27
Сб, фев

Политика — это управление делами граждан

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Политика — это управление делами граждан1

«Мне рассказал Мухаммад ибн Башшар … сказал: «Я слышал, как Абу Хазим говорил:

قَاعَدْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ خَمْسَ سِنِينَ فَسَمِعْتُهُ يُحَدِّثُ عَنِ النبيِّ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ قالَ كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لاَ نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ فَتَكْثُرُ قَالُوا فَمَا تَأْمُرُنَا قَالَ فُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمُ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«В течение пяти лет я находился рядом с Абу Хурайрой и слушал от него хадисы. Однажды я услышал от него хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал: «Бану Исраиль управляли пророки. Каждый раз, когда умирал пророк, за ним приходил другой. После меня не будет пророка, но будут халифы, и их будет много». У Пророка спросили: «Как прикажешь нам поступать?», — на что (с.а.с.) сказал: «Соблюдайте присягу первого и только первого. Отдавайте им их права, а Аллах спросит у них за их правление».2

В выражении «تَسُوسُهُمُ» используется глагол سَاسَ. В арабских толковых словарях говорится: «مَنْ سَاسَ يَسُوسُ الْخَيْلَ يَقُومُ عَلَى رِعَايَتِهَا وَخِدْمَتِهَا» («Кто управляет конём, тот должен проявлять о нём заботу и ухаживать за ним»)3.

Выражение «تَسُوسُهُمُ الأَنْبِيَاءُ» означает, что они брали на себя управление делами Бану Исраиль так же, как делают это правители и валии в отношении граждан государства. Слово «السياسة» («политика») означает: проводить эффективные меры для решения той или иной проблемы4.

Управлять гражданами — это значит приказывать и запрещать им то, в чём есть для них благо. Слова «سَاسَ», «يَسُوسُ», «سِيَاسَةٌ» означают заботу о делах подданных. В толковом словаре «Аль-Камус аль-мухит» говорится: «سُسْتُ الرَّعِيَّةَ سِيَاسَةً», что означает: я приказывал и запрещал гражданам». Таким образом, забота о делах граждан происходит посредством приказов и запретов.

Более того, это значение присутствует в хадисах, повествующих о делах правителей, отчёте правителей, переживаниях мусульман друг о друге. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ اسْتَرْعَاهُ اللَّهُ رَعِيَّةً فَلَمْ يَحُطْهَا بِنُصْحِهِ إِلَّا لَمْ يَجِدْ رَائِحَةَ الْجَنَّةِ

«Если Аллах вверит кому-то управление над подданными, и он не отнесётся к ним с искренностью, то не почувствует запаха Рая»,5

مَا مِنْ وَالٍ يَلِي رَعِيَّةً مِنَ الْمُسْلِمِينَ فَيَمُوتُ وَهُوَ غَاشٌّ لَهُمْ إِلَّا حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ

«Аллах обязательно сделает Рай запретным для каждого правителя, который во время своего правления обманывал подданных мусульман и умер в таком положении»,6

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ قَالَ لا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, [деяния] которых вы будете одобрять и ненавидеть. Кто из вас будет признавать [их деяния порочными], тот будет чист. Кто из вас будет ненавидеть [их порочные деяния], тот сохранит себя. Однако это не коснётся тех, кто согласился [с их порочными деяниями] и последовал за ними». Люди спросили: «В таком случае, разве нам не нужно начать сражение против них?», — на что он (с.а.с.) сказал: «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз».7

Из всех этих хадисов, не важно, связаны они с вступлением правителя в свою должность, или с отчётом правителя со стороны Уммы, или с вниманием мусульман к друг другу и наставлением друг друга, выводится, что политика — это забота о делах Уммы.8

Делами Бану Исраиль управляли пророки, и каждый раз, как умирал пророк, на смену ему приходил другой пророк. Что касается Уммы, то Аллах отправил к ней Мухаммада (с.а.с.) — печать пророков, на плечи которого было возложено управление и забота о делах Уммы через законы Шариата. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил, что после него не будет пророков, но будут халифы, которые вместо него (с.а.с.) будут заниматься управлением и заботой о делах Уммы. Посланник (с.а.с.) завещал избирать халифов только шариатским методом, т.е. присягой, а также соблюдать её.

Описание Посланником (с.а.с.) положения после него (с.а.с.) словами «будут халифы» указывает на то, что человек, который возьмёт на себя заботу и управление делами людей после него (с.а.с.), будет называться халифом. Это значит, что форма правления после Посланника (с.а.с.) — это Халифат. Именно эта форма правления существовала во времена правления Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.), Усмана (р.а.), Али (р.а.). Халифат — особый вид системы правления, который непохож:

— на республиканскую форму правления, где законотворчество — в руках народа, а правитель — наёмный рабочий;

— на королевскую форму правления, где монарх выступает либо в качестве символической фигуры в государстве, либо в качестве правителя. В обоих случаях (символ или правитель) монарх правит в соответствии со своими интересами, считает себя выше закона и подотчётности;

— на императорскую форму правления, где правитель правит на основе своих прихотей и желаний, проводит различие между людьми на основе их места рождения, происхождения, класса и т.д.;

— на федеративную форму правления, где регионы сохраняют определённую самостоятельность, но при этом объединяются в генеральном правлении.

Халифат является целостной системой, где халиф избирается Уммой, и она присягает ему, чтобы он управлял на основе Корана и Сунны. Это означает, что он будет представителем Уммы в претворении Шариата и будет относиться к каждому гражданину с соблюдением исламской справедливости. Более того, халиф не будет иметь каких-либо преимуществ перед своими гражданами, он будет выделять средства каждому вилаяту в соответствии с его нуждами. Благодаря всему этому халиф, амир будет проводить политику на основе Ислама.

С другой стороны, Умма проводит политику отчёта. Это значит, что за действиями и решениями халифа и его муавинов будут следить:

— наблюдатели из числа Уммы, представляющие интересы каждого индивида общества. Ведь Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры».9

— политические партии, основой которых является Ислам. Ведь Всевышний сказал:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть будет среди вас группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

— махкамут уль-мазалим (суд по фактам несправедливости со стороны органов государства), который рассматривает дела и жалобы от граждан против халифа, его муавинов и валиев. Подобные жалобы могут повлечь за собой даже их снятие с поста, однако в рамках, установленных законами Шариата. Ведь Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).

Смысл аята заключается в следующем: о мусульмане! Если вы разногласите с представителями власти в чём-либо, то обратитесь к Аллаху и Посланнику (с.а.с.), т.е. к Шариату.

Обращаться за решением вопроса к Шариату — это обращение в суд. Поэтому в подобных случаях происходит обращение в махкамут уль-мазалим, а вынесенное им решение обязательно к исполнению. Причина этого заключается в том, что по Шариату именно махкамут уль-мазалим специализируется на рассмотрении подобных случаев.

Напомним, что после избрания Умара ибн Абдуль-Азиза на пост халифа он поднялся на минбар и обратился к людям:

أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّهُ لَا كِتَابَ بَعْدَ الْقُرْآنِ وَلَا نَبِيَّ بَعْدَ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ السَّلَامُ وَإِنِّي لَسْتُ بِقَاضٍ وَلَكِنِّي مُنَفِّذٌ وَإِنِّي لَسْتُ بِمُبْتَدِعٍ وَلَكِنِّي مُتَّبِعٌ

«О люди! Не будет иной [божественной] книги после Корана, не будет иного пророка после Мухаммада (а.с.). Я не судья, а исполнитель. Я не тот, кто придумывает нововведения, но я муттаби».10

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

 

1.  Об этом сказал имам ан-Навави в комментариях к книге «Сахих» Муслима.

2. «Сахих» Бухари.

3. Толковый словарь «Лисан аль-араб».

4. Об этом сказал Мухаммад Фуад Абдуль-Бакы в комментариях к книге «Сахих» Муслима, глава «Аль-Имара», 3/1471.

5. «Сахих» Бухари.

6. «Сахих» Бухари.

7.  «Сахих» Муслима.

8. Такыюддин Набхани в книге «Проект конституции».

9. «Сахих» Муслима.

10. Книга «Аль-Бидая ва ан-нихая», автор Ибн Касир, 9/217.