Дорогие друзья! Приветствуем вас на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с лучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Ибн Абу Шейба передал в своей книге «Мусоннаф», что ему рассказал Гъассан ибн Наср от Саида ибн Язида, которому рассказал Абу Надра от Джабира, который сказал: «Когда Умар стал халифом, он ввёл некоторые обязанности, создал реестры (диваны) и избрал старейшин», а Джабир добавил: «И избрал меня старшим над моими друзьями».
Реестры (диваны) – это органы управления интересами населения, иначе – административный аппарат.
Административный аппарат является способом ведения дел, средством из множества других средств.
Способ является ответвлением от основного действия, в отношении которого – т.е. основного поступка – пришло общее доказательство, но при этом для этого ответвления нет частного доказательства. А потому общее доказательство основного поступка является доказательством и для ответвления… Отсюда следует то, что способ не нуждается в частном доказательстве, т.к. достаточно общего доказательства в отношении основного поступка, потому как основной поступок включает в себя все ответвления.
Так же неверно будет утверждать, что способы являются поступками людей (рабов Аллаха), а потому необходимо, чтобы они проводились не иначе, как в соответствии с законами Шариата, – всё это утверждать неверно, т.к. доказательствами этих поступков являются общие доказательства их основ, которые вбирают в себя всё, что является их ответвлением. Это действительно для всех положений кроме того случая, когда существует частное шариатское доказательство на поступок, являющийся ответвлением от основы – в таком случае с ним (способом) поступают в соответствии с его доказательством. Например, в словах Всевышнего Аллаха:
وَآتُوا الزَّكَاةَ
«Выплачивайте закят» (2:43).
Этот аят является общим доказательством, однако также пришли доказательства на поступки, являющиеся ответвлениями от данного основного поступка: размер имущества (нисаб), с которого полагается выплачивать закят, доказательства, касающиеся работающих по сбору закята, доказательства в отношении категорий людей, у которых взимается закят, – всё это поступки, вытекающие из закона «Выплачивайте закят». Однако должны ли работающие по сбору закята идти пешком или ехать верхом? Имеют ли они право нанимать помощников для себя или нет? Должны ли они вести счёт собранным средствам при помощи тетради? Должны ли они определить для себя место, где они будут принимать закят? Должны ли они иметь склады, где будут оставлять собранное имущество? Эти склады должны быть подземными, или они могут быть построены на земле, подобно ангарам? Необходимо ли собирать денежный закят в сумки, или в сундуки?..
Эти и им подобные поступки являются ответвлениями от основного доказательства «Выплачивайте закят», однако относительно этих способов не пришло доказательств о вариантах их исполнения, а потому к ним применимо общее доказательство, т.к. оно охватывает все эти поступки, и нет в их отношении частных доказательств. Таково положение всех способов, т.к. в их отношении, в силу отсутствия частного доказательства, применяется общее доказательство основного поступка.
Соответственно, административные способы могут быть взяты из любой системы, если не указано специальное положение (частное доказательство), запрещающее определённый административный способ. Всё же иное, кроме этого запрещённого, может быть принято в качестве административного способа управления для содействия работе административных органов и для реализации интересов людей, ведь административный способ не является законом, который нуждается в доказательстве.
Так, Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) перенял реестры у персов и римлян. Передал Абид ибн Яхья от Хариса ибн Нуфайля, что Умар (р.а.) посоветовался с мусульманами в вопросе ведения регистрации (учёта), на что Али ибн Абу Талиб (р.а.) ответил: «Ежегодно дели все деньги, которые поступили к тебе, и не оставляй ничего». Усман ибн Аффан (р.а.) сказал: «Я считаю, что денег много, их хватит для людей. Однако если не вести подсчёт, дабы знать, кто взял, а кто – нет, я опасаюсь, что это дело (отсутствие порядка) может распространиться». Валид ибн Хишам ибн аль-Мугира сказал: «Я был в Шаме и видел, как его правители вели реестры и проводили мобилизацию солдат-призывников. Поступи и ты так с имуществом и солдатами». И Умар ибн аль-Хаттаб прислушался к его совету. Он призвал к себе Акъиля ибн Абу Талиба, Махрама ибн Науфаля и Джубайра ибн Мутъима из числа знатных своим происхождением курайшитов и сказал им: «Перепишите людей в соответствии с их положением».
Затем, после расцвета Ислама в Ираке, реестры там велись так же, как и прежде. Реестры Шама велись на римском (т.е. греческом) языке, потому как долгое время Шам находился в подчинении у византийских правителей, а реестры Ирака велись на персидском языке, т.к. были наследием персидских правителей. Во времена Абд уль-Малика ибн Марвана реестры Шама были переведены на арабский язык. После этого стали появляться регистрационные реестры по необходимости (в соответствии с интересами граждан). Был создан специальный реестр для солдат по призыву и реестр по выдаче зарплат, как и были созданы специальные реестры по ведению финансовых сборов и реестры служителей правопорядка. Реестр, касающийся работников и валиев, вёлся по принципу назначения и отстранения. Также были специальные реестры по ведению доходов и расходов Байт уль-Маль и т.д… Другими словами, принятие реестров было обусловлено необходимостью в них, и способ их ведения отличался от периода к периоду в меру изменения способов и средств. Также для ведения реестров определялись глава реестра и его помощники. Иногда назначение помощников для главы реестров возлагалось на самого главу, а иногда помощники назначались «сверху».
Что же касается административных служащих, то, с одной стороны, они являются наёмниками, а с другой – гражданами. Они являются наёмными работниками в силу выполнения ими работы и в силу определённой ответственности перед директором (главой) административного аппарата. И являются гражданами в силу их ответственности перед правителями из числа валиев и муавинов и ответственности перед халифом. И поэтому они ограничены как законами Шариата, так и и административными порядками.
Итого: административный аппарат в каком-либо из интересов общества не является шариатским законом, напротив, он является одним из способов, причинами образования которого бывают необходимость и диктуемые данной необходимостью способы и средства ведения работы. А потому административное управление может отличаться в разные века, как и может вестись в разных вилаятах по-разному и отличаться в каждой земле в соответствии с интересами граждан.
До скорых встреч, дорогие друзья, в новых сериях передачи «Вместе с благородным хадисом». Мы оставляем вас на попечение Аллаха.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
25 Мухаррама 1436 х.
18.11.2014