Новость: В январе 2017 года исполнилось 6 лет со дня начала «Арабской весны», которая ознаменовала собой свержение ряда правителей, находившихся у власти в течение десятилетий.
Те дни, когда Бен Али, правитель Туниса, вынужден был бежать из страны, а президент Египта Хосни Мубарак после многонедельных протестов, в конечном итоге, сдался, вселяли много оптимизма. Но в шестую годовщину данных событий мировые СМИ мало освещали декадентские (упадочнические) события, имевшие место в регионе. Последние шесть лет были долгими и болезненными, и бойня в Алеппо в декабре 2016 года отражает то потрясение, которое переживают люди данного региона. Эйфория сменилась пессимизмом.
Комментарий: Реальных перемен не произошло ни в одной из стран, где имели место протесты. Отсутствие концептуального видения и долгосрочной программы означает то, что не было никакого плана, которого бы придерживались массы. Причины этого понятны: в таких регионах, как Сирия и Ливия, никогда не было реальной оппозиции, в то время как оппозиция в Египте и Тунисе существовала только для видимости. В результате этого массовые восстания были нацелены на устранение правителей, этим они и ограничились. Тогда возник вопрос, что делать после свержения правителей, и, как следствие, в таких регионах, как Египет, Тунис и Ливия, революционеры стали использовать существующую систему для дальнейшего правления, что стало первоочередной проблемой. Правители Ближнего Востока довели региональные экономики до банкротства, используя «сектантство» (разделение) для сохранения своей власти, и при этом было мало шансов для развития общества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Люди не в состоянии вырвать с корнем целые системы, и именно поэтому сменились только лица.
Во многих странах, где были свергнуты правители, различные группы населения набросились друг на друга, что в некоторых случаях привело к гражданской войне. В Ливии хаос и насилие преследуют страну со стороны боевиков, забастовки угрожают нанести вред нефтяной промышленности, а насилие набирает обороты наряду с повсеместным экономическим застоем. Сегодня представленные здесь три конкурирующие между собой правительства хотят навязать свою волю народу. В Сирии поддержка умеренных повстанческих групп Западом привела к их междоусобной борьбе. Приход «ИГИЛ» только усугубил положение в Сирии. В Йемене хоуситы на протяжении долгого времени подвергавшиеся маргинализации со стороны правительства Салеха, вышли на улицы для его свержения. Но когда он был заменён его собственным ставленником, а затем оказался оттеснённым правительством Хади, хоуситы вышли на улицы столицы Йемена Саны и свергли это правительство. В настоящее время страну разрывают на части с юга страны сторонники предшествующего правительства, а с севера — доминирующие здесь хоуситы. Эйфорию реальных изменений теперь сменили анархия, насилие и нестабильность, что сильно отличается от позитивного развития событий шестилетней давности.
Так как наши земли представляют собой наиболее важный регион в мире, то мировые державы никогда бы не позволили им ускользнуть из-под их контроля, что привело к вмешательству США, Великобритании и Франции в восстания с целью сохранения нынешних систем на своих местах, даже если это сохранение будет сопровождаться сменой политических кадров. Многие движения на Ближнем Востоке ошибочно полагали, что призывы к западным ценностям, таким как демократия, либеральные ценности и секуляризм, принесут им поддержку со стороны Запада, что он окажет им помощь в их попытках свержения таких тиранов, как Мубарак, Салех, Бен Али и Каддафи. Это иностранное вмешательство позволило США сохранить свою роль в Египте и удержать армию, защищающую интересы США в регионе, путём поддержания договоров Египта с еврейским образованием. Когда Мухаммад Мурси уже не смог поддерживать внутреннюю стабильность, США отказались от него и оправдали переворот Сиси, назвав его «восстановлением демократии». В Ливии как Англия, так и Франция работали с переходным и постоянным правительством, состоявшими, в основном, из чиновников эпохи Каддафи. Так как США, Франция и Великобритания имеют исторические связи с политическим классом на Ближнем Востоке, они не только влияют на внешнюю политику стран региона, но и сохраняют влияние во многих местных институтах, политических партиях, службах безопасности и воздействуют на отдельные личности. Когда Абдул Фаттах ас-Сиси возглавил армию, американские чиновники описали его как «известное лицо», т.е. того, кто хорошо знаком США.
Сегодня «Арабская весна» пошла в направлении, которое поддерживается дореволюционными системами. Это — значимый результат для Запада, который 100 лет назад создал «искусственные» народы на Ближнем Востоке. Большие чаяния простых людей находятся в серьёзной опасности, но у них ещё есть надежда, что «Арабскую весну» получится спасти.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Аднан Хан
23 Рабиъ ус-сани 1438 г.х.
21.01.2017