18
Чт, сен

Роль Омара аль-Башира в геноциде Судана

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мир хорошо осведомлён о геноциде наших братьев и сестёр в Палестине, но мало кто знает о страданиях народа Судана, который на протяжении уже полутора лет подвергается безмолвному геноциду. Эта катастрофа унесла жизни более 15 000 человек, более 10 миллионов были вынуждены покинуть свои дома, а половина населения страны — 25 миллионов человек — столкнулись с нехваткой продовольствия и голодом.

Мало кто знает, что этот геноцид является результатом продолжающегося конфликта между вооружёнными силами Судана и Силами быстрого реагирования (СБР). Однако эти проблемы начались не в 2023 году, а ещё в 1956-м, когда страна получила независимость от англо-египетского правления. С тех пор Судан пережил семь военных переворотов, наиболее значительным из которых стал переворот 1989 года, приведший к власти диктатора Омара аль-Башира, правившего три десятилетия.

После 30 лет несправедливости народ Судана наконец смог свергнуть аль-Башира и отпраздновал свою новую свободу — свободу, которую вскоре у него отняли Абдель Фаттах аль-Бурхан, командующий вооружёнными силами Судана, и Мухаммад Хамдан Дагло, известный как Хамидти, командир СБР. Оба эти человека приобрели огромное влияние и богатство в период правления аль-Башира.

До переворота 1989 года, который привёл Омара аль-Башира к власти в Судане, страна была погружена во вторую гражданскую войну с Народной армией освобождения Судана под руководством Джона Гаранга, которого нередко обвиняли в том, что он действовал как агент США, стремясь реализовать их интересы по разделу Судана ради стратегических и экономических выгод. Эти усилия завершились Найвашским соглашением 2005 года, подписанным аль-Баширом и Гарангом, которое проложило путь к независимости Южного Судана.

Следует отметить, что Южный Судан обладает колоссальными нефтяными запасами, что побудило США вложить более 1,2 миллиарда долларов в это молодое государство под лозунгами «построения мира» и «эффективного управления», одновременно конкурируя с Китаем за региональную гегемонию.

В это же время экономика Судана рушилась. Тогдашний премьер-министр Садык аль-Махди утратил народную поддержку, когда люди столкнулись с голодом, массовым переселением, кризисом внутреннего долга и гиперинфляцией, превысившей 70%. Всё это усугубилось обвалом национальной валюты, из-за которого население оказалось не в состоянии покрывать даже самые насущные потребности.

Эти обстоятельства создали благодатную почву для прихода к власти Омара аль-Башира при поддержке Национального исламского фронта, который заключил союз с Саудовской Аравией и Соединёнными Штатами против Советского Союза. 30 июня 1989 года он осуществил «мирный переворот». Придя к власти, аль-Башир распустил парламент, объявил себя главой государства, премьер-министром и министром обороны, а также ввёл жёсткие нормы «исламского Шариата».

Став новым лидером, аль-Башир быстро окружил себя верными сторонниками, прежде всего из числа военнослужащих Суданских вооружённых сил, в которых Абдель Фаттах аль-Бурхан дослужился до должности генерального инспектора. Роль аль-Бурхана заключалась в обеспечении безопасности аль-Башира и подавлении любой оппозиции.

Несмотря на обещания процветания, правительство аль-Башира поспешило подавить меньшинства. В 1990-е годы, часто называемые «годами террора», появились «дома призраков» — тайные центры заключения, где подвергались пыткам противники режима, включая интеллектуалов, коммунистов и армейских офицеров. Также начались публичные порки и казни, включая казнь трёх человек за хранение долларов США, что вызвало волну страха среди населения.

Аль-Башир также навязал строгое толкование Шариата, например, отсечение руки вора, даже когда кража совершалась из-за голода или бедности. Однако, согласно правильному толкованию исламского права, эти наказания приостанавливаются во время голода или тяжёлых испытаний, как это показал на практике халиф Умар ибн аль-Хаттаб, который отказался применять такое наказание во время голода. Тем временем аль-Башир и его режим присвоили миллиарды долларов, причём 90 миллионов долларов были найдены в его доме после его свержения в 2019 году, что подчёркивает его избирательное претворение законов Шариата.

Несмотря на его жестокие методы, в стране вспыхнули гражданские войны и восстания. В Южном Судане разразилась вторая гражданская война между суданским правительством и Народно-освободительной армией Судана, унёсшая жизни более двух миллионов человек, большинство из которых были гражданскими. Суданские вооружённые силы в значительной мере вели эту войну, при этом аль-Бурхан играл ключевую роль в военных операциях.

Тем временем на западе Судана восстал регион Дарфур, который Хартум долгое время игнорировал. Вместо того чтобы направить туда суданские вооружённые силы, аль-Башир нанял ополченцев «Джанджавид», включая Хамидти, для жестокого подавления восстания. Так начался геноцид в Дарфуре.

Ополчение «Джанджавид», известное своей жестокостью, развернуло кампанию этнических чисток. Более 300 000 человек были убиты, 2,5 миллиона стали беженцами, женщины были изнасилованы, мужчины казнены, а дети подверглись насилию. Хамидти и его силы были вознаграждены золотыми рудниками в Дарфуре, что превратило выселение местного населения не только в военную, но и в экономическую цель. Каково же их «вознаграждение» за этот геноцид? Официальное признание со стороны правительства Судана, а затем они были переименованы в «Силы быстрого реагирования»!

Пока аль-Башир обогащался и праздновал, население продолжало голодать, а экономика разваливалась. С обретением независимости Южным Суданом Судан потерял большую часть своих нефтяных богатств. Анализ государственного бюджета показал, что 70% расходов шло на военные нужды, и лишь небольшая часть оставалась на здравоохранение, образование и продовольственную безопасность.

А если добавить к этому десятилетия коррупции, разграбленные богатства, растущие долги и удушающую инфляцию, то народ Судана оказался обречён на тридцатилетний кошмар. Но едва людям показалось, что всё позади, и после смещения аль-Башира возродилась надежда, на арену вышли его наследники — аль-Бурхан и Хамидти, два человека, чьё возвышение стало возможным благодаря режиму аль-Башира. Сегодня они ведут кровопролитную войну друг против друга, пока народ Судана истекает кровью. #SudanCrisis


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Умматуллах Хашми
29 августа 2025 г.