21
Чт, нояб

Попрошайничество и накопление денег

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Мусе аш-Шакуру

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Прошу у Аллаха благополучия и поддержки для Вас.

В 142 статье проекта Конституции приводится: «Запрещается накапливать богатство, даже если с него выплачивается закят». В объяснении данной статьи на 77 странице книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, в части пояснения хадиса Абу Амамы приводится: «Это означает запрет накопления золота и серебра, будь то два динара или даже один динар, если это на самом деле считается накоплением». Отсюда я понял, что бедный не может попрошайничать у прохожих людей больше того, что необходимо для удовлетворения его потребностей.

Вопрос заключается в том, каков предельный размер, который бедняк может спрашивать у людей, чтобы не совершить запрещённое Исламом накопительство в настоящее время? Как определить его потребности? Какую сумму он может взять у прохожих людей и оставить при себе? И когда ему следует остановиться от попрошайничества? Да вознаградит Аллах Вас благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Да благословит Аллах Вас за добрые пожелания нам. И мы просим Аллаха одарить Вас благом.

Первое: суть Вашего вопроса связана с темой «Шихазатун» (попрошайничество), а вовсе не с темой «Канз» (накопительство). Последнее не имеет отношения к бедности или богатству, а также к нужде или достатку. «Канз» (накопление) подразумевает бесцельное собирание, накопление и сбережение денег, невзирая на то, является ли накопитель богатым или бедным. Как богатый, не имеющий определённой нужды, так и бедный, имеющий определённые нужды, могут накапливать богатство и хранить его без всякой цели, требующей определённых расходов. Некоторые проживающие под навесом мечети бедняки во времена Посланника Аллаха ﷺ испытывали определённые потребности, и поэтому они жили за счёт подаяния со стороны людей.

Однако среди них оказались такие, которые накапливали золото и хранили его без всякой нужды, требующей расходов.

В книге «Экономическая система в Исламе» подробно объясняется тема «Канз» (накопление) и запрет этого действия. Вы можете обратиться к этому материалу и получить исчерпывающий ответ с дозволения Аллаха.

Второе: ранее нам задавали вопрос относительно «Канз» (накопления) и «Иддихар» (хранение денег), и мы ответили в издании за 13.01.2014. В нём приводилось следующее:

«1) Накопление имущества — это его скопление без всякой необходимости. Однако если имеется законная необходимость, как, например, для постройки дома, покупки земли, постройки какого-либо производственного предприятия, для женитьбы, для обучения детей в учебных заведениях, для покупки автомобиля и т.п. вещей, то подобное накопление будет ради необходимости, и оно не будет считаться запретным накоплением. Напротив, это дозволенное откладывание, и если имущество достигает нисаба, то по прошествии лунного года с него выплачивается закят.

2) Скапливать средства для обеспечения самого себя и тех, кого человек обязан обеспечивать, в достаточном на целый год размере является дозволенным. И это не считается «Канз» (накоплением). Посланник ﷺ выделял своим жёнам обеспечение на целый год. Приводится от Умара ибн аль-Хаттаба:

كَانَتْ أَمْوَالُ بَنِي النَّضِيرِ مِمَّا أَفَاءَ اللهُ عَلَى رَسُولِهِ مِمَّا لَمْ يُوجِفْ عَلَيْهِ الْمُسْلِمُونَ بِخَيْلٍ وَلَا رِكَابٍ فَكَانَتْ لِلنَّبِيِّ خَاصَّةً فَكَانَ ييُنْفِقُ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةَ سَنَةٍ وَمَا بَقِيَ يَجْعَلُهُ فِي الْكُرَاعِ وَالسِّلَاحِ عُدَّةً فِي سَبِيلِ اللهِ

«Имущество Бану Надир Аллах даровал Своему Посланнику ﷺ без боя. Мусульмане не изнуряли ради его обретения [боевых] лошадей и верблюдов. Оно целиком перешло Пророку ﷺ, и из него он расходовал на свою семью, выделяя своим домочадцам годовое обеспечение, а остальное пускал на приобретение лошадей и оружия, готовясь к сражениям на пути Аллаха» (Муслим).

Комментируя этот хадис, имам Навави сказал следующее: «Выделяя своим домочадцам годовое обеспечение», — т.е. определял для них расходы на один год. Однако он расходовал эти средства на благие дела до истечения срока. Год даже не успевал проходить…». Следовательно, копить деньги, необходимые для расходов на один год, не является запретным. Если размер этих денег достигнет нисаба и пройдёт один год, то с них необходимо выплачивать закят» (конец выдержки из предыдущего ответа).

Третье: что касается «Шихазатун» (попрошайничества), то имеются подробные шариатские доказательства, поясняющие закон относительно попрошайничества и его шариатских границ:

1) Шариат запрещает без всякой необходимости просить у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющихся для просящего основным средством дохода. Шариат приказывает дееспособному человеку трудиться для получения денег:

— Всевышний Аллах восхваляет добродетельных бедняков. В Коране говорится:

لِلْفُقَرَاءِ الَّذِينَ أُحْصِرُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ لَا يَسْتَطِيعُونَ ضَرْباً فِي الْأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاءَ مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُمْ بِسِيمَاهُمْ لَا يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافاً وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ

«Милостыня полагается неимущим, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомлённый считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом» (2:273).

Данный аят даёт понять о запрете попрошайничества у людей милостыни.

— Передал Муслим в своём сборнике достоверных хадисов сообщение от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ سَأَلَ النَّاسَ أَمْوَالَهُمْ تَكَثُّراً فَإِنَّمَا يَسْأَلُ جَمْراً فَلْيَسْتَقِلَّ أَوْ لِيَسْتَكْثِرْ

«Кто просит у людей их имущество с целью увеличить свой достаток, поистине, просит горящий уголь. Мало попросит — мало угля, много попросит — много угля». В объяснении данного хадиса имам ан-Навави пишет: «Аль-Кади сказал, что такой человек будет наказан огнём. По всей вероятности, здесь речь идёт о милостыне, которую человек даёт из-за незнания реального положения просящего. И кто возьмёт эту милостыню, тот обретёт уголь, который будет обжигать его подобно тому, как невыплаченная милостыня будет обжигать человека, отказавшего выплачивать закят».

— Передал Муслим в своём сборнике достоверных хадисов другое сообщение от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَأَنْ يَغْدُوَ أَحَدُكُمْ فَيَحْطِبَ عَلَى ظَهْرِهِ فَيَتَصَدَّقَ بِهِ وَيَسْتَغْنِيَ بِهِ مِنَ النَّاسِ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَسْأَلَ رَجُلاً أَعْطَاهُ أَوْ مَنَعَهُ ذَلِكَ فَإِنَّ الْيَدَ الْعُلْيَا أَفْضَلُ مِنَ الْيَدِ السُّفْلَى وَابْدَأْ بِمَنْ تَعُولُ

«Отправиться утром собирать дрова, принести их на спине, продать их и стать не нуждающимся в людях лучше для каждого из вас, чем обращаться за милостыней к человеку, который может дать или отказать. Рука, которая сверху (дающая), лучше руки, которая снизу (берущая). Начинай с тех, кто находится на твоём попечительстве».

2) Шариат дозволил просить у людей деньги в определённых положениях, которые пояснил Посланник Аллаха ﷺ. Имам Муслим передал в своём сборнике хадисов от Кабиса ибн Мухарика аль-Хиляли:

تَحَمَّلْتُ حَمَالَةً فَأَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ أَسْأَلُهُ فِيهَا فَقَالَ: «أَقِمْ حَتَّى تَأْتِيَنَا الصَّدَقَةُ فَنَأْمُرَ لَكَ بِهَا» قَالَ: ثُمَّ قَالَ: «يَا قَبِيصَةُ إِنَّ الْمَسْأَلَةَ لَا تَحِلُّ إِلَّا لِأَحَدِ ثَلَاثَةٍ؛ رَجُلٍ تَحَمَّلَ حَمَالَةً فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ حَتَّى يُصِيبَهَا ثُمَّ يُمْسِكُ، وَرَجُلٌ أَصَابَتْهُ جَائِحَةٌ اجْتَاحَتْ مَالَهُ فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ حَتَّى يُصِيبَ قِوَاماً مِنْ عَيْشٍ أَوْ قَالَ سِدَاداً مِنْ عَيْشٍ، وَرَجُلٌ أَصَابَتْهُ فَاقَةٌ حَتَّى يَقُومَ ثَلَاثَةٌ مِنْ ذَوِي الْحِجَا مِنْ قَوْمِهِ لَقَدْ أَصَابَتْ فُلَاناً فَاقَةٌ فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ حَتَّى يُصِيبَ قِوَاماً مِنْ عَيْشٍ أَوْ قَالَ سِدَاداً مِنْ عَيْشٍ، فَمَا سِوَاهُنَّ مِنَ الْمَسْأَلَةِ يَا قَبِيصَةُ سُحْتاً يَأْكُلُهَا صَاحِبُهَا سُحْتاً»

«В своё время я взял на себя обязательства по выплате возмещения, а потом пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой помочь мне выплатить его. Он сказал: «Поживи здесь, о Кабиса, пока нам не доставят закят, и тогда мы велим выдать тебе то, о чём ты просишь». Потом он сказал: «О Кабиса, поистине, с подобными просьбами позволено обращаться лишь одному из троих. Это человек, взявший на себя обязательства по выплате возмещения, — ему можно просить, чтобы уплатить долг, после чего он должен воздерживаться; человек, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — ему можно просить, чтобы получить средства, необходимые для жизни; и человек, который впадёт в такую бедность, что трое разумных людей из числа его соплеменников скажут: «Такой-то обеднел до крайности», — ему тоже разрешается просить, чтобы получить средства, необходимые для жизни, а потом воздерживается от просьб. Что же касается необоснованных просьб, о Кабиса, то они запретны, и получивший что-нибудь в результате таких просьб будет пользоваться запретным».

Из хадиса становится ясно, что категориями, которым разрешается попрошайничество, являются:

а) человек, желающий погасить долг, чтобы примирить людей,

б) человек, которого постигло несчастье (тяжкая болезнь или стихия),

в) малоимущий человек, испытывающий крайнюю нужду.

3 — К этим трём категориям людей относятся похожие на них в своём положении люди. Например, увязший в своих долгах человек, который не в состоянии погасить свою задолженность и который подпадает под значение упомянутого в аяте слова «الْغَارِمِينَ» («обременённые долгами люди»). Всевышний Аллах говорит:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:60).

Аналогичное положение обстоит с безработным трудоспособным человеком, не имеющим ни денег, ни близких родственников, которые могли бы содержать его, т.е. нищий одинокий человек, который не может найти себе работу. Доказательством тому служит хадис Посланника Аллаха ﷺ, переданный имамом ан-Насаи и другими составителями сборников хадисов от Хишама ибн Урвы о том, что Убайдуллах ибн Ади ибн аль-Хияр (р.а.) рассказывал со слов двух мужчин, что они пришли к Посланнику Аллаха ﷺ и попросили у него пожертвование. Взглянув на них, он увидел перед собой двух сильных мужчин. Тогда он сказал:

إِنْ شِئْتُمَا وَلَا حَظَّ فِيهَا لِغَنِيٍّ وَلَا لِقَوِيٍّ مُكْتَسِبٍ

«Если хотите, я дам вам пожертвование, однако в нём нет доли ни для богатого, ни для сильного, трудоспособного человека» (аль-Альбани назвал хадис достоверным).

Помимо вышеупомянутых лиц также имеет право попросить помощь человек, взявший на себя обязанность своего родственника или приятеля по уплате виры за убийство членам семьи или родственникам убитого, если в случае неуплаты этой виры его родственник или приятель будут убиты. Это подтверждается хадисом, переданным Ахмадом в сборнике «Муснад» от Анаса ибн Малика, от Пророка ﷺ:

إِنَّ الْمَسْأَلَةَ لَا تَحِلُّ إِلَّا لِأَحَدِ ثَلَاثٍ ذِي دَمٍ مُوجِعٍ أَوْ غُرْمٍ مُفْظِعٍ أَوْ فَقْرٍ مُدْقِعٍ

«Только эти три человека могут попрошайничать: испытывающий большую бедность, имеющий большой долг и тот, кто должен выплатить выкуп за пролитую кровь».

Этим категориям лиц разрешается просить у людей помощи для удовлетворения той крайней нужды, которая вынудила их обратиться за помощью. Этим категориям лиц не разрешается спрашивать больше положенного для удовлетворения своей нужды согласно вышеприведённому пояснению. Всем другим людям, которые не подпадают под категорию упомянутых в хадисе Кабиса людей и им похожих, не разрешается просить у людей денег.

4 — В книге «Имущество в государстве Халифат» в главе «Расходы закята» мы упомянули условия богатого, которому запрещено просить денег у людей: «Аллах запретил имеющим достаток (богатым) получать милостыню. Передали Ахмад и авторы книг «Ас-Сунан» от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ تَحِلُّ الصَّدَقَةُ لِغَنِيٍّ، وَلاَ لِذِي مِرَّةٍ سَوِيٍّ

«Милостыня не дозволяется богатому и зу мирра». «Зу мирра» — это человек, имеющий возможность и способность зарабатывать. Если человек неспособен зарабатывать, то его считают бедным (факир). Обеспеченный, богатый человек — это тот, кто не нуждается в посторонней помощи в такой степени, что получает больше необходимого для удовлетворения своих основных потребностей. Передаются хадисы, разъясняющие, какой человек считается обеспеченным. Абдуллах ибн Масъуд сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ أَحَدٍ يَسْأَلُ مَسْأَلَةً، وَهُوَ عَنْهَا غَنِيٌّ، إِلاَّ جَاءَتْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ كُدُوحًا، أَوْ خُدُوشًا، أَوْ خُمُوشًا فِي وَجْهِهِ. قِيلَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا غِنَاهُ، أَوْ مَا يُغْنِيهِ؟ قَالَ: خَمْسُونَ دِرْهَمًا ، أَوْ حِسَابُهَا مِنَ الذَّهَبِ

«Нет такого человек, который просит о чём-либо, не нуждаясь в этом, а иначе он придёт в Судный день, и его лицо будет укушенным, поцарапанным или раненным». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха, что же является его богатством?». Он ответил: «50 дирхамов или эквивалент этого в золоте» (передан пятью шейхами). Кто имеет 50 серебряных дирхамов, равняющихся 148,75 гр. серебра или их эквиваленту в золоте, сверх его затрат на питание, одежду и жильё, расходов на семью, детей и слуг — считается богатым, и ему не позволяется получать милостыню» (конец выдержки из книги). Следовательно, такой богатый человек не имеет права просить у людей на безвозмездной основе материальные ценности, т.е. попрошайничать.

Четвёртое: проблема попрошайничества и её решение.

Стоит отметить, что распространение такого явления, как попрошайничество, в исламских землях связано с отдалением исламского законодательства от фактического применения в жизнь, а также со страшным упущением со стороны правителей в вопросах управления делами людей. Очень досадно и жалко видеть целые толпы попрошаек в мусульманских странах, которые стоят перед мечетями, на улицах и на перекрёстках дорог, несмотря на то, что мусульманские страны являются кладезем богатства и нескончаемых ресурсов. Вина ложится в первую очередь не на нищих и бродяг, а скорее, на правителей, которые не применяют исламское законодательство, не заботятся о делах людей, не покрывают их нужды, не обеспечивают их средствами к существованию.

С дозволения Аллаха, одним из приоритетов предстоящего государства Праведный Халифат будет решение проблемы бедности в исламских землях и вытекающих из этого негативных явлений, таких как попрошайничество и тому подобное. В своих книгах мы дали чёткое объяснение тому, как Ислам решает проблему бедности. Для более подробного объяснения можно обратиться к книге «Экономическая система в Исламе».

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
19 Джумада аль-ахира 1443 г.х.
22.01.2022 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Фейсбук» «Ответ фикхий»