22
Пт, нояб

В чём отличие между противоречием (тафавут) и различием (ихтиляф)?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحي

Вопрос от брата Шахмола Имомназарова:

بسم الله الرحمن الرحيم

Ассаляму алейкум, дорогой шейх!

В книге «Система Ислама», в абзаце, который касается нужды человека в посланниках, приводится следующее: «Понимание о порядке регулирования инстинктов и органических потребностей (у человека) является противоречивым (тафавут –تَّفَاوُت), различным (ихтиляф – اختلاف), подчас – полностью противоположным предыдущему (танакуд – تَنَاقُض)».

Слова, на которые я хочу обратить внимание, это «противоречие (тафавут)» и «различие (ихтиляф)». На мой взгляд, эти два слова являются синонимами, т.е. означают одно и то же, или имеют близкие по значению смыслы. С той лишь разницей, что «противоречие (тафавут –تَّفَاوُت)» – это слово с негативным оттенком и как бы неодобряемое, поэтому Всевышний Аллах отвёл его от Себя и Своих действий в словах:

مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ

«В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности (тафавут –تَفَاوُت)» (67:3)

А слово «различие (ихтиляф – اختلاف)» не всегда несёт в себе негатив, если обратить внимание на другой аят:

وَلَهُ اخْتِلَافُ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ

«Ему принадлежит смена (ихтиляф - اختلاف) ночи и дня» (23:80)

Этот пример со словом «ихтиляф» указывает на осведомлённость, знания того, кто стоит за совершением в аяте упомянутого действия, в то время как пример со словом «тафавут» говорит о невежестве того, кто совершает привязанное к этому слову в аяте действие. Я хочу сказать о том, что «тафавут» не имеет места в шариатских хукмах и вопросах акъыды, в отличие от «ихтиляф», который встречается в шариатских хукмах. Однако некоторые знакомые мне братья полагают, что данные два слова имеют разные значения, где «ихтиляф» указывает на наличие двух одинаково правильных альтернативных мнений, оба из которых ведут к искомому, а «тафавут» – на наличие двух противоположных мнений, где только одно из них правильное, а другое – ошибочное, т.е. только одно из этих мнений – искомое.

Прошу Вас, дорогой шейх, дать более подробное пояснение данным двум выражениям, о которых идёт речь в книге.

Ответ: Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракятуху!

Приведём текст из книги «Система Ислама», на который вы указываете:

«Ещё одним доказательством того, что людям необходимы посланники, является то, что человек нуждается в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов. Если это удовлетворение происходит беспорядочно, то это приводит к неверному или ненормальному удовлетворению, что становится причиной страданий человека. А поэтому необходим порядок, регулирующий органические потребности человека и его инстинкты. Этот порядок не может исходить от человека, поскольку понимание о порядке регулирования инстинктов и органических потребностей является противоречивым (тафавут – تَّفَاوُت), различным (ихтиляф – اختلاف), подчас – полностью противоположным предыдущему (танакуд – تَنَاقُض), и находится под влиянием той атмосферы, в которой живёт человек. Если позволить человеку самому устанавливать этот порядок, то он неизбежно станет заложником своих же противоречий, различий и противоположных мнений, а это неизбежно приведёт к страданиям людей. Следовательно, этот порядок должен исходить только от Аллаха».

Здесь идёт речь о понимании человеком порядка регулирования инстинктов и органических потребностей и разъясняются четыре признака, неразрывно связанных и делающих данное понимание абсолютно несостоятельным при решении того, как удовлетворять инстинкты и органические потребности. Данные четыре признака хоть и связаны с пониманием, но всё же они различны между собой. Прежде чем конкретизировать тему, следует отметить, что данные четыре признака могут касаться как одного человека, и в итоге его понимание порядка сегодня будет отличным от завтрашнего и т.д., так и касаться контраста в пониманиях между двумя и более лицами, где один человек понимает порядок урегулирования в форме, отличной от формы понимания другого человека. Таким образом, то, что мы рассмотрим ниже, может происходить как в одном индивидууме и варьироваться в зависимости от места и времени, так и между одним человеком и другим.

Перейдём к смыслам:

1 – Противоречие (тафавут – تَفَاوُت) в понимании о порядке регулирования инстинктов

Тафавут означает существование различных пониманий вопроса, между которыми существует значительная дистанция. Как правило, такие понимания подвергаются существенным недостаткам и порокам, вызванным невежеством или путаницей, а также их признаком является отсутствие основного правила, на которых строятся соображения человека, будь то противоречие (тафавут) во мнениях у одного индивидуума вокруг одного вопроса сегодня и завтра или между мнениями двух человек. Тафавут между двумя пониманиями о порядке регулирования инстинктов означает наличие большого разрыва между ними, отсутствие какого-либо мыслительного критерия в качестве фундамента у обоих, а также подверженность невежеству и путанице. И поэтому в большинстве случаев здесь оба понимания вокруг того, как удовлетворять инстинкт, ошибочны, крайне редко одно из них бывает правильное, но быть одновременно двум мнениям правильными – неуместно. По этой причине слово «тафавут» (противоречие) в арабском языке несёт смысл большой отдалённости друг от друга вариантов понимания вопроса, и это происходит на фоне невежества и отсутствия ориентации в путях решения вопроса.

Следует подчеркнуть, что затронутое нами рассмотрение слова «тафавут (противоречия)» касается понимания вещей людьми, их взглядов. Если же говорить о творениях Аллаха во Вселенной и о том, каким образом сюда вписывается слово «тафавут», то здесь никакого тафавута быть не может, т.к. тафавут означает «подвергаться порочности, недостаткам и быть уязвимым к невежеству и неясности» – чего не может быть в творениях Аллаха:

أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (07:54)

Что же касается различия (ихтиляф – اختلاف) в образах и формах творений Аллаха, как, например, солнце отличается от луны или ночь ото дня, то это – установленный порядок во всех созданиях во Вселенной:

وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِمِقْدَارٍ

«Всякая вещь у Него имеет меру» (13:8),

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا

«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру» (25:2)

В арабском классическом толковом словаре «Мухтар ас-сыхах» приводится: «Тафавут – تَفَاوُت: Крайне отдаляться друг от друга; … корень слова فوت – «уходить, миновать»…».

В арабском классическом словаре «Аль-Камус аль-мухит» говорится: «Тафавут – تَفَاوُت: – Сильно отдаляться друг от друга; … корень слова فوت – «уходить, оставлять позади»; …مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ – «В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности», т.е. недостатка…».

В «Лисан аль-араб»: «فات – уходить, миновать; … فاتني – миновал меня, обошёл меня; в священном послании: «مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ – В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности», – т.е. в творениях Аллаха ты не найдёшь ни малейшего недостатка; … تَّفَاوُت: сильно отдаляться друг от друга…».

2 – Различие (ихтиляф – اختلاف) в понимании о порядке регулирования инстинктов

Ихтиляф в пониманиях означает наличие различных мнений у различных людей, вызванных критериями, принятыми каждым из них. Так, к примеру, один видит и применяет для увеличения имущества одни источники, а другой – иные. А поэтому при наличии ихтиляфа во мнениях может быть точность или ошибка, исходя от определённого критерия, понимания, метода применения и других основ, на которых строится понимание того или иного. Как, например, ихтиляф в мазхабах или в видениях мыслителей. А поэтому иногда одни ошибаются, а другие оказываются правыми в рамках избранной ими определённой мыслительной формулы. В большинстве случаев, при наличии ихтиляфа во мнениях, одно из них является правильным, или каждое из мнений может иметь какую-то долю правды в зависимости от выбранного критерия, как, например, ихтиляф среди основателей мазхабов или ряда мыслителей, а также все различающиеся (ихтиляф) мнения могут оказаться ошибочными.

В лингвистическом словаре «Муджам аль-фурук аль-лугави» приводится: «Ихтиляф – اختلاف – в утверждениях (мазхабах) отличается от ихтиляфа в разновидностях вещей тем, что ихтиляф в мазхабах означает утверждение одним оппонентом того, что не утверждает другой, а ихтиляф в разновидностях вещей заключается в том, что одна вещь не может занять место другой. Также ихтиляф может возникнуть между двумя группами, и обе они в итоге неправы, как, например, различие мнений иудеев и христиан вокруг личности Иисуса».

В «Лисан аль-араб»: «تخالف – различаться, не согласиться друг с другом, не уравняться…».

3 – Полная противоположность (танакуд – تَنَاقُض)

Танакуд означает достижение противоречия между мнениями людей в одном вопросе абсолютно крайней несовместимой противоположности, словно одно мнение полностью разрушает другое.

В «Лисан аль-араб»: «Корень слова نقض – разрушение того, что ты утвердил или построил…».

В «Мухтар ас-сыхах»: «Корень слова نقض – разрушение здания, связи, договора и др; противоположно смыслу «окончательно утвердить»».

Для внесения полной ясности того, в чём кроется суть отличия этих трёх терминов, приведём пример – такое явление, как стремление к частной собственности, являющееся одним из проявлений инстинкта самосохранения человека:
Различие (ихтиляф – اختلاف) в вопросе увеличения богатства: в этом вопросе один считает правильным использовать компанию «Инан» (в которой участвует два лица, то есть они ведут обоюдную совместную работу, где каждый вкладывает своё имущество и труд, а прибыль делится на двоих), а другой видит целесообразным участие в акционерном обществе.

Противоречие (тафавут –تَّفَاوُت) в вопросе частной собственности: один считает нужным снять лимиты с максимально допустимого количества владения частной собственности, а иной считает, что её следует ограничить минимальным количеством, необходимым для жизни человека.

Полная противоположность (танакуд – تَنَاقُض): один считает дозволенным частную собственность, а другой считает необходимым её запретить.
4 – Влияние среды

Это – четвёртый фактор, оказывающий влияние на понимание человека. Каждый человек вырастает в определённой среде, где господствуют определённые законы. Несомненно, его разум попадает под положительное или отрицательное влияние внешней среды и начинает считать приемлемым то, что неприемлемо в других местах. Иногда, оказавшись под воздействием внешнего влияния, человек может возненавидеть те господствующие в его среде качества, которые ранее он находил хорошими. Следовательно, если позволить человеку самому определять путь удовлетворения инстинктов, то внешняя среда может стать источником для его умозаключений. А поэтому принимать решения, исходя из существующей действительности, будет ошибкой, т.к. именно действительность должна стать предметом исправления, а не быть источником исправлений.

Мы привели четыре аспекта, которые окружают человека, пытающегося самостоятельно регулировать удовлетворение инстинктов и органических потребностей. В результате, решения людей по одному какому-либо вопросу являются противоречивыми, различными, противоположными и подверженными влиянию окружения. И поэтому человеческий разум не способен навести правильный порядок в удовлетворении инстинктов и органических потребностей. А что касается порядка, ниспосланного Аллахом, Создателем всего человечества, то он не подвержен влиянию вышеприведённых четырёх аспектов и является единственно правильной системой, которую необходимо придерживаться. И это – неоспоримая истина.

فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ

«Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» (10:32)

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
30 Зуль-каъда 1437 г.х.
02.09.2016 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке