В межгосударственной политике мощь и эффективность страны проявляется в наличии основополагающей идеи и наиболее эффективном использовании имеющегося потенциала.
Другими словами, если ваша военная мощь, технические возможности, демографическая структура, геополитическое, геостратегическое положение находятся в соответствии с идеей, основанной на идеологии, то такая ситуация может максимизировать вашу безопасность, сделав ваш потенциал эффективным. Опять же, эффективное использование этой силы позволит вам проводить эффективную внешнюю политику в межгосударственной политике. Осознание своей силы, понимание горизонта и целеустремлённый подход, который позволит контролировать и развивать эту силу, позволит вам решать многие вопросы в соответствии с ожиданиями и интересами вашего народа. Это, в свою очередь, способствует тому, что вы станете сильным а́ктором на межгосударственной арене и будете иметь решающее значение во многих вопросах.
Конечно, когда этот потенциал реализуется с помощью уникальной политики в свете правильной и фундаментальной идеи, это обеспечит политику ухода от зависимости. В противном случае, чем дальше вы будете уходить от самодостаточности в плане стратегических ресурсов, тем ближе вы будете к ряду держав и тем больше будет расти ваша зависимость и иждивенчество. Поскольку ваша мобильность ограничена пропорционально вашей зависимости, по многим вопросам вы будете обречены подчиняться державам, с которыми вы находитесь в отношениях. Эта зависимость может быть в области технологии, экономики, сырья, безопасности, но гораздо более очевидна она в области энергетики, которая является рычагом и непременным условием XXI века.
Энергия имеет жизненно важное значение для всего мира; она является первой искрой, с помощью которой активизируются все отрасли, а также незаменимым и необходимым ресурсом во всех сферах жизнедеятельности. Развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, повышение эффективности военной мощи и безопасности требуют обладания эффективными, разнообразными и мощными энергетическими ресурсами. Именно по этим причинам энергетическая политика на межгосударственной арене находится под влиянием вопросов энергоэффективности, энергозависимости и энергетической безопасности. До середины XVIII века значение энергетики для государств находилось на местном уровне, но после середины этого века открытие паровой энергии подняло значение энергетики на глобальный уровень. Государства, обладающие такой огромной силой, будут иметь сильное превосходство в промышленности, транспорте, военном деле, словом, во всех областях. Желание контролировать месторождения, которые являются источником энергии, ввергло государства в сильную конкуренцию и даже заставило их вступить в войны, чтобы уничтожить друг друга. И эти войны продолжаются до сих пор. Асимметричное распределение ископаемых ресурсов в мире заставило идеологические державы, установившие глобальное влияние, эксплуатировать более слабые страны, обладающие этими энергоресурсами.
Это очевидная реальность, что государства, решившие энергетический вопрос, могут занимать более решительную и сильную позицию во внешней политике, в то время как государства с высокой энергетической зависимостью ведут себя более пассивно. Конечно, только наличия богатых энергетических ресурсов недостаточно для того, чтобы занять сильную позицию во внешней политике. Опять же, одного совершенства стратегического положения и нахождения в энергетическом коридоре недостаточно. Те, кто направляет и управляет этими компонентами, руководствуясь идеей, вытекающей из идеологии, могут стать решающими а́кторами во внешней политике. Сегодня, хотя исламская география обладает огромным потенциалом энергетических ресурсов, таких как нефть, природный газ и уран, эти ресурсы не способствуют благосостоянию живущих здесь народов, а служат интересам США, Великобритании, Франции и других западных держав. Обладание ресурсами становится ценностью, когда их можно эффективно использовать и когда можно обеспечить безопасность этих ресурсов. Развитые страны ставят вопрос энергетической безопасности в центр своей политики для обеспечения непрерывного и безопасного потока энергии. Энергетическая безопасность имеет стратегическое значение для этих государств, поскольку любая проблема в этой области приведёт к серьёзным экономическим потерям, а также ударит по всем секторам экономики.
Когда мы смотрим на то, как иностранная зависимость от энергии влияет на политику, мы видим, что с момента использования энергии на промышленном уровне это привело как к конфликтам, так и к обязательным союзам между государствами. Смотрите, Уинстон Черчилль перед Первой мировой войной поставил во главу угла своей внешней политики доминирование над энергетическими ресурсами, заявив следующее: «Мы, будучи Великобританией, не можем быть зависимы ни от какого-либо источника, ни от какого-либо государства, ни от какого-нибудь региона. Необходимо вырабатывать политику, основанную на том, где нам нужно быть, и избегать зависимости от единственного источника. Это наш самый важный вопрос энергетической безопасности. Необходимо бесперебойно обеспечивать себя энергией». Опять же, нацеленность британцев на Ближний Восток, в частности, вытекает из их политики эксплуатации энергетических ресурсов. И это понимание до сих пор преобладает в географии, в которой мы живём.
Зависимость от энергоресурсов иногда может заставить страны молчать о происходящих рядом с ними оккупациях, привести к огромным экономическим уступкам и вынужденным соглашениям. Высокий уровень энергетической зависимости европейских стран с прошлого по настоящее время является «ахиллесовой пятой» Европы. Ограничение добычи странами-экспортёрами нефти (ОПЕК) в 1973 году поставило европейские страны в самое тяжёлое положение. После этого процесса, несмотря на то, что крупные европейские государства отдавали предпочтение различным источникам энергии, особенно ядерной, постоянно растущая потребность в энергии не могла устранить эту зависимость.
Согласно данным Статистического управления Европейского Союза (Евростат [1]), в 2020 году европейские страны импортировали 58% используемой ими энергии. В то время как зависимость Турции от иностранной энергии составляла 71%, в Германии этот показатель был равен 64%. Страны ЕС удовлетворяли 38% своих потребностей в природном газе из России. Такой уровень внешней зависимости европейских стран: пассивность ЕС перед лицом перекрытия Россией потока газа в Европу через Украину во время российско-украинской напряжённости в 2006–2009 годах, более дерзкое вторжение России в Крым в 2014 году, соглашения, заключённые российскими энергетическими гигантами со многими странами ЕС, особенно Германией и Италией, в этот период, не позволили им занять чёткую позицию по Крыму. Зависимость от энергоносителей заставила страны ЕС молчать даже перед лицом оккупации, происходящей прямо рядом с ними. Это молчание и зависимость настолько воодушевили Россию, что она осмелилась вторгнуться на оставшуюся территорию Украины в феврале 2022 года. Здесь мы не будем касаться политической глупости России — этот вопрос мы подробно обсуждали в других наших статьях и публикациях.
В действительности, хотя попытка России вторгнуться в Украину имеет множество причин, энергетические ресурсы и маршруты не являются независимыми от этого плана вторжения. Несмотря на то, что страны ЕС ввели дипломатические, экономические и военные санкции против России под руководством США в связи с попыткой вторжения в Украину, потребность в энергии и невозможность создать другие альтернативы заставляют страны ЕС так или иначе продолжать эту торговлю с Россией. Фактически, мы можем назвать это «разрушительным результатом энергетической зависимости».
Когда мы посмотрим на ситуацию в Турции, чтобы немного внимательнее проследить последствия энергетической зависимости, то подразумеваемое нами станет более понятным. 92-процентная зависимость Турции от иностранных ископаемых видов топлива, 99-процентная зависимость от природного газа, 97-процентная зависимость от каменного угля и 92-процентная зависимость от нефти ослабляют влияние Турции во внешней политике, а также приводят к ежегодным валютным потерям в размере более 60 миллиардов долларов. Зависимость Турции от России в поставках природного газа удержала её от достойной позиции во время инцидента с уничтожением российского Су-24 в 2015 году. Опять же, время от времени, в условиях политической напряжённости с Ираном, прямое выкладывание энергетической карты на стол приносит ряд уступок. Государства, правильно использующие свои энергетические ресурсы, могут получить политическое, экономическое и военное превосходство, укрепив свои позиции в своей политике и используя это как оружие против других стран. Турция — это мост на пути очень важных энергетических ресурсов, то есть на перекрёстке стран-производителей и стран-потребителей. Хотя на её территории расположены важные порты и проливы, а сама она является эпицентром нефте- и газопроводов, отсутствие идеи, основанной на идеологии, мешает правильно использовать эту огромную мощь. Ведь, несмотря на столь уникальное положение, 71-процентная зависимость от импорта иностранных энергоносителей и ежегодная трата десятков миллиардов долларов — признак управленческой некомпетентности.
Такая ситуация характерна не только для отдельных стран, но и для государств с большими границами и экономикой, в которых потребление значительно превышает производство. Хотя эти страны могут преодолевать трудности в энергоснабжении за счёт своих различных энергетических мощностей, вряд ли это будет устойчиво в долгосрочной перспективе. Китай является одной из стран, потребляющих больше всего энергии в мире, но при этом он полностью зависит от нефти и природного газа. Тот факт, что США и западные страны стоят во главе энергетических ресурсов и что США контролируют пути безопасности этих ресурсов, вынуждает Китай договариваться с Соединёнными Штатами по многим вопросам. Опять же, сегодня европейские страны обязаны и зависят от энергетических планов США из-за напряжённости в отношениях с Россией. Несомненно, эти примеры можно множить. Полагаем, что перечисленных примеров достаточно, чтобы донести то, что мы имели в виду.
Сегодня ни одно государство, желающее заполучить мировое лидерство, не имеет возможности реализовать эти цели при высокой энергетической зависимости. Эти государства либо реализуют свои планы, вторгаясь в слабые страны с энергетическими ресурсами, подкупая их правителей и эксплуатируя их, как это делают безбожные государства, такие как США, Великобритания и Франция, либо достигают своих целей путём диверсификации имеющихся ресурсов и повышения их эффективности. Последний вариант требует больше времени и больших затрат. В этом отношении кратчайшим решением для этих безбожных государств является первый путь (колонизация).
Для того, чтобы энергия не использовалась колониальными государствами как оружие против вас, необходимо подойти к этому вопросу с коренной и глубокой идеей об энергии. Если мы снова обратимся к примеру Турции, то производство электроэнергии с использованием импортных ресурсов, вопросы отопления и транспорта должны обеспечиваться за счёт существующих ресурсов. Хотя эти ресурсы сложны в переработке и дорогостоящи, они жизненно необходимы для будущего. Неизбежно, что как возобновляемые источники энергии, так и существующие ископаемые ресурсы должны перерабатываться наиболее эффективным способом. Опять же, если будет выдвинута позиция, которая будет брать должную долю у стран, покупающих и продающих энергоресурсы, с политикой, которая соответствует стратегическому положению, которое мы имеем, геополитическая позиция будет в какой-то степени оправдана.
Для того, чтобы наша страна, в частности, избавилась от этой зависимости, необходимо начать с внедрения исламской системы, в соответствии с идеями и хукмами, вытекающими из нашей акыды, в которую мы веруем. Как мы уже объяснили в начале, ни одно государство, не имеющее фундаментальной, коренной идеи, не может избавиться от зависимости. Затем, исходя из того, что Ислам предлагает решения для любой проблемы, первичную принадлежность энергоресурсов, а все источники энергии являются общественным достоянием, ни одна власть ни при каких обстоятельствах не может предлагать их в пользу кого-либо. Государство должно быть защитником и разработчиком этого ресурса. В соответствии с этим пониманием государство несёт ответственность за приведение всех существующих ресурсов в производство наиболее точным и эффективным способом, а также за стратегию во внешней политике в соответствии с наилучшими интересами подданных и государства. Исламская Умма не испытывает недостатка ни в ископаемых, ни в возобновляемых ресурсах. Наш Господь обильно одарил эту географию этими благами, но правители, стоящие во главе Уммы, не способны управлять имеющимися ресурсами, не говоря уже о том, чтобы правильно использовать эту мощь во внешней политике. Эти огромные ресурсы могут превратиться в реальную силу и потенциал только при наличии системы и политики, управляемых достойными людьми. Настолько, что даже сегодняшних энергетических ресурсов в исламской географии было бы достаточно для проецирования мировой политики в сени Халифата, который вскоре будет установлен. Ну а в этом отношении все условия готовы, и нам нужны только система и правители, которые проявят данную волю.
__________________________
Источники:
«Энергетическая политика государства Халифат» (исследовательский отчёт).
«Исламские решения экономических кризисов в 10 пунктах».
www.mfa.gov.tr, «Международная энергетическая стратегия Турции».
www.emo.org.tr, «Энергетическая зависимость — это не рок судьбы».
www.aa.com.tr, «Энергетическая зависимость — проблема безопасности и внешней политики».
Ахмет Сапа
Köklü Değişim Dergisi
1. Евростат (англ. Eurostat) — статистическая служба Европейского Союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам-членам ЕС и гармонизацией статистических методов, используемых данными странами. Офис Eurostat находится в Люксембурге.