02
Вт, март

Халифат — это общий Имамат для мусульман

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

«Нам рассказал Сулейман ибн Дауд ат-Тыялиси … Хузайфа сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَإَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ ثُمَّ سَكَتَ

«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он (с.а.с.) замолчал».1

Данный хадис повествует о Посланнике (с.а.с.), который проявлял заботу о делах людей в сфере поклонения, личной и общественной жизни, экономики, политики, армии (более детально об этом будет в следующих хадисах), заключал одни договоры и отвергал другие, прочертил границы халяля и харама, подвергал наказанию тех, кто переходил границы дозволенного, постановлял и претворял законы системы наказаний, которые направлены на сдерживание и исправление индивидов. Далее хадис упоминает праведных халифов, которые пошли по пути его (с.а.с.) решений и постановлений. Они были халифами, т.е. теми, кто управлял государством на основе системы правления под названием «Халифат», что в корне отличается от всех форм правления, существовавших ранее и существующих сегодня. Об этом, с дозволения Аллаха, более подробно будет затронуто во втором хадисе.

Сподвижники (р.а.) были единогласны в необходимости избрания наместника (халифа) Посланника (с.а.с.). Они были единогласны в том, что первым халифом будет Абу Бакр (р.а.), вторым — Умар (р.а.), третьим — Усман (р.а.), четвёртым — Али (р.а.).

Также сподвижники (р.а.) были единогласны в том, что после смерти халифа необходимо присягать следующему халифу. Они были единогласны в том, что запрещено мусульманам жить без халифа более трёх дней. Подтверждением этому служит то, как после ножевого ранения Умар выдвинул шесть кандидатур на пост халифа и дал им срок в три дня, во время которого они должны избрать среди себя достойного кандидата, дабы затем у мусульман была возможность присягнуть ему как халифу. Также Умар (р.а.) отдал приказ убить среди них (шести выдвинутых кандидатур) того, кто будет препятствовать этому, более того, он (р.а.) назначил пятьдесят мужчин для претворения в жизнь приказа о смертной казни. Всё это происходило на глазах у сподвижников (р.а.), и никто из них не выступил против этого, не заявил, что подобное противоречит Шариату.2

Таким образом, благородные халифы (р.а.), т.е. наместники Посланника (с.а.с.), правили мусульманами по законам Шариата под сенью государства. Государства, которое Посланник (с.а.с.) не только описал словами «период Халифата, основанного на методе пророчества», но и приказал установить его. Также он (с.а.с.) приказал мусульманам держаться этого государства. Передаётся от Яхъи ибн Абу аль-Мутаа: «Я слышал, как аль-Ирбад ибн Сария говорил следующее:

قَامَ فِينَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَوْمٍ فَوَعَظَنَا مَوْعِظَةً بَلِيغَةً وَوَجِلَتْ مِنْهَا الْقُلُوبُ وَذَرَفَتْ مِنْهَا الْعُيُونُ فَقِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَعَظْتَنَا مَوْعِظَةً مُوَدِّعٍ فَاعْهَدْ إِلَيْنَا بِعَهْدٍ فَقَالَ عَلَيْكُمْ بِتَقْوَى اللَّهِ وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَإِنْ عَبْدًا حَبَشِيًّا وَسَتَرَوْنَ مِنْ بَعْدِي اخْتِلَافًا شَدِيدًا فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ وَإِيَّاكُمْ وَالْأُمُورَ المُحْدَثاتِ فَإِنَّ كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ

«В один из дней Посланник Аллаха (с.а.с.) встал и обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши наполнились страхом, а из глаз потекли слёзы. К нему (с.а.с.) кто-то обратился со следующими словами: «О Посланник Аллаха! Ты обратился к нам с увещеванием прощающегося человека, так что же ты поручишь нам делать?», — на что он (с.а.с.) сказал: «Вам надлежит бояться Аллаха, слушаться и подчиняться правителю, даже если это будет раб-эфиоп. Тот из вас, кто переживёт меня, увидит много разногласий, и потому вы должны придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за неё коренными зубами3 и остерегайтесь новоизобретённого, ибо каждое нововведение [в религии] — заблуждение».4

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о шариатской политике», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури

 

1. Ахмад 4/273. Аль-Альбани подтвердил его достоверность [книга «Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха», автор аль-Альбани].

2. Смотрите книгу «Тариху аль-мадина», автор Ибн Шабба, в ней на эту тему приводится много версий, которые заслуживают доверия. Вот одна из них: «Нам рассказал Хаббан ибн Бишр: «Нам рассказал Яхъя ибн Адам: «Нам рассказал Ибн Идрис от Тальхи ибн Яхъи, а он — от Исы ибн Тальхи и Урвы ибн аз-Зубайра, которые сказали:
قال عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَ حِينَ طُعِنَ لِيُصَلِّ بِكُمْ صُهَيْبٌ ثَلَاثًا وَلْتُنْظِرُوا طَلْحَةَ فَإِنْ جَاءَ إِلَى ذَلِكَ وَإِلَّا فَانْظُرُوا فِي أَمْرِكُمْ فَإِنَّ أُمَّةَ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تُتْرَكُ فَوْقَ ثَلَاثٍ سُدًى
«После того как Умар (р.а.) был ранен ножом, он сказал следующее: «Пусть ваш намаз в течение трёх дней возглавляет Сухайб. Подождите Тальху, быть может, он успеет, в ином случае решайте своё дело. Умма Мухаммада (с.а.с.) не может быть оставлена более чем на три дня».

3. Считается, что под этим подразумевается проявить усердие в строгом соблюдении Сунны Пророка (с.а.с.) и неотъемлемом следовании его пути, что можно сравнить с действием того, кто ухватился коренными зубами за что-то, дабы не лишиться его.

4. «Сунан» Ибн Маджи, аль-Хаким подтвердил его достоверность в «Аль-Мустадраке».