Всевышний Аллах обязал (фард) мусульман требовать отчёт с правителей и строго приказал им действовать для их исправления, если они попирают права граждан, или проявляют халатность в исполнении своих обязанностей по отношению к ним, или пренебрегают каким-либо делом граждан, или нарушают законы Ислама, или осуществляют правление иным, нежели тем, что ниспослал Аллах.
На это открыто указывают аяты и хадисы, а также многовековая история мусульман.
Всевышний Аллах говорит:
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного» (3:110).
Также Он говорит:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
Обязанность приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного указывает так же на необходимость отчитывать правителей, потому что приказ Аллаха общий и касается всей Уммы, в том числе — правителей. В этих и многих других аятах Аллах требует приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, подкрепив Своё требование къариной, указывающей на категоричность. Этой къариной является похвала в адрес тех, кто приказывает одобряемое и запрещает предосудительное, например, Его слова «вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества», «именно они окажутся преуспевшими».
Что касается хадисов, в которых Посланник Аллаха ﷺ побуждает мусульман к выполнению этого обязательства, то к ним относится следующий:
سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ فَقَدْ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَع
«В скором будущем будут правители, которых вы станете призывать к одобряемому и порицать. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…» (Муслим).
Посланник Аллаха ﷺ приказывает порицать правителя любыми способами, даже если в грубой форме. Тот, кто не порицает правителя, считается его соучастником в грехе, поскольку Пророк ﷺ сказал «кто согласится», т.е. согласится с их предосудительными действиями, и сказал «последует», т.е. последует в их деле, не порицая их, тот не сохранит себя от греха. А то, что мусульмане, не отчитывающие правителей, считаются их соучастниками в грехе, указывает (къарина) на обязательность отчёта правителей и запретность бездействия.
Что касается истории мусульман, то известно о многочисленных случаях, когда они отчитывали своих правителей. Мусульмане даже возражали Мухаммаду ﷺ, как правителю государства, а не как Посланнику Аллаха. Например, в Битве у Рва Саад ибн Муаз (р.а.) и Саад ибн Убада (р.а.) не согласились с Посланником Аллаха ﷺ в передаче племени Гатафан трети урожая Медины. Саад ибн Муаз (р.а.) сказал: «У нас нет для них ничего, кроме меча». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть будет по-твоему», — и принял мнение ансаров.
Во время заключения Худайбийского соглашения Умар (р.а.) и многие мусульмане не поддержали Посланника Аллаха ﷺ в заключении перемирия. Умар (р.а.) сказал: «Почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?». Так же мусульмане отчитывали праведных, омеядских и аббасидских халифов. Умар (р.а.) упрекнул Абу Бакра (р.а.) в том, что он торгует одеждой, отвлекаясь от дел управления. Билял (р.а.) отчитывал Умара (р.а.) по поводу земель Савада (Южный Ирак) до такой степени, что халиф Умар (р.а.) сказал: «О Аллах, избавь меня от Биляла и тех, кто с ним». Различные делегации прибывали к халифу Усману (р.а.), чтобы отчитать его. Четыре Абдуллаха жёстко отчитывали Муавию за передачу власти по наследству своему сыну Язиду. Суфьян ас-Саури, отчитывая халифа аль-Мансура, сказал ему: «Побойся Аллаха! Земля уже наполнилась притеснением и несправедливостью», — после чего халиф опустил голову. Ахмад ибн Ханбаль отчитывал халифа аль-Мамуна за слова о созданности Корана.
Дорогие мусульмане! Отчёт правителей во времена первых мусульман позволил государству подняться на вершину славы и величия. Почему же вы молчите, когда нынешние правители правят куфром, заставляя вас вкусить унижение? Знайте, что отчёт правителей приводит к улучшению состояния народа, а оставление этого приводит к тирании, узурпации власти и порабощению народа, как это происходит сегодня. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ، ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يُسْتَجَابُ لَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое! В противном случае вы рискуете тем, что Аллах нашлёт на вас наказание, после чего вы будете взывать к Нему, но Он вам не ответит» (ат-Тирмизи).
Мы призываем мусульман не игнорировать отчёт правителей, чтобы их не настигло то, о чём предупреждает Посланник Аллаха ﷺ. Если же вы станете выполнять веление Аллаха, то получите награду лучших шахидов, как сказал Пророк ﷺ:
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةٌ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَنَصَحَهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и тот, кто выступил против жестокого правителя, дал ему совет и был им казнён» (ат-Табарани).
Хизб ут-Тахрир, Иордания
22 Рабиъ уль-авваль 1401 г.х.
27.01.1981 г.