26
Пт, апр

«Если вы не окажете ему поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку»

Разное
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Всевышний Аллах говорит:

فَالَّذِينَ آمَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُوا النُّورَ الَّذِي أُنزِلَ مَعَهُ أُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157).

Ансары занимают особое место в Исламе. Они уверовали в Пророка ﷺ, почтили его, поддержали, предоставили убежище и помогли образовать Исламское Государство. Благодаря ансарам Ислам перешёл из стадии призыва в стадию государства, где религия применилась и распространилась по всему миру.

После неудачных попыток курайшитов остановить призыв Пророка ﷺ — или хотя бы ослабить его — они посчитали, что нет другого пути, кроме насилия. Курайшиты противостояли Пророку ﷺ различными способами.

Противостояние курайшитов

В противостоянии Посланнику Аллаха ﷺ курайшиты прибегли к трём основным способам:

1) пытки и нанесение телесного вреда,

2) внутренняя и внешняя пропаганда,

3) бойкот.

Курайшиты боролись с призывом Ислама, распространяя клевету на Пророка ﷺ. Они обвинили его в колдовстве речью и распространили среди племён молву о том, что он отдаляет человека от брата, матери, отца, жены и семьи. Каждый раз, когда Посланник Аллаха ﷺ завязывал разговор со старейшинами племён, чтобы призвать их к Исламу, кто-то из курайшитов срывал разговор. Они предостерегали от новой религии каждого человека, вошедшего в Мекку.

Курайшиты осуждали мусульман на каждом собрании. Однако дядя Пророка ﷺ Абу Талиб встал на сторону своего племянника и призвал сделать то же самое свою семью и родственников из Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб. Эти люди откликнулись на призыв Абу Талиба и встали на сторону Пророка ﷺ, кроме заклятого врага Аллаха — Абу Ляхаба.

Бойкот

Курайшиты в своей борьбе против Пророка ﷺ решили идти до конца. Они собрались и заключили против Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб договор, в который внесли пункты, что не станут выдавать за них замуж своих дочерей и не будут брать замуж их дочерей, не станут продавать им ничего и покупать у них что-либо. Затем они записали этот договор на листе бумаги. Они продолжали этот бойкот два или три года в надежде на то, что Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб оставят Мухаммада ﷺ, а мусульмане оставят Ислам.

Они надеялись, что Пророк ﷺ останется один, после чего откажется от своего призыва, либо его призыв перестанет представлять какую-либо угрозу их верованиям. Однако это только усилило стойкость Пророка ﷺ в своём деле и приверженность религии Аллаха. Пророк ﷺ и вставшие на его сторону укрылись в ущелье аш-Шааб на окраинах Мекки, страдая от голода и лишений, не находя ничего, чем можно было бы прокормить свои семьи. Так продолжалось до тех пор, пока соглашение курайшитов не было расторгнуто.

Поиск убежища для Ислама

Со смертью Абу Талиба и Хадиджи (р.а.) Пророк ﷺ потерял защиту от курайшитов. Он стал искать того, кто поддержит его призыв, защитит и поможет ему против курайшитов.

Ибн Исхак писал: «После смерти Абу Талиба курайшиты осмелились на такие гонения, которые не могли делать при его жизни. Посланник Аллаха ﷺ отправился в Таиф в поисках у племени Сакиф нусры и защиты от собственного народа. Пророк ﷺ предлагал им принять то, с чем он пришёл от Аллаха. Он отправился к этому племени в одиночку».

Таиф

Когда Пророк ﷺ пришёл в Таиф, он обратился к группе людей из племени Сакиф, которые были тогда господами и знатными людьми племени. Это были три сына Амра ибн Умайра: Абду Йа Ляйль, Масуд и Хубаййиб. Посланник Аллаха ﷺ подсел к ним, призвал их к Аллаху, поговорил с ними о цели своего прихода, чтобы они оказали ему поддержку в распространении Ислама и против тех людей из его народа, которые противодействуют ему. Один из них сказал: «Я разорву покрывало Каабы, если именно Аллах послал тебя». Другой сказал: «Разве Аллах не нашёл никого другого, кроме тебя, чтобы послать?». Третий сказал: «Ей-богу, я с тобой ни в коем случае не стану разговаривать. Если ты — посланник от Аллаха, как ты говоришь, то ты очень опасный человек, чтобы я с тобой разговаривал. А если ты лжёшь на Аллаха, то я не должен с тобой разговаривать». Затем Посланник Аллаха ﷺ встал и покинул их, разочаровавшись в племени Сакиф.

Пророк ﷺ лишь сказал им: «Вы сделали то, что сделали, но теперь не говорите обо мне никому!». Он ﷺ не хотел, чтобы его народ узнал о разговоре с племенем Сакиф, чтобы не вызвать у них радость и ещё больше не настроить против себя. Но племя Сакиф не послушалось, сообщив всё курайшитам и натравив на Пророка ﷺ умалишённых и рабов, которые стали кричать и оскорблять его, отчего вокруг него собрались люди».

Когда Пророк ﷺ скрылся от людей, то взмолился:

اللَّهُمَّ إلَيْكَ أَشْكُو ضَعْفَ قُوَّتِي، وَقِلّةَ حِيلَتِي، وَهَوَانِي عَلَى النَّاسِ، يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ! أَنْتَ رَبَّ الْمُسْتَضْعَفِينَ وَأَنْتَ رَبَّي، إِلَى مَنْ تَكِلُنِي؟ إلَى بَعِيدٍ يَتَجَهَّمُنِي؟ أَمْ إلَى عَدُوٍّ مَلّكْتَهُ أَمْرِي؟ إنْ لَمْ يَكُنْ بِكَ عَلَيَّ غَضَبٌ فَلَا أُبَالِي، وَلَكِنَّ عَافِيَتَكَ هِيَ أَوْسَعُ لِي، أَعُوذُ بِنُورِ وَجْهِكَ الَّذِي أَشْرَقَتْ لَهُ الظُّلُمَاتُ وَصَلُحَ عَلَيْهِ أَمْرُ الدّنْيَا وَالْآخِرَةِ مِنْ أَنْ تُنْزِلَ بِي غَضَبَك، أَوْ يَحِلَّ عَلَيَّ سُخْطُكَ، لَكَ الْعُتْبَى حَتَّى تَرْضَى، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوّةَ إلّا بِكَ

«О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток силы, беспомощность и униженность среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабых и Ты — мой Господь, так кому же Ты вверяешь меня? Далёкому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, во власть которого Ты меня отдаёшь? Это не волнует меня, если Сам Ты на меня не гневаешься, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче! Прибегаю к защите света Твоего лика, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы Ты был доволен, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя!».

Призыв к племенам

Затем Посланник Аллаха ﷺ вернулся в Мекку и застал свой народ ещё более озлобленным, кроме малой группы людей, которые уверовали в него. В сезоны паломничества он представлял себя арабским племенам, призывал их к Аллаху, сообщал им, что он — Пророк, посланный Аллахом, а затем просил поверить в него и предоставить защиту, чтобы он мог продолжать говорить о том, с чем его отправил Аллах. Посланник Аллаха ﷺ стал посещать все племена арабов, прибывших на паломничество, и говорить:

يَا بَنِي فُلَانٍ، إنِّي رَسُولُ اللَّهِ إلَيْكُمْ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَأَنْ تَخْلَعُوا مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ مِنْ هَذِهِ الْأَنْدَادِ وَأَنْ تُؤْمِنُوا بِي وَتُصَدِّقُوا بِي وَتَمْنَعُونِي حَتَّى أُبَيِّنَ عَنِ اللَّهِ مَا بَعَثَنِي بِهِ

«О такое-то племя, поистине, я послан Аллахом к вам! Он повелевает поклоняться только Ему, не придавать Ему сотоварищей, отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, уверовать в меня и принять мои слова, защищать меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня». С таким призывом он обратился к племенам Бану Кальб, Бану Ханифа, Бану Амир и другим.

Нусра (помощь)

Аллах пожелал возвеличить религию, укрепить Пророка ﷺ и осуществить Своё обещание. Посланник Аллаха ﷺ вышел в сезон паломничества и встретился с группой из ансаров. Он представил себя арабским племенам, как и делал каждый сезон паломничества. При Акабе он встретил некоторое количество людей из племени Хазрадж, через которых Аллах ниспослал благо. Они ответили на то, к чему он ﷺ призвал их. Они поверили Пророку ﷺ и приняли от него Ислам. Затем они сказали: «Мы оставили за собой наш народ. И нет народа, где свирепствовала бы такая сильная внутренняя вражда, как в нашем народе. О, если бы Аллах объединил наш народ под твоим началом! Мы вернёмся к народу и призовём его к тому, к чему призвал ты нас, и расскажем о твоей религии, которую мы приняли. И если Аллах объединит их при помощи тебя, то не будет человека более великого, чем ты».

Затем они ушли, возвращаясь в свои племена верующими, принявшими Ислам. Прибыв в Медину, они рассказали людям о Посланнике Аллаха ﷺ и призвали их к Исламу. Молва о новой религии быстро разнеслась по домам, так что не осталось ни одного дома, где не слышали бы о Посланнике Аллаха ﷺ.

На следующий год, во время хаджа, двенадцать человек из ансаров пришло на встречу с Пророком ﷺ у Акабы и присягнуло ему первый раз, поклявшись в том, что не станут поклоняться наряду с Аллахом ничему, не станут воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять ложь, измышлённую сердцами, и отказываться от повиновения, когда им будут приказывать совершать одобряемое. В обратный путь Посланник Аллаха ﷺ отправил вместе с ними Мусаба ибн Умайру, приказав ему читать жителям Медины Коран и обучать их Исламу.

Мусаб призывал жителей Медины к Исламу, и ему в этом помогал Асад ибн Зурара, который присягнул Посланнику Аллаха ﷺ в Первой клятве при Акаба. Благодаря их призыву в Ислам вошли предводители племени Бану Абдуль-Ашхаль Асад ибн Худайр и Саад ибн Муаз. Приняв Ислам, Муаз вернулся к своему племени и заявил: «О Бану Абдуаль-Ашхаль! Какое ваше мнение обо мне?». Люди сказали: «Ты — наш господин, самый умный среди нас и самый рассудительный». Он сказал: «Я отказываюсь говорить с вами — с женщинами и мужчинами, пока не уверуете в Аллаха и Его Посланника!». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, не останется в доме Бану Абдуль-Ашхаль ни одного мужчины и ни одной женщины, не принявших Ислам».

Затем Мусаб вернулся в Мекку, а группа мусульман-ансаров вновь отправилась в паломничество вместе с многобожниками. Они прибыли в Мекку и встретились с Посланником Аллаха ﷺ у Акабы в праздничные дни (ташрик). Аллах пожелал поддержать Пророка ﷺ и утвердить религию и мусульман, унизив многобожие. Прибывших на встречу с Посланником Аллаха ﷺ из Медины было семьдесят мужчин и две женщины.

Пророк ﷺ отправился на встречу в сопровождении своего дяди аль-Аббаса ибн Абдульмутталиба, который на то время ещё был многобожником. Он пожелал находиться рядом со своим племянником и удостовериться в его безопасности. Первым на собрании заговорил аль-Аббас, сказав: «Вам хорошо известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад. Мы защищали его от наших соплеменников, которые придерживаются о нём того же мнения, что и мы (т.е. не уверовали в него, как и мы). Он пользуется уважением своих соплеменников и неприкосновенностью в своём городе.

Поистине, он отказался присоединяться к кому бы то ни было, кроме вас, и если вы считаете, что сможете выполнить то, ради чего зовёте его, и защитить его от врагов, делайте то, на что вы вызвались. Если же вы задумали оставить его без помощи после того, как он уедет к вам, то оставьте его сейчас, ибо в своём городе он пользуется уважением и защитой». Собравшиеся сказали: «Мы слышали то, что ты сказал, а теперь говори ты, о Посланник Аллаха, и бери с нас для себя и для твоего Господа любые договоры, какие захочешь». Тогда Посланник Аллаха ﷺ стал говорить, читать Коран, призывать людей к Аллаху и побуждать их к Исламу, а потом сказал:

أُبَايِعُكُمْ عَلَى أَنْ تَمْنَعُونِي مِمَّا تَمْنَعُونَ مِنْهُ نِسَاءَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ

«Я хочу заключить с вами соглашение о том, чтобы вы защищали меня так же, как защищаете своих жён и детей». Тогда аль-Бара ибн Марур взял его за руку и сказал: «Да, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной как Пророка, мы непременно будем защищать тебя так же, как защищаем самое дорогое для нас (наших женщин и семьи), прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы — прирождённые воины и надёжные люди, и это передаётся у нас из поколения в поколение!». Тут Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан перебил аль-Бару в тот момент, когда он говорил с Посланником Аллаха ﷺ, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, нас связывают с этими людьми (евреями) определённые узы, которые нам придётся разорвать, но не получится ли так, что если мы сделаем это, а потом Аллах поможет тебе, ты вернёшься к своим соплеменникам, а нас покинешь?». Тогда Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал:

أَنَا مِنْكُمْ وَأَنْتُمْ مِنِّي أُحَارِبُ مَنْ حَارَبْتُمْ وَأُسَالِمُ مَنْ سَالَمْتُمْ

«Я — с вами, а вы — со мной. Я буду воевать с теми, с кем воюете вы, и буду мириться с тем, с кем миритесь вы». Затем аль-Аббас ибн Убада сказал: «О хазраджиты, осознаёте ли вы то, в чём присягаете этому человеку?». Они ответили: «Да». Он продолжил: «Вы присягаете бороться с красными и чёрными людьми. Если вы думаете, что потеря имущества и гибель ваших вождей заставят вас предать его врагам, то лучше оставьте его сейчас. Но если вы сделаете это, то, клянусь Аллахом, это будет позор в этом мире и в Следующем. Если же вы уверены, что останетесь верны своей клятве, несмотря на потери и смерть, тогда примите его, и это станет благом для вас в этом мире и в Грядущем». Люди ответили: «Мы принимаем его, невзирая на наши потери в имуществе и смерть наших вождей. Что же будет нам, о Посланник Аллаха, если мы сдержим своё слово». Он ﷺ ответил: «Рай». Тогда они сказали: «О Посланник Аллаха! Протяни руку, чтобы мы присягнули тебе!». Он ﷺ протянул им свою руку, и они присягнули.

Таким была вторая присяга у Акабы. Ансары присягнули Посланнику Аллаха ﷺ, что защитят его и предоставят убежище, а также дадут ему власть для установления правления Шариата и распространения Ислама. Таким образом, ансары помогли установить Исламское Государство в Медине, после чего мусульмане вместе Пророком ﷺ переселились туда, а Ислам перешёл из этапа призыва к этапу воплощения.

Такими были ансары, о которых сказано в Коране:

وَالَّذِينَ آمَنُوا وَهَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالَّذِينَ آوَوا وَّنَصَرُوا أُولَئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ

«Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел» (8:74).

 

Журнал «Аль-Ваъй», выпуск №3, 1987 год.

Главное меню