22
Чт, окт

Этап взаимодействия с мекканским обществом в эпоху Посланника Аллаха (с.а.с.)

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Противодействие курайшитов исламскому призыву не было чем-то неожиданным, поскольку Посланник (с.а.с.) вывел на улицу сплочение, а его призыв стал публичным и бросающим вызов.

Сам призыв уже говорил о том, что курайшиты и общество Мекки будут противостоять ему, поскольку Пророк (с.а.с.) призывал к покорности и поклонению Единому Аллаху, отвергая остальные божества и отказываясь от системы, в который жило общество. Он осуждал их божества, их низкий образ жизни и несправедливый способ заработка. Пророк (с.а.с.) бросал в них истину, а курайшиты бросали в него ложь. Несмотря на все издевательства, слухи и блокады, он открыто и прямо призывал людей к Исламу, не говоря двусмысленно, не проявляя уступчивость и гибкость, не следуя путём лести и слепого подражания. Посланник (с.а.с.) смог достучаться до людей, и религия начала распространяться.

Когда дядя и жена Пророка (с.а.с.) умерли, а курайшиты усилили давление, он отправился в Таиф, ища у племени Сакиф помощи и защиты для религии. Он надеялся, что это племя примет Ислам, но оно отвергло Пророка (с.а.с.) худшим образом. Даже в Мекку Посланник Аллаха (с.а.с.) после Таифа смог зайти только под покровительством, которое ему предоставил аль-Мутим ибн Ади. С каждым днём курайшиты лишь усиливали давление на Пророка (с.а.с.). Так они запретили людям слушать его, но и это не отвратило его от призыва.

В сезон паломничества Мухаммад (с.а.с.) обращался с призывом к прибывающим племенам, сообщая им, что он — Посланник Аллаха (с.а.с.), и требуя от них уверовать. Но его дядя Абу Ляхаб ходил вслед за ним и обвинял его во лжи, призывая арабов не слушать его. Пророк обошёл племена Кинда, Кальб, Бану Ханифа и Бану Амир ибн Саъсаъ, но никто не слушал его, а некоторые даже отвергли призыв в грубой форме.

Племена видели, что каждого помощника Пророка (с.а.с.) курайшиты считают врагом, и это усугубило ситуацию. Призыв в Мекке и окрестностях стал невозможным, поскольку мекканское общество застыло и не хотело отказываться от неверия. Когда пытки и издевательства над мусульманами усилились, к Посланнику Аллаха (с.а.с.) пришёл Абдуррахман ибн Ауф с некоторыми сподвижниками и попросил разрешения на использование оружия против курайшитов, заявив: «Будучи идолопоклонниками, мы были сильны, а уверовав, мы стали униженными!». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им:

إِنِّي أُمِرْتُ بِالْعَفْوِ فَلا تُقَاتِلُوا الْقَوْمَ

«Мне приказано прощать людей, поэтому не сражайтесь с ними» (Ибн Абу Хатим, Насаи, Хаким).

Отсюда видно, как Посланник Аллаха (с.а.с.) прошёл в Мекке два этапа:

Первый — этап обучения, просвещения, идейной и духовной подготовки. Другими словами, этап осознания идей, воплощения идей в личностях и построение сплочения вокруг этих идей.

Второй — этап распространения призыва и идейной борьбы, этап передачи идей в общество, чтобы оно приняло их и применило в своей жизни. На этом этапе многие люди вошли в Ислам, поняли и приняли его идеи и вступили в борьбу с целью добиться применения идей Ислама в жизни общества.

Что касается первого этапа, то это призыв людей к Исламу, просвещение идеями Ислама, воспитание в духе законов Ислама и построение сплочения вокруг исламской акыды. Другими словами, это этап скрытого построения сплочения для дальнейшего несения призыва, и в него вошли те, кто был способен нести ношу призыва. Посланник Аллаха (с.а.с.) не остановился на призыве, он продолжил просвещать идеями тех, кто вошёл в Ислам, собирая их в доме аль-Аркама. Уверовавшие сплотились в одну группу, а их вера и решительность крепли с каждым днём.

Они всё больше осознавали важность своих знаний и готовились жертвовать ради религии. Эта религия окончательно заняла место в их сердцах и всё больше разгоняла кровь по их жилам. Они не могли таить в себе Ислам, несмотря на скрытность их сплочения и собраний. Они говорили об Исламе каждому, кому доверяли и в ком видели склонность к принятию Ислама. Таким образом, люди чувствовали теплоту призыва. Призыв прошёл этап подготовки и мог отправляться по своему пути. Поэтому стали предприниматься попытки запустить публичный призыв, открыто обращаясь к людям. На этом закончился первый этап — этап скрытого построения сплочения и просвещения тех, кто вошёл в эту группу.

Затем начался второй этап — этап взаимодействия с обществом и борьбы. На этом этапе людей знакомили с идеями Ислама. Они слушали и принимали, либо отвергали и нападали. Вследствие этого столкновения неверие и ложь потерпели поражение, а вера и правда одержали верх. На этом этапе столкнулись две противоположные идеи и две противоположные группы людей. Это столкновение началось, когда Посланник (с.а.с.) уже распространил призыв среди всех людей, открыто бросая вызов идеям неверия.

К Посланнику Аллаха (с.а.с.) продолжали приходить аяты, содержащие призыв к единобожию, нападки на идолопоклонничество, порицание слепого подражания отцам и дедам. Кроме того, в ниспосылаемых аятах порицались безнравственные виды отношений, греховная торговля, такая как обвешивание, и так далее. Пророк (с.а.с.) обращался к группам людей, а не к отдельным личностям, требовал от них принятия Ислама и оказания помощи религии. Поэтому вражда между ним (с.а.с.) и курайшитами с каждым разом всё обострялась.

Призыв сконцентрировался на групповом просвещении в кружках, которые проходили в домах и ущельях. Теперь с призывом обращались не только к тем, в ком наблюдалась склонность к принятию Ислама, а ко всем людям. Групповой призыв и просвещение дали свои результаты, поскольку гнев курайшитов усилился, ведь они почувствовали приближающуюся угрозу. Поскольку старые методы не работали, они стали предпринимать серьёзные шаги в борьбе против Ислама, усилив издевательства и гонения. Но публичный призыв привёл к тому, что каждый житель Мекки услышал об Исламе и Аллахе.

Многие люди вошли в Ислам. Границы призыва расширились до небывалых размеров, хотя носители призыва и переживали самые тяжёлые времена из-за пыток и оказываемого давления. Атаки Посланника Аллаха (с.а.с.) на неверие и разоблачение неверных толкали курайшитов на более жестокие действия. Этот этап стал самым тяжёлым для Пророка (с.а.с.) и сподвижников.

Если переход из этапа просвещения к этапу взаимодействия — это самый тонкий период, поскольку он нуждается в мудрости, терпеливости и точности, то этап взаимодействия — это самый сложный период, поскольку он нуждается в смелости, открытости, решительности и терпении, не думая о последствиях. На этом этапе мусульмане встретили самое сильное противостояние, и в них проявилась сила веры, решительность и искренность.

Посланник Аллаха (с.а.с.) действовал вместе со своими сподвижниками, перенося все трудности на этом пути. Некоторые последователи Пророка (с.а.с.) бежали в Эфиопию, опасаясь за свою религию, некоторые погибли от пыток, а некоторые выдержали. Это продолжалось достаточно долго, так что было время изменить мекканское общество. Однако жестокое противодействие призыву не позволило этому случиться. Многие арабские племена в окрестностях Мекки и другие люди заняли твёрдую позицию против Ислама, поскольку не хотели портить отношений с курайшитами. Дело близилось к третьему этапу — этапу применения Ислама за пределами Мекки. Пророк (с.а.с.) искал поддержки для религии у других племён, чтобы получить возможность разъяснять людям дальше Ислам.