08
Вс, дек

К обязанностям правителя относятся покрытие нужд граждан и удовлетворение их потребностей

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Десятый хадис

«Нам рассказал Абу аль-Аббас … от Абу Марьяма, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِينَ شَيْئًا فَاحْـتَجَبَ دُونَ خَلَّتِهِمْ وَحَاجَتِهِمْ وَفَقْرِهِمْ وَفَاقَتِهِمْ احْـتَجَبَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ دَونَ خَلَّتِهِ وَفَاقَتِهِ وَحَاجَتِهِ وَفَقْرِهِ

«Кто получит хоть какую-то власть над мусульманами и будет скрываться от них вместо того, чтобы удовлетворять их потребности и нужды, [избавить их от] бедности и лишений, от того Аллах будет скрываться в Судный день, не будет удовлетворять его потребности и нужды, [не избавит его от] бедности и лишений». [1]

«Передаётся, что Абу Марьям сказал Муавии: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَنْ وَلَّاهُ اللَّهُ شَيْئًا مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِينَ فَاحْتَجَبَ دُونَ حَاجَتِهِمْ وَخَلَّتِهِمْ وَفَقْرِهِمُ احْتَجَبَ اللَّهُ دُونَ حَاجَتِهِ وَخَلَّتِهِ وَفَقْرِهِ

«Если тот, кому Аллах предоставит хоть какую-то власть над мусульманами, будет скрываться от них вместо того, чтобы удовлетворить их нужды и потребности, [избавить их от] бедности, от того Аллах будет скрываться в Судный день, и Он не будет удовлетворять его нужды и потребности [и не избавить его от] бедности».

Под словами «Если тот, кому Аллах предоставит хоть какую-то власть над мусульманами, будет скрываться» подразумевается, что он не выходит к ним, не ставит своей подписи, когда это необходимо. Под словом «потребности» подразумеваются жалобы, с которыми человек хочет обратиться к власть имущему. Под словом «бедность» — бедственное положение. Одним словом, получивший власть проявляет неуважение к людям и не проявляет должную заботу об их делах.

Под словами «от того Аллах будет скрываться в Судный день, не будет удовлетворять его запросы и нужды [и не избавит его от] бедности и лишений» подразумевается, что Он будет далёк от такого власть имущего, а также в этом мире Аллах будет препятствовать ему в получении тех религиозных и мирских вещей, в которых он нуждается. Такой человек не сможет найти пути к удовлетворению своих потребностей. Это также подтверждается тем, что приводит ат-Табарани от Ибн Умара (р.а.):

مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِينَ شَيْئًا لَمْ يَنْظَرِ اللَّهُ لَهُ فِي حَاجَتِهِ حَتَّى يَنْظُرَ فِي حَوَائِجِهِمْ

«Кто получит хоть какую-то власть над мусульманами, то Аллах не посмотрит на его нужду до тех пор, пока он не будет смотреть на нужды мусульман». Аль-Кади сказал: «Под скрыванием власть имущего от людей подразумевается, что он не даёт возможности нуждающимся обратиться к нему за помощью со своими проблемами и нуждами. А сами они не в состоянии решить их. Под словами «Аллах будет скрываться» подразумевается, что Он не будет отвечать на его мольбы и разочарует его ожидания.

Разница между словами «الْفَقْرُ» «الْخَلَّةُ» «الْحَاجَةُ» заключается в следующем: «الْحَاجَةُ» (нужда) — это то, чем обеспокоен человек, даже если это не достигает степени крайней необходимости; «الْخَلَّةُ» (потребности) — это то, что не достигло степени вынужденности, но его присутствие мешает ведению нормальной жизни; «الْفَقْرُ» (бедность) — это нужда в том, без чего невозможна жизнь. Слово «الْفَقْرُ» образовано от слова «الْفَقَارُ» (хребет), поэтому, когда человек оказывается в положении бедности, он становится похожим на того, у кого сломан хребет. Именно поэтому бедняками называют тех, у кого в основе нет ничего. Посланник Аллаха ﷺ часто просил Аллаха уберечь от бедности. Более очевидным является то, что данные слова — синонимы, а значит, их использование произошло с целью подчеркнуть важность и усилить стилистически». [2]

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. Приводит аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», иснад данного хадиса достоверен, несмотря на то, что его не упомянули Бухари и Муслим. Также аз-Захаби подтвердил достоверность данного хадиса.

2. Книга «Миркату аль-мафатих шарху мишкати аль-масабих» Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари (Мулла аль-Кари).