21
Чт, нояб

Административные наказания «таазират», их детали и положения

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован: Насыру Риде Мухаммаду Усману (ناصر رضا محمد عثمان)

Вопрос:

Ассаляму алейкум! Да благословит Вас Аллах, мой шейх и амир, и да будем благословенны мы под Вашим руководством! В одном из ваших ответов была такая фраза: «Шариат утвердил такое положение, как административное наказание «таазират», и детально пояснил законы и виды этого положения»… Так каковы же детали и виды этого положения?

Ответ:

Ваш вопрос касается ответа от 02.01.2015 года, где говорилось: «Что касается таких административных наказаний, как «таазират», то они являются наказаниями за те грехи (преступления), относительно которых Шариат не определил устойчивого наказания, а напротив, оставил определение наказания за них на усмотрение имама (халифа) или судьи. Они входят в категорию законов тариката. Если Шариат не установил определённого вида наказания, это вовсе не означает, что он не утвердил метода исполнения для тех шариатских законов, за нарушение которых требуется административное наказание «таазират». Шариат утвердил такое положение, как административное наказание «таазират», и детально пояснил законы и виды этого положения. Он предоставил имаму (халифу или судье) право только лишь выбирать по своему усмотрению меру и вид наказания, соответствующие реальности греха (преступления) и реальности совершителя греха (преступника), которые так же пояснил Шариат. То есть Шариат пояснил порядок исполнения этих законов путём вменения в обязанность наказания того, кто не соблюдает их. Однако определение меры и вида наказания Шариат закрепил за имамом (халифом) и тем, кто его замещает», – конец цитаты.

Во избежание удлинения мы не стали подробно разъяснять ответ на вопрос о «таазират»… Как и в данном ответе на Ваш вопрос мы не станем подробно разъяснять положения об административных наказаниях «таазират», т.к. это – большая и обширная тема, и она раскрыта в полном объёме в нашей книге «Система наказаний»… Но мы всё же приведём некоторые вещи из неё:

1 – Административные наказания «таазират» отличаются от «худуд» (предписанных Шариатом видов наказаний, которые являются исключительным правом Аллаха) и «джинаят» (телесных преступлений), т.к. худуд и джинаят – это определённые Законодателем наказания, и они обязательны. Их не дозволено заменять, добавлять или уменьшать в них что-то. Однако таазират – это неконкретизированное Шариатом наказание, как и не является обязательным его исполнение. Также в худуд и джинаят недопустимо прощение или отпущение (преступника) со стороны правителя (кроме прощения обладателя права в джинаят) в отличие от таазират, т.к. в таазират допустимо прощение и избавление преступника от наказания.

2 – Шариат определил виды административного наказания, которые судье (къади) дозволено применять, и это происходит из-за наличия ясных шариатских текстов относительно них. Как и не дозволено наказывать преступника как-нибудь иначе, т.к. наказание – это поступок, а потому необходим довод (далил) на дозволенность его исполнения. Неверно говорить, что необходим довод (далил) на запрет замены конкретного наказания каким-либо иным наказанием, – неверно так говорить, т.к. в основе наказание не заменяется. Следовательно, применение наказания каким-либо конкретным образом нуждается в доказательстве (далиле). Что же касается того, что в основе наказание не заменяется, то это происходит согласно общему доказательству (далилу) о почтенности человека (карама) и о недопущении нанесения вреда ему. Таким образом, применение какого-либо конкретного наказания нуждается в далиле, дозволяющем его применение, а если на что-то нет довода о дозволенности конкретного вида наказания, то его применение запрещено.

Неверно также говорить, что правителю абсолютно и без ограничений дозволено применять административные наказания таазират, и что он может применять наказания, которые посчитает нужными. Так утверждать неправильно, т.к. правителю дозволено определять только размер наказания, а не что-либо другое. Шариат вмешался в наказания и определил их разновидности, т.е. определил виды, которые дозволено применять. Таким образом, правитель или судья (къади) ограничен этими видами наказаний, т.е. Шариат ограничил судью в определённых видах наказаний, и ему не дозволено наказывать иными видами. И судья имеет право применять тот вид наказаний из определённых Шариатом, который считает действенным и устрашающим. Таким образом, правителю при применении какого-либо административного наказания необходимо ограничиваться законами Шариата и наказывать не иначе, как только приведёнными в Шариате видами наказаний.

3 – Шариат запретил некоторые виды наказаний и разрешил некоторые другие, которыми и необходимо ограничиться правителю (судье) в применении административных наказаний таазират. Так, Шариат запретил сжигать огнём, т.к. наказание огнём запретно. Передаёт Бухари от Абу Хурайры следующий хадис: «Поистине, огнём не наказывает (не имеет права) никто, кроме Аллаха», – а также Бухари передаёт от Икримы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не наказывайте наказанием Аллаха», – т.е. сжиганием огнём. Передаёт Абу Дауд в «Сунан» от Ибн Масъуда, что Пророк ﷺ сказал: «Не подобает никому наказывать огнём, кроме Господа огня». Всё это является доказательством запрета применения огня в качестве наказания, и к нему относится то, что относится к тому же роду и обладает качеством сжигания, как электричество.

4 – Также Шариат дозволил применение некоторых видов наказаний (и не дозволено применение каких-либо иных видов) и подробно описал эти виды, из которых мы приведём следующие:

– Наказание смертью: халифу дозволено довести меру административного наказания до смерти в больших преступлениях, которые не входят в категорию худуд. Как, например, призыв отделить какой-либо регион от территории Исламского Государства; приводится в благородном хадисе: «Убейте того, кто пришёл к вам, чтобы разобщить вас и нарушать ваше единство, когда вся власть ваша объединена в одном человеке», – передал Муслим от Арфаджа. Таким образом, халифу дозволено приказать убить кого-либо в качестве наказания, т.е. халифу в выбранной им мере наказания дозволено достигать такой меры наказания, как смерть.

– Бичевание: т.е. побивание плетью или чем-то подобным плети… Однако бичевание, или побивание, дозволено не более чем 10 ударами, т.к. приводится ясный текст, переданный Бухари от Абдуррахмана ибн Джабира, который передал его от человека, слышащего, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не дозволено наказание более чем 10 ударами, кроме как в хадд (наказании) из худудов Аллаха».

Таким образом, если было принято постановление о наказании бичеванием, то не дозволено совершать более чем 10 ударов…

– Наложение штрафа в качестве административного наказания за некоторые преступления. Передаются некоторые тексты по этому поводу, среди них: передал Абу Дауд в «Сунан» от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Скрывающий потерявшуюся верблюдицу обязан вернуть её и подобное ей», – т.е. если кто-либо станет скрывать у себя потерявшуюся верблюдицу, то он обязан будет вернуть её, а за утаивание от хозяина – выплатить штраф, равный стоимости верблюдицы. Так же наказанием того, кто отказывается выплачивать закят, будет изъятие половины его имущества. Всё это указывает на то, что Посланник Аллаха ﷺ облагал штрафом в виде наказания за совершение административных преступлений (таазират).

– Наказанием в административных нарушениях «таазират» дозволено также тюремное заключение (хабс). Шариатским тюремным заключением является ограничение личности в действиях и в свободе, где бы она ни находилась, будь то в городе, в мечети или же дома, или в специально подготовленной для этого тюрьме и т.д. Доказательством того, что тюремное заключение является шариатским видом наказания, является переданный Тирмизи хадис от Бахза ибн Хакима, от его отца, от деда, что «Пророк ﷺ задержал человека по обвинению, а затем отпустил его».

Во времена Пророка ﷺ заключение происходило на дому (домашний арест) или в мечети. Так же было и во времена Абу Бакра, т.к. не было специально отведённых мест для подозреваемых. Во времена правления Умара был куплен дом Сафвана ибн Умайя за четыре тысячи дирхамов, и Умар сделал его тюрьмой. Также Умар арестовал аль-Хатыа за сатиру (высмеивание в стихах), как и арестовал Сабига за чрезмерные вопросы о аз-Зариат, аль-Мурсалят, ан-Назиат (аяты из Корана) и т.п. (Сабиг был невежественным бедуином, который ходил по рынкам и высмеивал отдельные суры Священного Корана). Заключение (арест) обязательно должно происходить на определённый срок, поскольку запрещено по Шариату арестовывать человека на неопределённый срок.

Заключение (хабс) – это арест, а не заключение в тюрьму с принудительными работами, т.к. принудительные работы – это не арест. Таким образом, если человека наказали тюремным заключением, его не дозволено принуждать к работе, т.к. слово «заключение» (хабс) не включает в себя принуждение к работе. Однако дозволено ли выносить решение в виде наказания о заключении с принудительными работами, или же необходимо ограничиваться только тюремным заключением? Ответом на этот вопрос будет то, что не передано текстов о наказании в виде принудительных работ, ни в виде тяжёлых, ни в виде лёгких работ. Отсюда следует, что нет наказания в виде принудительных работ, напротив, необходимо ограничиваться только заключением (хабс) в форме ареста.

– Наставление: это когда судья наставляет преступника, напоминая ему о наказании Аллаха. Доказательством этому служат слова Аллаха:

وَاللاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ

«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте» (4:34).

Это – некоторые виды административных наказаний (таазират), на дозволенность применения которых в Шариате имеется доказательство (далил). Также не дозволено правителю (халифу или судье) наказывать каким-либо из видов наказаний, если Шариат не гласит о дозволенности применения этого вида.

Надеюсь, что этого ответа будет достаточно.
    

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Раджаба 1436 х.
16.05.2015 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»