Вопрос: Каков закон относительно риказа (клада)? И что необходимо сделать тому, кто нашёл закопанные османские динары?
Ответ: Слово «риказ» означает имущество, закопанное человеком в землю, а также незначительные полезные ископаемые, образованные в земле, т.е. здесь не подразумеваются шахты.
Шариатский закон: если найденное является незначительным полезным ископаемым, то 4/5 её части достаются тому, кто нашёл, а оставшаяся 1/5 переходит в Байт уль-Маль. Но так как сегодня нет Байт уль-Маль по причине отсутствия Исламского Государства, то нашедший выделяет 1/5 часть в пользу нуждающихся в лице бедняков, нищих и им подобным.
Что касается имущества, закопанного в землю человеком, то прежде рассматривается:
1) Если оно найдено закопанным, и прошло количество времени, достаточное для исчезновения с лица земли тех, кто его закапал и их наследников, то 4/5 от найденного достаётся нашедшему, а оставшаяся 1/5 часть переходит в Байт уль-Маль. Это подобно закопанному прошлыми народами: ассирийцами, греками, персами, римлянами, закопанное во времена джахилии или в ранние исламские века.
2) Если оно найдено закопанным и не прошло достаточно времени для исчезновения тех, кто её закопал, или их наследников (закопанное не ранними поколениями мусульман), то решение относительно этого подобно решению относительно находки, найденной на поверхности земли:
— если эта местность редко посещаема людьми, подобно руинам, пустыне и т.п., то 1/5 найденного передаётся в Байт уль-Маль, а 4/5 достаются нашедшему.
— если эта местность часто посещаема людьми, т.е. между домами, рядом с деревней или городом, то в таком случае о найденной вещи необходимо уведомлять на протяжении года, и если приходит её хозяин, то она возвращается ему в полном объёме, в противном же случае найденное достаётся нашедшему.
Доказательством всему сказанному служат следующие хадисы:
— Сказал Посланник ﷺ:
اَلْعَجْمَاءُ جُبَارٌ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمُسُ
«За то, что совершили животные, нет ни компенсации, ни наказания, а за рикяз (клад) — 1/5» (Бухари).
— В хадисе Посланника Аллаха ﷺ, выведенного Бухари от Зайда ибн Халида аль-Джухани, говорится: «К Посланнику Аллаха ﷺ пришёл один человек и спросил, как следует поступить с найденной вещью. На что Посланник ﷺ сказал:
اِعْرِفْ عِفَاصَهَا وَوِكَاءَهَا ثُمَّ عَرِّفْهَا سَنَةً فَإِنْ جَاءَ صَاحِبُهَا وَإِلَّا فَشَأْنُكَ بِهَا
«Посмотри, в чём она находится и чем завязана, а затем объявляй о ней в течение года. Если владелец утерянной вещи найдётся, то отдай её ему, а если же нет, то можешь распоряжаться ею по собственному усмотрению».
— В хадисе, выведенном ан-Насаи от Амра ибн Шуайба через его отца от деда, сказано: «Однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили о находке. На что он ﷺ ответил:
مَا كَانَ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ أَوْ فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَعَرِّفْهَا سَنَةً فَإِنْ جَاءَ صَاحِبُهَا وَإِلَّا فَلَكَ وَمَا لَمْ يَكُنْ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ وَلَا فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَفِيهِ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ
«Если она была найдена на проходимой дороге или в населённом пункте, то извести о ней (находке) в течение года, и если не объявится хозяин, то она твоя. Но если она найдена не на проходимой дороге и не в населённом пункте, то выделяется из неё и из риказа 1/5 часть».
— Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Пророк ﷺ был спрошен о имуществе, найденном в обычных развалинах. На что им ﷺ было сказано:
فِيهِ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ
«то выделяется из неё и из риказа 1/5 часть».
Передаёт Али ибн Абу Талиб, что Пророк ﷺ сказал:
وَفِي السُّيُوبِ الْخُمُسُ قَالَ السُّيُوبُ عُرُوقٌ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ الَّتِي تَحْتَ الْأَرْضِ
«И за суюб — хумс». Далее он ﷺ продолжил: «Суюб — это золото и серебро, которые были зарыты в земле» (Ибн Кудама в книге «Аль-Мугъни»).
Основываясь на вышесказанном, мы утверждаем: «Тот, кто нашёл закопанное имущество времён Османского государства, изучает реальность найденного (тахкык аль-манат), и если прошло достаточно времени для исчезновения положившего его и его наследников, то с найденного выплачивается 1/5 часть в пользу Байт уль-Маль, а 4/5 достаются тому, кто нашёл. При этом не важно, найдено имущество в пустыне, в развалинах, в городе или в селе. Но если не прошло столько времени, то найденное имущество считается находкой. Поэтому, если имущество найдено в населённом пункте, то о нём оповещается в течении года, и если не появится его владелец, то оно полностью достаётся тому, кто нашёл. А если человек нашёл его в руинах, то ему достаётся 4/5 его части, а 1/5 переходит в Байт уль-Маль».
Стоит также упомянуть, что некоторые факихи считают, что только из закопанного во времена джахилии необходимо выделять 1/5 в Байт уль-Маль, а 4/5 остаётся нашедшему. А что касается закопанного в исламские времена, то они считают это находкой, и при этом не важно, где бы она была найдена.
Но более предпочтительно то, что упомянуто нами, так как прошло предостаточно времени для исчезновения того, кто закопал это и его наследников; при этом не берётся в расчёт, когда оно было закопано (во времена джахилии или Ислама), так как слово «риказ» (клад) означает в языке закопанное человеком имущество без упоминания, закопано ли оно во времена джахилии или во времена Ислама.