08
Вс, дек

Демократия и секуляризм неразделимы

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Когда Западу удалось разрушить Халифат, многие мусульмане подумали, что могут изменить реальность, войдя в нынешние системы и присоединившись к ним, и что они смогут устранить секуляризм с помощью демократического процесса.

Они стали призывать к демократии и говорить людям, что они против секуляризма, но за демократию, потому что демократия, в их понимании, — это средство, а не цель. Они пошли сами и повели людей за вымышленной мечтой, не имеющей реальности. Следовательно, они не смогли избавиться от светской демократии и не смогли устранить секуляризм, а скорее, сами утонули в этой трясине. Призывая к решению проблемы, они стали её частью и забыли, что продолжение демократического процесса и участие в нём означают сохранение секуляризма как такового.

Невозможно искоренить секуляризм при сохранении демократии, равно как и демократию нельзя искоренить, сохранив секуляризм, поскольку два этих понятия неразделимы. Я не буду углубляться в эту тему с идейной стороны, приводя цитаты Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джорджа Холиока и Жан-Жака Руссо, а лишь проведу исследование на примере Турции, после чего оставлю выводы за вами.

Мустафа Кемаль по-настоящему верил в секуляризм. С Западом он был связан не интересом и выгодой, а идеей и идеологией. Поэтому он хотел обеспечить сохранение секуляризма в Турции после своей смерти. Но какая сила могла гарантировать сохранение секуляризма и какая система могла применять его, отвлекая внимание людей частными, менее значимыми проблемами? Мустафа Кемаль пообещал народу свободу, процветание и сменяемость власти. Но как обеспечить сменяемость власти, когда его «Республиканская народная партия» была единственной и правящей партией в Турции? И если система окажется под угрозой, кто защитит секуляризм и влияние Британии в Турции?

Мустафа Кемаль начал концентрировать всё своё влияние в армии так, что военная доктрина превратилась в кемалистскую доктрину, в которой полностью отсутствовал Ислам. Что касается системы, то Мустафа Кемаль поощрял создание политических партий. Первой попыткой была «Прогрессивная республиканская партия» (Terakkiperver Cumhuriyet Fırkası), основанная Кязымом Мусой Карабекиром в 1924 году. Однако партия была закрыта через шесть месяцев после создания. Некоторые члены партии были казнены под предлогом покушения на Мустафу Кемаля, а некоторые из них были заключены в тюрьму. Второй попыткой стала «Либеральная республиканская партия» (Serbest Cumhuriyet Fırkası), основанная Али Фетхи Окьяром по просьбе Мустафы Кемаля.

Во время своего визита в Ялову Кемаль встретился с Окьяром и попросил его создать политическую партию. Но как только партия была создана, в ней собрались все противники светского режима. После этого партия была закрыта, и «Республиканская народная партия» оставалась единственной партией в Турции вплоть до 1946 года, когда Аднан Мендерес основал «Демократическую партию» (Demokrat Parti). В 1960 году армия совершила военный переворот.

Свергнув Аднана Мендереса и его партию, она захватила власть. Но армия не управляла государством, так как миссия армии заключалась лишь в том, чтобы защищать секуляризм и британское влияние в Турции. После переворота армия призвала политиков создавать политические партии, и демократический процесс возобновился. В 1980 году армия снова осуществила переворот и захватила власть. После этого армия призвала политиков создавать политические партии, и демократический процесс снова возобновился…

Как видно из краткого обзора политической жизни Турецкой Республики, участие в демократическом процессе само по себе является секуляризмом, а демократия — это форма правления, которая оберегает секуляризм.

Поймут ли исламисты нашего времени, что невозможно устранить секуляризм, сохранив демократию, что реальность должна быть объектом мышления, а не источником, и что они должны полностью отрицать эту реальность и стремиться изменить её, не участвуя в ней?

Мы видим, что как только некоторые исламские группы вступили в демократический процесс, они забыли о Халифате и об искоренении секуляризма, потому что занялись проблемами, которые порождает секуляризм. Как только они решают одну проблему, возникает вторая. Они вращаются в круговороте проблем и пытаются выбраться из него, тогда как их главной заботой становится сохранение власти. До прихода к власти они были проповедниками Ислама и защитниками Ислама, а после прихода стали профессорами математики, вычисляющими с помощью математических формул голоса избирателей, которые удерживают их у власти. Аллах говорит:

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108).

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Мухаммад Дарда
9 Шабана 1442 г.х.
22.03.2021 г.