Отсутствие Исламского Государства широко открывает двери перед распространением порочности и всеми видами предосудительного.
Человек, какими бы способностями, энергией, искренностью, знаниями он ни обладал, не сможет в одиночку вынести тяжесть бремени деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и выполнять её наилучшим образом. Поэтому эта большая ответственность ложится на плечи групп, поскольку они — те, кто может изменить ситуацию, вернуть правление на основе законов Ислама, выполнить ваджиб в лице аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и сделать всё это надлежащим образом.
В данном случае вопрос связан с деятельностью группы, поскольку Аллах в аяте про группу говорит следующее:
وَلْتَكُن مِّنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُن ْ كَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
В словах «الْخَيْرِ» (добро), «الْمَعْرُوفِ» (одобряемое) и «الْمُنكَر» (предосудительное) используется определённый артикль «اَلْ», который имеет значение «аль-истиграк», указывающее на всеохватность. Означает ли это, что ваджибом для группы будет повелевать каждое одобряемое и удерживать от каждого предосудительного? Ответ на этот вопрос будет с двух сторон:
1) Шариатские тексты указывают на разность характера действий, связанных с одобряемым и предосудительным, т.е. среди них есть важные и более важные. Аллах говорит:
أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ لَا يَسْتَوُونَ عِندَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (9:19).
Передаётся от Абу Маабада: «Я слышал, как Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ, произнося проповедь, говорил:
لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلاَّ وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ وَلاَ تُسَافِر الْمَرْأَةُ إِلاَّ مَعَ ذِي مَحْرَمٍ فَقَامَ رَجُلٌ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ امْرَأَتِي خَرَجَتْ حَاجَّةً وَإِنِّي اكْتُتِبْتُ فِي غَزْوَةِ كَذَا وَكَذَا قَالَ انْطَلِقْ فَحُجَّ مَعَ امْرَأَتِكَ
«Мужчина не должен находиться наедине с женщиной, если рядом с ней нет махрама, и женщина не должна отправляться в путь без своего махрама». В это время один из присутствующих встаёт и говорит: «О Посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а я записался в военный поход», — на что он ﷺ сказал: «Отправляйся и соверши хадж вместе со своей женой»1. В этом хадисе более важное имеет преимущество перед важным, поэтому оно выдвигается на первый план. Ведь когда участие мужчины в военном походе вошло в противоречие с отправлением в путь его жены без махрама, то одно дело стало превыше другого. Передаётся от Анаса ибн Малика:
أُقِيمَتِ الصَّلاَةُ وَالنَّبِىُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُنَاجِى رَجُلًا فِى جَانِبِ الْمَسْجِدِ فَمَا قَامَ إِلَى الصَّلَاةِ حَتَّى نَامَ الْقَوْمُ
«[Однажды,] когда уже был сказан икамат, Пророк ﷺ продолжал беседовать с каким-то человеком в углу мечети, и он не встал на намаз, пока [некоторые] люди не заснули»2. В другой версии говорится:
لَقَدْ رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعْدَ مَا تُقَامُ الصَّلَاةُ يُكَلِّمُهُ الرَّجُلُ يَقُومُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْقِبْلَةِ فَمَا يَزَالُ يُكَلِّمُهُ وَلَقَدْ رَأَيْتُ بَعْضَهُمْ يَنْعَسُ مِنْ طُولِ قِيَامِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَهُ
«Я видел, как после произнесённого икамата Пророк ﷺ продолжил разговаривать с человеком, стоявшим между ним и Кыблой. Я видел, как некоторые люди начали дремать из-за того, что Пророк ﷺ долго стоял с ним»3. В этом хадисе преимущество отдаётся более важному. Более важное — это то, чему отдаётся предпочтение среди важных вещей. Поэтому Пророк ﷺ продолжил вести разговор с человеком после икамата по важному вопросу религии, который перевесил проведение намаза. Передаётся, что Пророк ﷺ, как-то смотря на Каабу, сказал следующее:
لَقَدْ شَرَّفَكِ اللَّهُ وَكَرَّمَكِ وَعَظَّمَكِ وَالْمُؤْمِنُ أَعْظَمُ حُرْمَةً مِنْكِ
«Аллах оказал тебе честь, почтил и возвысил тебя, но верующий обладает большей неприкосновенностью, чем ты»4. В версии Абдуллаха ибн Умара говорится: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ во время обхода Каабы говорил:
مَا أَطْيَبَكِ وَأَطْيَبَ رِيحَكِ مَا أَعْظَمَكِ وَأَعْظَمَ حُرْمَتَكِ وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَحُرْمَةُ الْمُؤْمِنِ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ حُرْمَةً مِنْكِ مَالِهِ وَدَمِهِ وَأَنْ نَظُنَّ بِهِ إِلَّا خَيْرًا
«Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат; как величественна ты и как велика твоя неприкосновенность. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, неприкосновенность верующего перед Аллахом выше, чем твоя. Так же неприкосновенность его имущества и жизни [превыше, чем твоя неприкосновенность], и мы должны хорошо думать о мусульманине»5. Приводится от аль-Бара ибн Азиба, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَزَوَالُ الدُّنْيَا أَهْوَنُ عَلَى اللَّهِ مِنْ قَتْلِ مُؤْمِنٍ بِغَيْرِ حَقٍّ
«Исчезновение этого мира менее значимо пред Аллахом, чем убийство верующего не по праву»6. Следовательно, разрушение Каабы или исчезновение этого мира менее значимо перед Аллахом, чем предосудительное действие в виде убийства мусульманина не по праву.
Таким образом, если предосудительное приумножится и распространится в обществе, тогда группа будет обязана определить первостепенное и наиболее важное на тот момент согласно критериям Шариата дело, чтобы направить свою деятельность против предосудительного. Это значит, что среди предосудительного есть более греховное, а среди одобряемого имеется наиболее важное. Например, убийство невинного человека — более серьёзное преступление, чем распитие спиртного; возвращение власти Ислама более важно, нежели укорачивание краёв одежды, чем некоторые озадачены в числе ваджиба. Поэтому, когда мусульманин видит два предосудительных действия, то ему становится ваджибом сначала отразить то, что считается более греховным и губительным, а затем заняться другим. Если перед мусульманином станет ваджибом выполнение двух одобрительных действий и если нет приказа выполнять их одновременно, тогда ему надлежит выполнить наиболее важное из них.
То же самое касается группы, когда она сталкивается с необходимостью выполнения ряда фардов и когда увеличивается количество предосудительного, тогда она должна заняться выполнением наиболее важного. Одним из наиболее важных дел в деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является контроль правителей, а в случае необходимости — остановка их предосудительных действий. Передаётся от Абу Саида: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ
«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем»7. Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا رَأَيْتَ أُمَّتِي تَهَابُ فَلَا تَقُولُ لِلظَّالِمِ يَا ظَالِمُ، فَقَدْ تُوُدِّعَ مِنْهُمْ
«Если ты увидел, как моя Умма боится несправедливого и не говорит ему: «Ты — несправедливый!», — значит, благо покинуло её!»8. Приводится от Пророка ﷺ:
أَلَا إِنَّ رَحَى الْإِسْلَامِ دَائِرَةٌ فَدُورُوا مَعَ الْكِتَابِ حَيْثُ دَارَ أَلَا إِنَّ الْكِتَابَ وَالسُّلْطَانَ سَيَفْتَرِقَانِ فَلَا تُفَارِقُوا الْكِتَابَ أَلَا إِنَّهُ سَيَكُونُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ يَقْضُونَ لِأَنْفُسِهِمْ مَا لَا يَقْضُونَ لَكُمْ إِنْ عَصَيْتُمُوهُمْ قَتَلُوكُمْ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ أَضَلُّوكُمْ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ نَصْنَعُ قَالَ كَمَا صَنَعَ أَصْحَابُ عِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ نُشِرُوا بِالْمَنَاشِيرَ وَحُمِلُوا عَلَى الْخَشَبِ مَوْتٌ فِي طَاعَةِ اللَّهِ خَيْرٌ مِنْ حَيَاةٍ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ
«…Ислам будет идти по кругу, так будьте там, где Книга Аллаха. Поистине, Книга Аллаха и власть разделятся, так не отделяйтесь же от Книги Аллаха. Воистину, появятся над вами правители, которые будут решать для вас одно, а для себя — другое. Если вы ослушаетесь их, то они убьют вас, а если вы будете повиноваться им, то введут они вас в заблуждение». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а что нам делать?». Он сказал: «Следуйте примеру апостолов Исы, сына Марьям, которых разрезали пилами и прибивали к доскам. Смерть в подчинении Аллаху лучше, чем жизнь в непокорности Ему!»9.
2) Предосудительное имеет свои причины и проявления. Главное для человека — обратить внимание на причину, а не на проявление, если он изначально желает достижения основной цели, а именно — упразднения предосудительного. Поэтому, если кто-то увидит двух людей, один из которых продаёт наркотики, а другой их употребляет, то необходимо начать с продавца, и только затем заняться употребляющим, поскольку продавец является причиной данного греха. Так же и группа должна различать между причиной и проявлением, чтобы направить свою деятельность против причины, а не против проявления, и тогда закон об устранении предосудительного будет реализован действенным образом.
Если мы посмотрим сегодня на положение мусульман, то обнаружим, что они проживают в Дар уль-куфр, где правление осуществляется на основе законов неверия, где правители управляют мечом и огнём. Также мы видим, что Ислам отсутствует в жизни общества. Следовательно, в первую очередь в деятельности группы должны быть призыв к Исламу, повеление одобряемого и удерживание от порицаемого, чтобы вернуть правление на основе законов Аллаха и возобновить исламский образ жизни посредством установления Халифата. Передаётся от Муавии: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ مَاتَ وَلَيْسَ عَلَيْهِ إِمَامٌ مَاتَ مِيْتَةً جَاهِلِيَّةً
«Тот, кто умер, не имея Имама, тот умер смертью времён джахилии»10. Передаётся от Абдуллаха ибн Умара: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«…и тот, кто умер, не имея [возможности дать] присягу, тот умер смертью времён джахилии»11.«Под смертью времён джахилии понимается, что состояние такого человека схоже со смертью людей, живших во времена джахилии, т.к. в те тёмные времена, когда арабы находились в заблуждении, в укладе их общественной жизни отсутствовало такое понятие, как Имам, поскольку они не знали об этом. Здесь не имеется в виду, что человек умрёт неверным, имеется в виду, что он умрёт грешником. Возможно, что сравнение в хадисе — лишь внешнее, т.е. он умирает смертью джахилии, хотя сам не относится к людям того времени, или же это приходит в качестве упрёка, чтобы вызвать отвращение. А значит, открытый, внешний смысл не подразумевается».12
Передаётся от Абу Умамы аль-Бахили, что Пророк ﷺ сказал:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
«Узлы Ислама будут развязываться один за другим. Каждый раз, когда будет развязываться один узел, люди будут цепляться за следующий. Первым развязанным узлом будет правление, а последним — намаз»13. В данном хадисе имеется указание на то, что отсутствие правления на основе Ислама стало причиной, породившей огромное количество грехов, в частности — оставление намаза. Посланник Аллаха ﷺ сравнил законы Ислама с узлом с точки зрения практики, поскольку при помощи узла можно подвесить ведро, кувшин и т.п.. Узел был упомянут для сравнения с тем, что позволяет держаться за Ислам и его законы с практической стороны. Хадис сформулирован так, что претворение Ислама в обществе зависит от правления. Следовательно, когда узел правления будет развязан, то остальные узлы начнут развязываться один за другим, и последним развяжется узел намаза, т.е. намаз будет оставлен.
Поэтому основной задачей в деятельности группы будет работа с причиной, а не с проявлением. Учитывая, что в наше время причиной распространения предосудительного стало отсутствие власти Ислама, это значит, что для групп становится ваджибом сосредоточить на этом своё внимание.
Подводя итог, группа обязана повелевать каждое одобряемое и удерживать от каждого предосудительного в соответствии со своими возможностями и приоритетами, которые определены Шариатом, дабы исправить коренным образом текущее положение. Если имеется группа, базирующаяся на универсальной идее (фикра куллийя), которая, в свою очередь, вбирает в себя полноценный Ислам, полноценную деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, а также если группа уделяет внимание более важному, сосредоточивает внимание на первостепенном, ведёт деятельность ради коренного преобразования, которое упразднит предосудительное и его причину, то такая группа выполнила свой долг и очистила себя. Передаётся от Абдур-Рахмана ибн Санна, что он слышал, как Пророк ﷺ говорил:
بَدَأَ الْإِسْلاَمُ غَرِيبًا ثُمَّ يَعُودُ غَرِيبًا كَمَا بَدَأَ فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَنِ الْغُرَبَاءُ قَالَ الَّذِينَ يُصْلِحُونَ إِذَا فَسَدَ النَّاسُ
«Ислам пришёл отчуждённым, и он возвратится таким, каким пришёл. Туба (блаженное дерево в Раю) — отчуждённым (гураба)!». Его ﷺ спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, кто они?», — на что он ﷺ сказал: «Те, кто исправляет, когда люди испортятся»14. Передаётся от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса:
طُوبَى لِلْغُرَبَاءِ قِيلَ وَمَنِ الْغُرَبَاءُ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ أُنَاسٌ صَالِحُونَ فِي أُنَاسِ سُوءٍ كَثِيرٍ مَنْ يَعْصِيهِمْ أَكْثَرُ مِمَّنْ يُطِيعُهُمْ
«Туба (блаженное дерево в Раю) — отчуждённым (гураба)!». Его ﷺ спросили: «Кто они, о Посланник Аллаха?», — на что он ﷺ сказал: «Небольшое количество праведных людей среди большого количества плохих людей. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет повиноваться»15.
Материал из книги:
«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»
Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар
Ясин ибн Али
_________________________________
1. Привели Муслим в «Сахих» и Бухари в «Сахих».
2. Привели Бухари в «Сахих» и Муслим в «Сахих».
3. Привёл ат-Тирмизи в «Ас-Сунан», сказав: «Этот хадис хасан сахих».
4. Привёл ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат» от Амра ибн Шуайба, Амр привёл от своего отца, а он — от своего отца.
5. Провели Ибн Маджа в «Ас-Сунан» и ат-Табарани в «Муснад аш-шамиин».
6. Привёл Ибн Маджа в «Ас-Сунан».
7. Привёл Абу Дауд в «Ас-Сунан».
8. Привёл аль-Хаким в «Аль-Мустадрак».
9. Привёл ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир», «Аль-Муджам ас-сагир» от Язида ибн Марсада, а он — от Муаза ибн Джабаля. Однако Язид ибн Марсад не слышал этот хадис от Муаза ибн Джабаля.
10. Привели Абу Асим в «Ас-Сунна» с хасан санадом, Абу Яля в «Муснад», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат». Что касается Ахмада, то он привёл чуть другую версию в «Муснад»:
مَنْ مَاتَ بِغَيْرِ إِمَامٍ مَاتَ مِيْتَةً جَاهِلِيَّةً
«Тот, кто умер без Имама, тот умер смертью времён джахилии».
11. Привёл Муслим в «Сахих».
12. Книга «Найлю аль-аутар».
13. Привели Ахмад в «Муснад», Ибн Хиббан в «Сахих», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир».
14. Привели Ахмад в «Муснад», ат-Табарани от Сахля ибн Саада ас-Саиди в «Аль-Муджам аль-аусат» и «Аль-Муджам ас-сагир».
15. Привели Ахмад в «Муснад» и аль-Аджури в «Аль-Гурабау мин аль-муминин».