Вопрос: Ассаляму алейкум. Учитель социологии поднял вопрос об идде (срок в 4 месяца и 10 дней, который выжидает женщина после смерти мужа).
Он говорит, что цель выжидания идды состоит в том, чтобы узнать о беременности женщины после смерти её мужа. Следовательно, если с медицинской точки зрения доказано, что вдова не беременна, ей не следует выжидать окончания идды. Верно ли это утверждение?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
1. Доказательством требования выжидать срок идды после смерти мужа являются слова Аллаха:
وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوۡنَ مِنكُمۡ وَيَذَرُونَ أَزۡوَٰجٗا يَتَرَبَّصۡنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرۡبَعَةَ أَشۡهُرٖ وَعَشۡرٗاۖ فَإِذَا بَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡكُمۡ فِيمَا فَعَلۡنَ فِيٓ أَنفُسِهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۗ وَٱللَّهُ بِمَا تَعۡمَلُونَ خَبِيرٞ
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:234).
Таким образом, женщина, муж которой умер, выжидает 4 месяца и 10 дней. Этот аят является общим (амм) и касается всех женщин, как беременных, так и не беременных.
2. Имеется другой аят по этой теме:
وَأُوْلَٰتُ ٱلۡأَحۡمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعۡنَ حَمۡلَهُنَّۚ
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (65:4).
Этот аят конкретизирует (тахсис) смысл вышеприведённого аята, указывая на то, что 4 месяца и 10 дней должна выжидать та женщина, которая не беременна. Что касается беременной, то для неё срок установлен до тех пор, пока она не родит. Поэтому, если установлено, что женщина, потерявшая мужа, не беременна, то для неё идда в 4 месяца и 10 дней. Кто утверждает о нецелесообразности выжидания идды в том случае, когда установлено, что женщина не беременна, тот противоречит закону Аллаха. Он — либо невежда, не знающий, как из Ислама выводятся законы, либо светский человек, который пытается исказить законы Шариата.
3. Это разъяснение вы найдёте в книге «Исламская личность», третий том, где пишется:
Конкретизация общего (тахсис амм). В Коране встречается много вещей, упомянутых в общем значении, поэтому Сунна конкретизирует их… Слова Аллаха:
وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوۡنَ مِنكُمۡ وَيَذَرُونَ أَزۡوَٰجٗا يَتَرَبَّصۡنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرۡبَعَةَ أَشۡهُرٖ وَعَشۡرٗاۖ
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234).
Этот аят касается идды той, которая потеряла мужа, и он конкретизируется хадисом Субайи аль-Аслямии, которая родила спустя 25 дней после смерти мужа. Посланник Аллаха ﷺ сообщил ей, что она свободна. Отсюда мы понимаем, что аят конкретизируется и касается небеременных женщин.
4. В той же книге пишется:
Также может происходить конкретизация (тахсис) одного аята другим аятом, поскольку любой аят снизошёл откровением как его выражения, так и смыслы. Следовательно, один аят может конкретизировать другой. В Коране встречается такой вид конкретизации. Аллах говорит:
وَأُوْلَٰتُ ٱلۡأَحۡمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعۡنَ حَمۡلَهُنَّۚ
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (65:4).
Он конкретизирует следующий аят:
وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوۡنَ مِنكُمۡ وَيَذَرُونَ أَزۡوَٰجٗا يَتَرَبَّصۡنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرۡبَعَةَ أَشۡهُرٖ وَعَشۡرٗاۖ
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234).
5. Женщина, потерявшая мужа, выжидает 4 месяца и 10 дней. Если она беременна, то её идда продолжается до рождения ребёнка. Этого мнения придерживалось большинство исламских учёных. Имеется также более слабое мнение, гласящее о том, что она в таком положении выбирает из двух вариантов более длинный срок — срок до рождения ребёнка или 4 месяца и 10 дней.
Что касается утверждения этого учителя, то оно не имеет никаких доказательств.
6. Об этом также говорится в известных тафсирах. Приведём тафсир Ибн Касира к следующему аяту:
وَٱلَّٰٓـِٔي لَمۡ يَحِضۡنَۚ وَأُوْلَٰتُ ٱلۡأَحۡمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعۡنَ حَمۡلَهُنَّۚ
«Как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (65:4).
Слова Аллаха «для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» означают «идда беременной продолжается до рождения, даже если после развода или смерти мужа прошло очень мало времени». Такого мнения придерживалось большинство учёных, поскольку это подтверждается Кораном и Сунной.
Сообщается, что Али и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) считали, что женщина, потерявшая мужа, должна выбрать самый длинный срок из двух — срок до рождения ребёнка или 4 месяца и 10 дней. Они подтверждали своё мнение 234 аятом из 2 суры («Бакара»). Приводится у Бухари: передал Саад ибн Хафс от Шайбана, а тот — от Яхьи, который сказал, что Абу Саляма рассказал ему, как некий мужчина пришёл к Ибн Аббасу, когда у него сидел Абу Хурайра, и сказал: «Что скажите относительно женщины, которая родила спустя 40 дней после смерти мужа?». Ибн Аббас сказал: «Пусть выберет самый длинный срок из двух». Тогда Абу Саляма привёл аят: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени». Абу Хурайра сказал: «Я тоже так считаю (т.е. как Абу Саляма)». Затем Ибн Аббас отправил своего подопечного по имени Курайба к Умм Саляме, чтобы спросить её об этом. Она ответила: «Муж Субайи аль-Аслямии погиб, когда она была беременна. Она родила ребёнка спустя 40 дней после смерти своего мужа. К ней стали приходить мужчины, предлагая женитьбу, и Посланник Аллаха ﷺ разрешил ей выйти замуж. Среди тех, кто сватался к ней, был Абу Санабиль». Бухари передал укороченную версию хадиса.
Муслим передал полную версию хадиса: сообщил мне Абу Тахир от Ибн Вахба, а тот — от Юнуса ибн Язида, далее от Ибн Шихаба, от Убайдуллаха ибн Абдуллаха ибн Утбы, который сказал, что его отец написал Умару ибн Абдуллаху ибн Аркаму аз-Зухрию письмо, в котором велел тому зайти к женщине по имени Субайа бинт аль-Харис аль-Аслямийя и попросить её, чтобы она пересказала ему свой хадис и рассказала, что сказал ей Посланник Аллаха ﷺ когда она обратилась к нему со своей проблемой. В ответном письме Умар ибн Абдуллах сообщил, что, как рассказала ему Субайа, её мужем был один из участников битвы при Бадре Саад ибн Хауля, умерший во время прощального паломничества, когда она была беременной. Вскоре после его смерти Субайа родила, когда же послеродовое кровотечение у неё прекратилось, она стала украшаться для сватов. Через некоторое время к ней зашёл Абу Санабиль ибн Бакак и сказал ей: «Почему ты украшаешься? Наверное, хочешь выйти замуж? Однако, клянусь Аллахом, ты не можешь снова заключить брак, пока не пройдут четыре месяца и десять дней». Субайа сказала: «И после того, как он сказал мне это, я дождалась вечера, надела свою одежду, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и спросила его об этом. Он сказал мне, что, разрешившись от бремени, я получила право снова вступить в брак, и велел мне выходить замуж, если я захочу этого».
Вывод:
Идда женщины, потерявшей мужа, описана в Коране и Сунне:
1 — Если она не беременна, то её идда — 4 месяца и 10 дней, как сообщается в аяте:
وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوۡنَ مِنكُمۡ وَيَذَرُونَ أَزۡوَٰجٗا يَتَرَبَّصۡنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرۡبَعَةَ أَشۡهُرٖ وَعَشۡرٗاۖ
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (2:234).
Если же она беременна, то её идда — до рождения ребёнка, как сообщается в аяте:
وَأُوْلَٰتُ ٱلۡأَحۡمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعۡنَ حَمۡلَهُنَّۚ
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (65:4).
2 — Что касается того, кто утверждает о нецелесообразности выжидания идды в том случае, когда установлено, что женщина не беременна, тот противоречит закону Аллаха. Он — либо невежда, не знающий, как из Ислама выводятся законы, либо светский человек, который пытается исказить законы Шариата.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
7 Шаъбана 1440 г.х.
13.04.2019 г.