28
Вс, нояб

Влияние мыслительных течений на исламский мир

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вступление

С самого начала истории человечества и по сегодняшний день люди жили при очень разных политических и экономических системах. Они находились в плену монархии, олигархов, разных типов демократий и диктатур.

Опять же, в разные периоды человечество становилось свидетелем подъёма одних цивилизаций и краха других.

Исламская Умма удостоилась чести нести всему миру свет благодаря Божественному Откровению в течение целых 14 веков, тогда как Запад претерпевал тёмные времена. Однако когда мусульмане отвернулись от Ислама, позабыв о том, что они были возвеличены им, тогда они оказались в униженном положении. Мы — как Исламская Умма — претерпеваем период упадка. Конечно же, у начала этого упадка имеется своя долгая история, ведь это не было чем-то спонтанным и внезапным.

В борьбе между добром и злом на исторической арене мы видим, что архитекторами великих перемен, которые вытаскивали людей из бездны ада, являлись посланники Всевышнего Творца и Божественные Послания. Откровение (Вахй) — это данный людям божественный свод законов, который отделяет истину ото лжи и определяет хукмы (законы), соответствующие природе человека, чтобы исправить и улучшить ухудшившееся общественное положение.

Однако упорное противоборство со стороны тех, кто отстаивает ложь, несправедливость, темноту, не переставало продолжаться. Вопреки тому, что основным посылом всех божественных учений был «отказ от рабства одних людей другим и подчинение только законам Аллаха», всегда находились те, кто борется против этого и стремится установить свою систему «рабства одних людей другим».

Таким образом, исламский мир, который на протяжении долгого времени выступал лидером для человечества и народов, вынуждал трепетать от страха неисламские правительства и власти, стал сдавать свои позиции, принимая взгляды, противоречащие Исламу. С этих пор пришло время для тех, кто наполнял чашу лжи в борьбе между добром и злом. Сегодняшний исламский мир превратился в место, где господствуют западные идеи.

Западные идеи просочились в исламский мир ближе к закату периода правления Османского Государства, которое представляло собой последнюю власть по Шариату. Внедрение идей и мыслей Запада стало более возможным после «Указа о реорганизации» («Tanzimat Fermanı», 1839 г.), «Указа о реформах» («Islahat Fermanı», 1856 г.), «Первой конституции» («Birinci Meşrutiyet Anayasası», 1876 г.) и «Эпохи второй конституции» («İkinci Meşrutiyet süreci», 1908 г.). Наряду с тем, что данные реформы и изменения не были осуществлены спонтанно, они также были реализованы полностью под давлением иностранных государств и их завербованных изнутри сторонников. Отсюда эти реформы не возникли в результате давления и желания, направленного снизу вверх, как это произошло в Европе, а напротив, были сформированы давлением иностранных государств в виде практики сверху вниз, а также при помощи социальной инженерии1 2.

Инструменты пропаганды

Пропаганда — это, по сути, процесс убеждения. Убеждение — это форма уведомления и передачи информации. Однако фактическая концепция пропаганды — это неполный, неточный, преднамеренный и спланированный процесс уведомления и передачи информации. Пропаганда — это психологическое переформатирование группы, общества или отдельного индивида с помощью систематических практик. Такое переформатирование может быть реализовано в соответствии с методами и приёмами пропаганды, прежде всего — когнитивной, а также социальной, культурной и политической.

Когда западному миру не удалось покончить с Исламом, он запустил пропагандистскую войну, которая была настолько же разрушительной, насколько и грязной, чтобы сначала удерживать своё собственное общество от Ислама, а затем — для того, чтобы отвратить самих же мусульман от Ислама. Эта война, проводимая на профессиональном уровне, продолжается и по сей день при том, что грязные приёмы и разрушительные последствия не перестают набирать обороты.

С другой стороны, психологическая война в отрыве от обычных методов ведения войны, таких как горячие конфликты и насилие (террор), занимает крайне важное место в наше время и наибольший процент в совокупности с остальными методами войны. Сверхдержавы вместе с хорошими и плохими (в особенности с плохими) организациями, действующими во имя «нового мирового порядка», успешно адаптируются к принципам ведения психологической войны и проводят пропаганду с помощью медиаресурсов (СМИ) стоимостью в миллиарды долларов, как того требует данный вид войны.

По сути, пропаганда — это своего рода метод противостояния. Цель пропаганды, созданная квалифицированными людьми — это хвалить или критиковать кого-либо; привлечь внимание целевой аудитории в определённую точку; направить это внимание на определённую цель; мобилизовать целевую аудиторию в желаемом направлении, затрагивая конкретные и точные нюансы. Таким образом, западный мир осуществляет свою пропаганду посредством правовых норм руками агентов, через некоторые общественные структуры и неправительственные организации, а также через визуальные, печатные и другие средства массовой информации.

Сегодня нельзя недооценивать возможности и силу СМИ. Фактически, когда мы говорим «медиаресурсы», на ум приходят современные социальные сети, и может показаться, что перед нами — некое новое открытие, из-за чего многие недооценивают возможности средств массовой информации. Однако с давних времён влияние СМИ было серьёзным пропагандистским инструментом по воздействию на народные массы.

Фактически, правая рука Гитлера, доктор Пауль Йозеф Геббельс, который являлся рейхсминистром народного просвещения и пропаганды Германии в эпоху нацизма, проводил рекламную и пропагандистскую деятельность, а также был известен тем, что контролировал СМИ, открыто подтверждает вышесказанное в своих произведениях и изречениях. Ему принадлежат следующие выражения:

• «Пресса — это гигантская пишущая машинка, которую использует власть!».

• «Скажите ложь, и обязательно найдётся тот, кто в неё поверит. Если же нет, то продолжайте врать. Чем дольше вы что-то повторяете, тем больше людей поверит этому».

• «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней».

• «Всегда держите вокруг себя армию подхалимов».

• «Лидер с авторитетом и харизмой значительно упрощает пропаганду. Кто скажет первое слово громче всех, тот и побеждает. Важны не просвещённые интеллигенты, а массы, потому что их очень легко обмануть».

Я думаю, что эти принципы медиа вовсе не чужды, потому что, глядя на современные СМИ, мы с лёгкостью увидим отражение высказываний Геббельса.

Когда советские войска подошли к вратам Берлина во время Второй мировой войны, немецкий народ продолжал думать, что Германия вот-вот выигрывает войну. Миллионы людей собирались на митинги, демонстрируя свою преданность Гитлеру. Почти никто из народа, называвшего Гитлера «Посланником Бога», «Великим вождём», «Великим Президентом», «Великим Спасителем», спустя месяц после смерти Гитлера не смог признаться в том, что отдавал свой голос за него.

Бедственное положение, в котором оказались мусульмане

Идейный упадок мусульман, порождённый пропагандой социальной инженерии, а также непонимание некоторых шариатских правил привели к тому, что мусульмане стали претворять в своей жизни противоречащие хукмам Шариата порочные западные идеи.

Таким образом, мусульмане стали воспринимать демократию как просто «избрание правителя», а секуляризм — как «проявление равнозначной терпимости к религиям». У них возникло неправильное поведение, исходящее из неспособности отличить между хадаратом (культурой, цивилизацией) и маданиятом (научно-техническими достижениями человечества). В дополнение к этому они придали важность всему материальному в своей жизни и стали прибегать к утилитарным подходам (выгоде). А также они стали считать, что цель оправдывает средство.

Таким образом, мусульмане стали искать выход из упадка в западных ошибочных идеях, которые непосредственно привели их к данному упадку. Одним словом, они искали выход в той стороне, откуда пришла на их головы проблема.

Проблема обрела такие масштабы, что мусульмане заблудились среди ложных и порочных путей. Сколько бы ни существовало сегодня куфра, непокорности и греховности, восхищение ими со стороны мусульман возросло с появлением престижа у такого понятия, как «современность», и тогда мусульмане не то чтобы не сумели убежать от западных идей, а даже сами без оглядки потянулись в их направлении.

Те, кто до недавнего дня называл демократию куфром и ширком, сегодня вошли и заняли место в парламентской системе. Появились мусульмане, которые стали восхвалять такие ложные идеи, как «власть отныне принадлежит народу!», «демократия — не на один, а на каждый день!», «добродетель в республике!» и т.д. Появились также мусульмане, которые стали говорить: «Не вмешивайте религию в этот вопрос», — в то время как секуляризм является куфром и вызовом Аллаху; а при виде мункара они вторят: «Нужно подстраиваться под время, если оно не подстраивается под тебя», — в то время как на них лежит обязанность положить конец данному греху и пресечь его. Также возросло число мусульман прагматического склада ума, которые стали мыслить по-макиавеллистически, беря в основу критерий пользы и вреда вместо греха и воздаяния, позабыв, что нельзя достичь довольства Аллаха путём харама.

Женщины — это пол, который необходимо защищать. Но сегодня мы становимся свидетелями тех, кто отстаивает непристойное поведение своей жены и сестры и наслаждается этим; тех, кто испытывает недовольство, расходуя из своего имущества на пути Аллаха, в то время как они должны были бы испытывать радость от этого; тех, кто говорит, что нужно с куфром и кяфирами «обходиться с терпимостью и любовью», в то время как Аллах описывает неверие и неверующих как грязь и нечистоты; а также тех, кто выступает за примирение и союз с неверными и многобожниками, в то время как Аллах велел отвернуться от неверующих и многобожников.

Самое печальное в данной ситуации — это то, что мусульмане искали решение проблем в западных мыслях, в то время как эти проблемы возникли в результате действий, совершённых под впечатлением тех самых западных идей, принятых мусульманами, не зная даже их названий. Они стали искать выхода в самой безысходности.

Подобных вышеприведённым примерам случаев можно перечислить ещё много. Естественно, мусульманин попадает в подобную ситуацию тогда, когда отходит от исламского мышления.

Решение

Важность места, которое занимает мышление в жизни человека, очевидно. Человек продолжает оставаться человеком только до тех пор, пока способен думать. Ведь самым наглядным отличием между людьми и животными является способность человека мыслить. Думать, то есть размышлять, — значит делать мысленное суждение о вещах и событиях. Когда человек покоряется свету Откровения в своих суждениях, он отличается от животных. В противном случае он просто гонится за своими чувствами и желаниями, подобно животному. Всевышний Аллах сказал:

أَرَءَيۡتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَٰهَهُۥ هَوَىٰهُ أَفَأَنتَ تَكُونُ عَلَيۡهِ وَكِيلًا ٤٣ أَمۡ تَحۡسَبُ أَنَّ أَكۡثَرَهُمۡ يَسۡمَعُونَ أَوۡ يَعۡقِلُونَۚ إِنۡ هُمۡ إِلَّا كَٱلۡأَنۡعَٰمِ بَلۡ هُمۡ أَضَلُّ سَبِيلًا

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть (чувства и желания)? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, и даже более, они ещё больше сбились с пути» (25:43,44).

Этот аят указывает в целом на важность мышления для людей. Что касается важности мышления, в частности — для мусульман, то мусульманин — это не просто человек. Он — человек, который подчиняется воспитанию и дисциплине своего Господа в своих мыслях, поступках, желаниях и чувствах. Эта его особенность называется «исламской личностью». Мусульманин должен быть стойким в том, чтобы соответствовать этой личности.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал следующее:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونُ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ

«Никто из вас не уверует, пока его желания не будут соответствовать тому, что я принёс» (имам Навави).

В следующем аяте Всевышний Аллах показывает, что верующие не должны быть похожими на других людей, что они должны обладать качествами определённой личности, то есть исламской личности:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَكُونُواْ كَٱلَّذِينَ كَفَرُواْ

«О те, которые уверовали! Не будьте похожи на неверующих» (3:156).

И после всего этого мусульманам следует по-настоящему разобраться в том:

• что идеи «свобод» породили мысль, признающую суверенитет индивида, который самостоятельно устанавливает порядок и создаёт доктрины, его святость, абсолютную свободу; а распутство и разврат народа Лута (Содом и Гоморра) являются продуктом этой самой мысли;

• что в результате макиавеллистской мысли стало нормальным употребление алкоголя и наркотиков, участие в азартных играх, распространение процентного роста через владеющие капиталом банки в качестве источника решения для экономики;

• что рационалистическая мысль игнорирует смысл и дух при освящении материи и что она является результатом идеи о том, что разум является единственным критерием истины, а также она осмеливается рассматривать даже такие вопросы, как соответствие правильности исламских идей, взглядов и хукмов — пригодны ли они для претворения сегодня или нет;

• что гуманистическая мысль, которую пытаются представить так, словно это «любовь к людям», на самом деле означает «обожествление (освящение) человека»;

• что именно позитивистская мысль повинна в том, что мусульмане стали понимать развитие и прогресс чисто на материальном уровне.

Одним словом, мы должны по-настоящему разобраться в этих и остальных порочащих человечество западных идеях, докопавшись до их правды и сути. Мы обязаны показать всему миру, что они противоречат природе, разуму и реальности жизни. Невозможно скрыть от глаз то, насколько высока разрушительная сила этих идей, выдвигаемых, в свою очередь, как просто «невинная попытка размышлять» и «философский поиск истины». Несомненно, мышление важно для людей в целом, и для мусульман — в частности. Однако идейные поиски человека, которые не брали во внимание ограниченность разума и находились в отрыве от Божественного Откровения и природы человека, привели его не к совершенству и развитию, а к краху и упадку.

Однако наш Всевышний Господь, сотворивший человека, жизнь и Вселенную, ниспослал Своё Откровение как инструкцию по спасению и путеводитель человечеству через Своих пророков, словно факел для Своих рабов, заблудших во тьме.

Ислам является последней истинной религией, ниспосланной нашим Господом Своим рабам. Следует знать, что Ислам — не гипотетическая религия. Как и в каждом вопросе, Ислам так же предоставил метод и для мышления. Исключение исламской акыды из идейной основы, то есть основы мышления, вызвало отклонения мусульманина в вышеупомянутых вопросах. Прежде всего, необходимо отвести Исламу то место, которое он заслуживает в сознании мусульман, и подробно разъяснить тот факт, что исламская акыда является единственным идейным правилом для мусульман. Наряду с этим одной из наших основных обязанностей является объединение спасения человечества со светом Откровения, отказавшись от всех западных идей, развративших идейный мир мусульман и разрушивших их жизни.

فَأَمَّا ٱلزَّبَدُ فَيَذۡهَبُ جُفَآءٗۖ وَأَمَّا مَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ فَيَمۡكُثُ فِي ٱلۡأَرۡضِۚ

«Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле» (13:17).

Осознание истины, которую наш Господь упомянул в Своей Книге, является благословением, которым Аллах одарит человечество, быть может, нашими руками — руками Своих преданных рабов.

Несомненно, те дни очень близки для тех, кто ждёт их с вожделением.

О Аллах! Одари нас щитом! Несомненно, Ты — Всемогущий!

إِنَمَا الْإِمَامُ جُنّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتقَى بِهِ

«Имам — это щит, за которым сражаются и которым защищаются» (Муслим).

 

Куртулуш Севинч

_______________________

1. Социа́льная инжене́рия — целенаправленное формирование специфичного группового социального поведения.

2. «Политическая история ХХ века», Фахир Армаоглу («20. Yüzyıl Siyasi Tarihi», Prof. Dr. Fahir Armaoğlu).