26
Вт, нояб

Администрация Трампа и Иран

Новости и комментарии
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Новость:

Газета «The New York Times» сообщает, что миллиардер Илон Маск, близкий советник избранного президента США Дональда Трампа, встретился с постпредом Ирана в ООН с целью снизить напряжённость между Тегераном и Вашингтоном.

Газета, ссылаясь на иранские источники, имена которых не называются, утверждает, что встреча между самым богатым человеком в мире и постпредом Амиром Саидом Иравани прошла «позитивно» (Al Arabiya).

Комментарий:

Избранный президент США Дональд Трамп озвучил ряд ключевых назначений, которые могут определить вектор внешней политики страны, включая подход к Ближнему Востоку. На пост государственного секретаря предложена кандидатура Марко Рубио, известного своей жёсткой позицией по отношению к Китаю и Ирану, Пит Хегсет предложен на должность министра обороны, а также Майкл Уолтц, который рассматривается как советник по национальной безопасности.

Трамп в ходе своей предвыборной кампании заявил, что политика президента Джо Байдена, заключающаяся в отказе от жёстких санкций против экспорта иранской нефти, ослабила Вашингтон и воодушевила Тегеран, позволив ему продавать нефть, накапливать средства, усиливать свою ядерную программу, а также влиять через вооружённые группировки.

Что может означать тот факт, что встреча с иранским послом произошла по просьбе Илона Маска, а не Ирана?

Во-первых, Америка — это не государство, управляемое одним человеком, группой людей или партией. Это страна институтов, каждый из которых имеет свою роль и полномочия. Внешней политикой в значительной степени управляет так называемое глубинное государство. Несмотря на некоторые разногласия, они не затрагивают все аспекты, а проявляются в определённых вопросах, в основном связанных с внутренней политикой. Что касается назначений Трампа, то примечательно, что большинство предложенных людей не являются влиятельными фигурами. В основном они характеризуются личной преданностью и лояльностью Трампу, а не способностью формировать отношения на основе собственного мнения.

Во-вторых, Иран — ценный региональный игрок, представляющий интерес для Соединённых Штатов. Его роль в сохранении американских интересов велика, особенно в периоды кризисов и трудностей. Это признают сами иранские политики. Например, Али Акбар Хашеми Рафсанджани в 2002 году в интервью, опубликованном в газете «Asharq Al-Awsat» заявил: «Иранские силы сражались с Талибаном и сыграли ключевую роль в его разгроме. Если бы мы не поддержали США в борьбе с Талибаном, Америка могла бы увязнуть в афганском болоте. США должны понимать, что без иранского народного ополчения им не удалось бы свергнуть Талибан». Иран также сыграл значительную роль во время Арабской весны, в частности, из-за слабости рычагов влияния и возможностей США в тот период по причинам и обстоятельствам, которые мы здесь обсуждать не будем. Также стоит обратить внимание, что в рекомендациях комиссии Бейкера-Гамильтона (2006 год) среди прочего содержится предложение передать Ирану и Сирии определённую роль в управлении ситуацией в Ираке. Комиссия рекомендовала США начать прямые переговоры с Ираном и Сирией, чтобы договориться с ними о конструктивной политике по Ираку и другим региональным вопросам. Цель состояла в том, чтобы повторить успешный опыт сотрудничества США и Ирана в Афганистане, но уже применительно к ситуации в Ираке. Как так получается, что США, называя Иран своим главным врагом, «осью зла», всё же доверяют ему настолько, что готовы к сотрудничеству? И как в свою очередь Иран, называющий США «Большим дьяволом», может помогать своему врагу выходить из кризисов, если бы не существовало доверие и тесные связи, которые теперь стали очевидны для всех?

В-третьих, что же несёт в себе эта встреча?

Известно, что подход Трампа и его команды направлен на то, чтобы добиться максимальной выгоды для Америки, используя давление и запугивание, из-за чего другие страны, опасаясь последствий, идут на большие уступки. Иран, осознавая, что Трамп может вернуться к власти, провёл серьёзные изменения внутри страны. Одним из таких изменений стало избрание нового президента, в команду которого был включён Джавад Зариф — бывший министр иностранных дел Ирана, который известен как главный архитектор ядерной сделки с США. После назначения Зарифа на пост советника по стратегическим вопросам, он, вероятно, начал оказывать влияние на назначения, включая и послов. Не исключено, что Амир Саид Иравани был назначен именно по его рекомендации.

Затем Зариф подал в отставку, и на это было несколько причин. Например, его жизнь в США и обвинения со стороны консерваторов в том, что он принадлежит к «Нью-Йоркской группе» — группа либеральных дипломатов, которых считают лояльными к Америке. Но, несмотря на отставку, он и его команда всё равно продолжат работать за кулисами. Цель его назначения заключалась в активизации переговоров с США и достижении новых соглашений о разграничении зон влияния Ирана, что позволило бы стране играть свою роль в рамках американской стратегии. Кроме того, Иран, возможно, стремится заключить крупную сделку с Трампом, зная его склонность к сделкам.

Отсюда можно понять, что встреча Маска с иранским послом была направлена на подготовку возможной сделки, которая может быть реализована после возвращения Трампа к власти. Цель такой сделки — уменьшить напряжённость, дать Ирану политические и экономические выгоды, чтобы вывести страну из изоляции и ослабить санкции. Кроме того, есть информация, что Иран готов решить свои ядерные разногласия с Западом. Такое предложение было передано через директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси европейской тройке: «Дипломаты сообщили, что европейские страны пытаются добиться принятия нового решения против Ирана на следующем заседании Совета управляющих МАГАТЭ, чтобы оказать давление на Иран из-за недостаточного сотрудничества. Это происходит в тот момент, когда мир ожидает возвращения Трампа к власти».

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Хасан Хамдан
15 Джумада аль-Уля 1446 г.х.
17 ноября 2024 г.