менее чем одного года правления президента Прабово, особенно в сфере экономики. К этому ещё добавляется отчуждённость и равнодушие политической элиты к страданиям народа.
Согласно данным Всемирного банка за 2023 год, около 60% трудоспособных людей Индонезии занято в неформальном секторе без стабильного дохода и социальной защиты. Ситуацию усугубило сокращение среднего класса: миллионы людей перешли в более низкие доходные категории или снова оказались за чертой бедности.
По данным Центра экономических и правовых исследований (CELIOS), за последние пять лет около 10 миллионов индонезийцев претерпели экономический спад. Параллельно с этим росли цены на продукты питания, сокращались рабочие места, а с начала 2025 года было уволено более 42 000 работников.
И на фоне такого экономического кризиса правительство пошло по пути резкого увеличения налогов и введения дополнительных сборов на общественные услуги. Однако, не достигнув налоговых целей из-за замедления роста экономики и роста задолженности, власти прибегли к сокращению бюджета и перераспределению средств в пользу крупных приоритетных проектов. И наряду с этим увеличили выплаты депутатам.
На фоне страданий народа в социальных сетях распространилось видео, на котором депутаты танцуют во время ежегодной парламентской сессии в августе, сразу после объявления об очередном увеличении жилищных выплат парламентариям.
Между тем Индонезия — страна, обладающая огромными природными ресурсами. Она занимает первое место в мире по производству олова и никеля, третье — по углю и шестое — по золоту. Однако большинство этих ресурсов находится под контролем частных компаний, как внутренних, так и иностранных. Так, к примеру, Китай владеет около 75% добычи в никелевой отрасли Индонезии.
На практике основная часть доходов государства — более 80% — поступает из налогов, тогда как доходы от природных ресурсов составляют менее 20% и распределяются наряду с другими государственными активами.
Такой глубокий контроль частного сектора над стратегическими национальными ресурсами лишь усиливает социальное неравенство. Когда же государство сталкивается с бюджетным дефицитом, правительство не находит другого выхода, кроме как повышать налоги и сборы с простого народа. Этот замкнутый круг всё глубже погружает людей в страдания и вызывает ярость.
К сожалению, требования протестующих и участников беспорядков в большинстве своём остаются поверхностными, сосредоточенными в основном на отмене жилищных выплат для депутатов. В то время как истинная суть проблемы кроется в экономико-политической системе государства, основанной на капитализме.
В экономическом плане принцип свободы частной собственности позволяет капиталистам и олигархам контролировать стратегические национальные богатства. А в политической сфере через демократическую систему они обеспечивают защиту своих экономических интересов, будь то через выборы, лоббистские структуры или коррупционные механизмы, такие как взятки.