10
Пн, мая

Подчинение Амиру — ваджиб, ослушание — харам

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

«Нам рассказал Абдан: «Нам сообщил Абдуллах от Юнуса, а он — от аз-Зухри: «Мне сообщил Абу Саляма ибн Абдуррахман, что он слышал, как Абу Хурайра (р.а.) говорил:

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ أَطَاعَنِي فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ، وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللَّهَ، وَمَنْ أَطَاعَ أَمِيرِي فَقَدْ أَطَاعَنِي، وَمَنْ عَصَى أَمِيرِي فَقَدْ عَصَانِي

«Кто подчинился мне, тот подчинился Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха. Кто повиновался моему амиру, тот проявил повиновение мне, а кто ослушался моего амира, тот ослушался меня».1

Лучший человек после пророков (а.с.) Абу Бакр (р.а.) правильно понял этот хадис и строго следовал ему. Абу Бакр (р.а.) также помог Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.) занять правильную позицию в момент, когда заключался Худайбийский договор. Приводит Бухари в главе «Условия ведения джихада и заключения мира с противниками и запись этих условий»:

فَقَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ فَأَتَيْتُ نَبِيَّ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقُلْتُ أَلَسْتَ نَبِيَّ اللَّهِ حَقًّا، قَالَ: بَلَى، قُلْتُ أَلَسْنَا عَلَى الْحَقِّ وَعَدُوُّنَا عَلَى الْبَاطِلِ، قَالَ: بَلَى، قُلْتُ فَلِمَ نُعْطِي الدَّنِيَّةَ فِي دِينِنَا إِذًا؟ قَالَ: إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ، وَلَسْتُ أَعْصِيهِ وَهُوَ نَاصِرِي، قُلْتُ أَوَلَيْسَ كُنْتَ تُحَدِّثُنَا أَنَّا سَنَأْتِي الْبَيْتَ فَنَطُوفُ بِهِ، قَالَ: بَلَى، فَأَخْبَرْتُكَ أَنَّا نَأْتِيهِ الْعَامَ، قَالَ قُلْتُ: لَا، قَالَ فَإِنَّكَ آتِيهِ وَمُطَّوِّفٌ بِهِ، قَالَ: فَأَتَيْتُ أَبَا بَكْرٍ فَقُلْتُ يَا أَبَا بَكْرٍ أَلَيْسَ هَذَا نَبِيَّ اللَّهِ حَقًّا؟ قَالَ: بَلَى، قُلْتُ أَلَسْنَا عَلَى الْحَقِّ وَعَدُوُّنَا عَلَى الْبَاطِلِ؟ قَالَ: بَلَى، قُلْتُ فَلِمَ نُعْطِي الدَّنِيَّةَ فِي دِينِنَا إِذًا؟ قَالَ: أَيُّهَا الرَّجُلُ إِنَّهُ لَرَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَيْسَ يَعْصِي رَبَّهُ وَهُوَ نَاصِرُهُ فَاسْتَمْسِكْ بِغَرْزِه فَوَاللَّهِ إِنَّهُ عَلَى الْحَقِّ

«Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Тогда я подошёл к Пророку (с.а.с.) и спросил: «Разве ты — не истинный Пророк Аллаха?». На что он (с.а.с.) сказал: «Конечно [истинный]!». Я спросил: «Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?». Пророк (с.а.с.) сказал: «Конечно [всё обстоит так]». [Тогда] я сказал: «Почему тогда мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!». На это Пророк (с.а.с.) сказал следующее: «Я — Посланник Аллаха, я не могу ослушаться Его, а Он — мой помощник!». Я спросил: «Разве ты не говорил нам, что мы придём к Дому (Каабе) и сможем сделать вокруг него таваф (обход)?». На что он (с.а.с.) ответил: «Да! Но разве я говорил, что мы придём к нему в этом году?». На что я сказал: «Нет». Пророк (с.а.с.) продолжил: «Однажды ты придёшь к нему и совершишь таваф вокруг него».

[После этого] я пошёл к Абу Бакру и спросил его: «О Абу Бакр, разве это не истинный Пророк Аллаха?». Он сказал: «Конечно [истинный]!». Я спросил: «Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?». Он сказал: «Конечно [всё обстоит так]». [Тогда] я сказал: «Почему тогда мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!». Он сказал: «О человек, он — Посланник Аллаха (с.а.с.), и он не может ослушаться своего Господа, а Он — его помощник. Держись же за его стремя, ибо, клянусь Аллахом, он прав!». Я сказал: «Разве он не говорил нам, что мы придём к Дому (Каабе) и сможем сделать вокруг него таваф (обход)?». Он ответил: «Да! Но разве он говорил, что ты придёшь к нему в этом году?». На что я сказал: «Нет». После этого Абу Бакр сказал: «Однажды ты придёшь к нему и совершишь таваф вокруг него».2

Передаётся от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا يَكْرَهُهُ فَلْيَصْبِرْ عَلَيْهِ فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ شِبْرًا فَمَاتَ إِلَّا مَاتَ مَيْتَةً جَاهِلِيَّةً

«Кто увидит от своего амира то, что ему не нравится, пусть проявляет терпение. Ведь тот, кто умрёт, оставив джамаат3 (общество) хотя бы на пядь, тот умрёт смертью времён джахилии4».5

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Сахих» Бухари.

2. «Сахих» Бухари.

3. Джамаат мусульман, у которых есть Имам, т.е. когда у мусульман есть государство, власть и халиф.

4. То есть умрёт грешником. Данная формулировка указывает на запретность выходить против Имама мусульман, их власти, их государства.

5. Ахмад. Абдуль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад данного хадиса достоверный на основе условий Муслима.