от Sohail Dar
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, мои дорогие братья. Я бы хотел задать ряд вопросов нашему амиру, и я надеюсь, что, с дозволения Аллаха, они дойдут до него. Сразу хочу сказать, что в основе я не разговариваю на арабском языке, поэтому хочу заранее извиниться, если допущу какие-либо ошибки.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой амир! Я прошу у Аллаха всего наилучшего для Вас.
Сразу хочу извиниться за свой арабский, но в меру своих возможностей попытаюсь сформулировать на арабском языке ряд вопросов, связанных с темой Халифата:
1) В книге «Система правления в Исламе» упоминаются такие титулы, как «халиф», «Имам», «амир уль-муминин» и им подобные — «Султан уль-муминин» … Однако в книге «Госаппараты Халифата» упоминается лишь титул «амир уль-муминин».
Отсюда вопрос: произошло ли изменение в табанни касательно титулов, т.е. значит ли это, что мы стали ограничиваться лишь тремя титулами (халиф, Имам, амир уль-муминин)?
2) В книге «Госаппараты Халифата» приводится случай, который послужил причиной для появления титула «амир уль-муминин» у Умара ибн аль-Хаттаба.
Отсюда вопрос: правильно ли сказать, что только этот титул должен использоваться, или же будет мубахом использовать и другие титулы наподобие «султан уль-муминин»?
3) Я понял, что одним из условий для Иджма ус-сахаба является существование противоречия с чем-то общеизвестным. Например, имела место отсрочка похорон Посланника ﷺ, но при этом Шариат обязал торопиться с похоронами.
Отсюда вопрос: в чём заключается противоречие в вопросе получения титула «амир уль-муминин» Умаром, чтобы сказать, что имело место Иджма ус-сахаба?
4) Ранее я сказал, что слово «халиф» является шариатским, фикхий словом; можно ли то же самое сказать о слове «Имам», учитывая его упоминание в шариатских доказательствах? Или же мы говорим, что слово «Имам» является термином? Во многих хадисах упоминается выражение «Имам», указывающее на того, кто руководит людьми в намазе.
Отсюда вопрос: существует ли разногласие в понимании слова «Имам»? Говоря по-другому, значение слова «Имам» касается только халифа и того, кто правит, или же оно включает также имамов мечетей, которые, руководят намазами в наши дни?
5) Временный амир. Почему муавины ат-танфиз не могут назначаться на пост халифа? На чём основывается решение о том, что на пост халифа назначается старший из муавинов по возрасту? Почему не выбирается на пост халифа тот муавин, который имеет больше опыта в качестве муавина, или тот, кто справедливее, или тот, кто больше знает и правильнее читает Коран и т.д.?
Также у меня есть ещё один вопрос: если халиф нарушит одно из обязательных условий, находясь на посту халифа, после того, как ему дадут присягу, аннулируется ли присяга, данная ему? Например, если он перестанет быть справедливым, или станет тем Имамом, которого мусульмане возненавидят, как об этом упомянул Посланник Аллаха ﷺ.
Да воздаст Вам Аллах самым лучшим!
Заранее благодарю Вас за ответы и прошу Аллаха, чтобы Он даровал Вам, Вашей семье и другим братьям по вере всех благ, благополучия и благословения в Рамадан.
Ваш брат Сухайль ибн Абу Мусъаб.
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Мне было очень приятно, что Вы написали свои вопросы на языке Корана, хотя для Вас это — нелёгкое дело. В основе всё, что вы спросили, понятно, за исключением некоторых моментов, которые нуждаются в дополнительном разъяснении.
Мой ответ будет следующим:
1) Титулы, которые даются человеку после того, как ему дали присягу, являются следующими: халиф, Имам, амир уль-муминин. Об этом упоминают хадисы и Иджма ус-сахаба. Что касается упомянутого Вами со ссылкой на книгу «Система правления в Исламе», то в ней говорится следующее: «Следует отметить, что применение этих трёх титулов к тем, кто руководит мусульманами, не является обязательным, и допустимо применение к ним других титулов, которые имеют те же значения. Например, дозволено использовать такие титулы, как хаким уль-муминин, раис уль-муминин, султан уль-муминин и т.д. То есть, допускается использовать те, которые не противоречат значению трёх вышеуказанных титулов. Что же касается других титулов, которые имеют значение, противоречащее исламским законам в сфере правления, такие как малик (король), раис уль-джумхурия (глава республики), император, то их применение к правителям мусульман недопустимо в силу противоречия их значений законам Ислама» (конец цитаты).
В книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Халифат» говорится: «Важной представляется суть, а не использование того или иного слова, т.е. «Халифата» или «Имамата» (конец цитаты).
Упомянутое в книгах «Система правления в Исламе» и «Исламская личность», 2 том, было пересмотрено, поэтому в книге «Госаппараты Халифата» были оставлены лишь три титула: халиф, Имам, амир уль-муминин. С дозволения Аллаха, после установления Исламского Государства именно эти три титула будут использоваться.
2) Для того, чтобы Иджма ус-сукутий (единодушие, выраженное молчанием) считалось Иджмой, «требуется, чтобы шариатский хукм был вынесен на то, что в основе неприемлемо и отвергается, а значит, сподвижники не будут молчать об этом. Ведь невозможно, чтобы все сподвижники молчали в отношении предосудительного (мункара). Если же речь идёт о том, что в основе не отвергается, тогда молчание сподвижников не будет расцениваться как Иджма» («Исламская личность», 3 том, тема «Иджма ус-сукутий»). В этой же книге, в той же теме говорится: «Иджма ус-сукутий — это когда один из сподвижников выводит хукм, при этом другие сподвижники знают об этом, но не высказывают своего несогласия. Именно это их молчание и считается Иджма ус-сукутий. Иджма ус-сукутий отличается от Иджма уль-каулий (единодушие, выраженное словами)…
Для того, чтобы состоялось Иджма ус-сукутий, необходимы следующие условия:
а) Требуется, чтобы шариатский хукм был вынесен на то, что в основе неприемлемо и отвергается, а значит, сподвижники не будут молчать об этом …
б) Действие должно быть известно сподвижникам …
в) Это не должно относиться к числу того, чем Имам может распоряжаться по своему усмотрению, например, как финансы Байт уль-Маль …» (конец цитаты).
Когда эти условия были выдержаны, тогда можно сказать, что речь идёт об Иджма ус-сукутий в качестве шариатского доказательства. Что касается Иджма ус-сахаба относительно использования титула «амир уль-муминин», то здесь не Иджма ус-сукутий, а нечто, похожее на Иджма уль-каулий. Причина этого заключается в том, что сподвижники использовали данный титул в своих выступлениях и называли халифов им. Такое положение больше относится к Иджма уль-каулий, а не к Иджма ус-сукутий. Следовательно, чтобы Иджма считалось состоявшимся в отношении того или иного хукма, для этого нет необходимости, чтобы он обязательно был хукмом для того, что отвергается в своей основе.
3) Что касается Вашего вопроса относительно слова «Имам»:
а) Слово «имам» в арабском языке имеет несколько значений, среди которых: тот, кому подражают и за кем следуют. В арабском толковом словаре «Мухтар ас-сахих» говорится: «Имам — это тот, кому подражают. Множественным числом этого слова будет «أَئِمَّةٌ». В другом толковом словаре «Китаб аль-айн» говорится: «Каждый, кому подражают и кого ставят во главе, тот считается имамом».
Таким образом, слово «имам» имеет абсолютную форму (мутляк), а значит, касается каждого, кому подражают и за кем следуют.
б) Шариат использует слово «Имам» как фикхий термин, т.е. «хакыка шаръия» (шариатская единица значения): общий руководитель (раис) мусульман.
На это указывают следующие шариатские тексты:
— Передаётся от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
وَمَنْ بَايَعَ إِمَامًا فَأَعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ فَلْيُطِعْهُ
«… И пусть тот, кто дал клятву правителю, пожал ему руку и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется (этому правителю) …» (Муслим).
— Передаётся от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خِيَارُ أَئِمَّتِكُمْ الَّذِينَ تُحِبُّونَهُمْ وَيُحِبُّونَكُمْ وَيُصَلُّونَ عَلَيْكُمْ وَتُصَلُّونَ عَلَيْهِمْ
«Лучшие ваши Имамы — те, которых вы любите, и они любят вас, вы благословляете их, и они благословляют вас …» (Муслим).
— Передаётся от Абдуллаха ибн Умара
كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ الْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Каждый из вас — попечитель, и с каждого из вас спросят за своих подопечных. Имам — попечитель и ответственный за своих подопечных» (Бухари).
В этих хадисах упоминается титул правителя, который правит хукмами Шариата: Имам. Титул «Имам» подобен титулу «халиф», который так же упоминается в других текстах. Другими словами, шариатские тексты разъясняют, что слово «Имам» подобно слову «халиф», а значит, указывает на общее главенство (ар-риаса аль-амма). Также слово «Имам» является «хакыкой шаръия» (т.е. термином фикха). Подобное главенство ещё называют «великим руководством» (аль-имама аль-узма). Поэтому у того, в чьих руках великое руководство, называют «аль-Имам аль-Азам» (величайший Имам).
в) Также термин «имам» используется в Шариате для того, кто руководит намазом. Такое руководство называют «аль-имама ас-сугра» (малое руководство). Об этом упоминается в хадисах, вот некоторые из них:
— Передаётся от Аиши:
صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بَيْتِهِ وَهُوَ شَاكٍ فَصَلَّى جَالِسًا وَصَلَّى وَرَاءَهُ قَوْمٌ قِيَامًا فَأَشَارَ إِلَيْهِمْ أَنِ اجْلِسُوا فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ إِنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ فَإِذَا رَكَعَ فَارْكَعُوا وَإِذَا رَفَعَ فَارْفَعُوا وَإِذَا صَلَّى جَالِساً فَصَلُّوا جُلُوسًا
«Когда Посланник Аллаха ﷺ заболел, то начал совершать намаз в своём доме сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, а закончив намаз, сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали за ним, и если он совершит поясной поклон, совершите и вы, если он поднимется, поднимитесь и вы, а если он совершает намаз сидя, совершайте и вы» (Бухари).
— Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا أَمَّنَ الْإِمَامُ فَأَمِّنُوا فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Когда имам произносит «Амин», произнесите и вы «Амин». Ведь у того, кто скажет «Амин» одновременно с ангелами, простятся его предыдущие прегрешения» (Бухари).
Слово «имам», применяемое в Шариате к имаму в намазе, является шариатским термином, на что указывают вышеупомянутые хадисы.
г) Не существует тесной связи между словом «Имам» в значении «халифа» и между «имамом» в значении «имам в намазе». Хадисы, в которых упоминается Имам в значении «халифа», необязательно связаны с темой намаза. Хадисы, которые упоминают имама в значении «имам в намазе», необязательно связаны с халифом и правлением. Из приведённых ранее хадисов не понимается, что есть связь между главенством в правлении и главенством в намазе.
5) Слово «имам» должно пониматься в текстах с учётом контекста и карин (посылов):
— Слово «имам» иногда используется в лексическом значении:
وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас имамами для богобоязненных» (25:74).
Комментируя этот аят, Ибн Касир сказал: «О словах Всевышнего «сделай нас имамами для богобоязненных» Ибн Аббас, аль-Хасан, Катада, ас-Суддий, ар-Раби ибн Анас сказали следующее: «Сделай нас имамами, которым подражают в добре». Другие сказали: «Сделай руководителями, идущими по прямому пути и призывающими к добру». Из контекста становится ясно, что под имамом подразумевается человек, которому подражают в богобоязненности, но не Имам в правлении или имам в намазе.
— Слово «Имам» иногда используется в значении «халиф». В хадисе Абу Хурайры говорится, что Пророк ﷺ сказал:
إنَّمَا الْإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ فَإِنْ أَمَرَ بِتَقْوَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَعَدَلَ كَانَ لَهُ بِذَلِكَ أَجْرٌ وَإِنْ يَأْمُرْ بِغَيْرِهِ كَانَ عَلَيْهِ مِنْهُ
«Правитель — это щит, за которым сражаются и которым защищаются. Если он велит бояться Всемогущего и Великого Аллаха и придерживается справедливости, за это ему будет награда, если же он велит нечто иное, то за это он понесёт бремя греха» (Муслим).
Из хадиса становится ясно, что здесь речь идёт о правителе, поскольку правитель — это тот, за кем сражаются, кто поступает справедливо или может угнетать людей. Здесь не идёт речь об абсолютном следовании в лексическом значении, как и не идёт речь о руководстве в намазе.
— Слово «имам» иногда используется в значении «руководство в намазе». В хадисе Абу Хурайры говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا قَالَ الْإِمَامُ سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ فَقُولُوا اللَّهُمَّ رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Когда имам скажет: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его», — говорите: «О Аллах, Господь наш, Тебе хвала». Ведь тому, чьи слова совпадут со словами ангелов, простятся прошлые (малые) грехи» (Муслим).
4) Касательно вопроса о временном амире, то мне не совсем понятно, что Вы имели в виду, когда спрашивали: «Почему муавины ат-танфиз не могут назначаться на пост халифа?».
Что касается вопроса о выборе временного амира из числа муавинов с учётом их возраста, то этот аспект мы освещали в ответе на вопрос от 31.05.2014. Я приведу Вам цитаты из этого ответа: «… Что же касается второго положения, т.е. каким образом назначается временный амир, если халиф не назначил его перед смертью. Приоритетом в этом деле будет считаться подход, что это — административный вопрос, а значит, дозволено принять статью, в которой бы упорядочивалось это дело, о чём и было сказано в статье 33 «Проекта Конституции. Шариатские доказательства», 1 том: «Самый старший из муавинов ат-тафвид становится временным амиром при условии, что он не баллотируется на пост халифа. В обратном случае (т.е. когда муавин ат-тафвид выдвинул свою кандидатуру на пост халифа), временным амиром становится следующий за ним по возрасту и т.д. … Если же все муавины ат-тафвид решили баллотироваться на пост халифа, то временным амиром становится самый старший муавин ат-танфиз (исполнительный помощник). Если же все старшие муавины ат-танфиз захотели баллотироваться на пост халифа, то тогда временным амиром назначается самый младший из них возрастом…» (конец цитаты).
Хочу отметить, что подобное решение было принято из соображений пользы, т.к. муавины ат-тафвид — самые сведущие среди людей в области законов, поскольку они лучше осведомлены о состоянии дел при последнем халифе. Далее за ними в этом аспекте (осведомлённости и опыта) следуют муавины ат-танфиз, поскольку они тоже взаимодействовали с халифом. Именно поэтому муавины более достойны поста временного амира. В случае, когда муавины ат-тафвид и муавины ат-танфиз равны в своих полномочиях, то в выборе кандидата на пост временного амира более уместным будет отталкиваться от их возраста. Это подобно выбору имама для намаза, ведь если молящиеся были равны в условиях приоритетности на имамство, то выбирался самый старший. Передаётся от Шуаба, а он — от Исмаиля ибн Раджа: «Я слышал, как Аус ибн Дамъадж говорил: «Я слышал следующие слова Абу Масъуда:
قَالَ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللَّهِ وَأَقْدَمُهُمْ قِرَاءَةً فَإِنْ كَانَتْ قِرَاءَتُهُمْ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَكْبَرُهُمْ سِنًّا وَلَا تَؤُمَّنَّ الرَّجُلَ فِي أَهْلِهِ وَلَا فِي سُلْطَانِهِ وَلَا تَجْلِسْ عَلَى تَكْرِمَتِهِ فِي بَيْتِهِ إِلَّا أَنْ يَأْذَنَ لَكَ أَوْ بِإِذْنِهِ
«Посланник Аллаха ﷺ сказал нам: «Руководить намазом людей должен тот из них, кто больше всех и раньше всех начал читать Книгу Аллаха. Если в этом они равны, то тот, кто раньше всех совершил Хиджру. Если же они равны и в этом, то самый старший из них. Не следует человеку становиться имамом для семьи хозяина дома и в его владениях, как не следует ему и садиться на ложе хозяина, пока это не будет разрешено, или пока не будет спрошено у него разрешение» (Муслим).
Таким образом, если дело относится к административным вопросам, то в качестве табанни будет считаться то, что первенство остаётся за самым старшим муавином ат-тафвид, далее — за тем, кто моложе него, и по нисходящей. Затем первенство переходит к самому старшему из муавинов ат-танфиз, а затем — к тем, кто моложе, и так по нисходящей» (конец цитаты).
5) Касательно вопроса о нарушении одного из обязательных условий на пост халифа после того, как ему дадут присягу, то мой ответ будет кратким. Причина этого заключается в том, что нарушение одного из условий не означает, что договор о Халифате стал бутляном (недействительным). Например, если халиф перестал быть справедливым, то это становится поводом для его снятия с должности, но решение о снятии с должности может вынести лишь суд «Махкамут уль-мазалим» (суд по фактам несправедливости со стороны органов государства). Это значит, что халиф будет у власти до тех пор, пока Махкамут уль-мазалим не вынесет своего решения. Этот вопрос мы упомянули в наших книгах, а более детально изложили в 40 и 41 статьях «Проекта Конституции. Шариатские доказательства», 1 том. Вы можете обратиться к этой книге.
И в заключение хотел бы выразить Вам свою благодарность за Ваше дуа. Я так же желаю Вам всех благ и добра. Повторюсь ещё раз, мне было очень приятно, что Вы написали свои вопросы на языке Корана.
26 Зуль-хиджа 1441 г.х.
16.08.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»