21
Чт, нояб

Закон об опасении (ат-такыйя)

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

адресован Абу Юсуфу

Вопрос: Мир Вам от Аллаха, Его милость и благословение, о шейх! Пусть Аллах воздаст Вам благом, поможет Вам и продлит Вашу жизнь так, чтобы Вам самим воочию увидеть государство Халифат!

Мой дорогой брат, в книге «Исламская личность» в теме «Дружба с неверующими» говорится, что она запретна за исключением одного положения, и Шариат дозволяет дружбу тогда, когда существует опасение со стороны мусульманина в адрес неверующих. Здесь возникает вопрос: под дружелюбным отношением подразумевается проявление этого к неверующему человеку, или к системе неверия в целом?

Каковы рамки проявления дружественности к неверию, особенно учитывая современные реалии, когда оно и его государства господствуют над нами? Если проявляемая дружественность имеет отношение к неверующему человеку или к системе неверия в целом, то как это можно соотнести к современному исламскому миру из-за фактора господства в нём неверующих — системы неверия? Также будет ли уместным подобное отношение и к отдельным инструментам системы неверия, таким как службы безопасности, при том, что сотрудники этих структур остаются мусульманами?

Пусть Аллах воздаст Вам. Ваш брат из Америки.

Ответ:

И Вам мир от Аллаха, Его милость и благословение.

Сказал Всевышний Аллах:

لَا يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً وَيُحَذِّرُكُمُ اللَّهُ نَفْسَهُ وَإِلَى اللَّهِ الْمَصِيرُ

«Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие» (3:28)

Значение данного аята говорит о категоричном запрете верующим брать неверующих себе в друзья, просить у них помощи, обращаться к ним, обходиться с ними дружелюбно, а также аят говорит о запретности существования между двумя сторонами взаимной любви. Аят запрещает верующим помимо своих братьев по вере дружественно относиться к неверующим, затем оговаривается один момент из общего положения этой нормы — это когда существуют опасения перед неверующими в то время, когда мусульмане находятся под властью неверных. В таком случае допускается проявление симпатий и дружественного отношения к ним с целью оградить себя от зла и возможных притеснений с их стороны. То есть, дозволяется брать их в друзья, когда уместны опасения и когда мусульмане находятся под властью неверных. В остальных случаях это абсолютно не дозволяется.

Дружественное отношение допустимо только в адрес неверующих, под властью которых находятся мусульмане, ибо этот аят был ниспослан в отношении верующих, у которых оставались связи с мекканскими многобожниками. Аят запрещает тем мусульманам, которые находились в Медине, дружить с мекканскими многобожниками, и он запрещает это всем остальным верующим, но исключает тех верующих, которые остались в Мекке, поскольку они находились в зависимом от многобожников положении. Аят исключил их из-за наличия опасений перед возможным злом в свой адрес, которое может исходить от неверующих. Такова тематика данного аята, таково значение и таков закон Шариата, который выводится из данного текста.

Это — запрет того, чтобы верующие брали себе в друзья неверующих во всех смыслах этого слова, как то: прошение о помощи, дружелюбное обхождение с ними и т.д., потому что слово أَوْلِيَاءَ (друзья) в аяте приводится в общей форме и охватывает все значения. Дозволяется дружить с неверующими, когда есть опасение, то есть когда существует опасность по причине их силы, и для ограждения себя от зла, которое может исходить от них, когда мусульмане находятся в зависимом положении от неверующих, равно как это имело место с положением мусульман Мекки в их взаимоотношениях с многобожниками. Аят не имеет другого смысла и из него не выводится другое решение Шариата, кроме этого.

Относительно того, что говорят некоторые, что понятие «ат-такыйя» (опасение) — это когда мусульманин показывает противоположное тому, что на самом деле у него на душе из-за страха, что ему могут навредить, неважно, является ли этот человек мусульманином или неверующим, то данное высказывание является явной ошибкой, поскольку аят не указывает ни на что подобное, потому что исключение

إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً

«За исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (3:28)

было ниспослано в адрес мусульман, которые находились в Мекке под правлением неверующих из числа курайшитов. Они не переселились вместе с остальными мусульманами в Медину и, продолжив проявлять враждебность к мекканцам, подверглись бы со стороны неверующих притеснениям, убийствам и мучениям. Закон Шариата, связанный с определённой темой, остаётся неизменным и касается исключительно своей тематики, т.е. дружбы верующих с неверующими в положении, когда верующие находятся под властью неверующих.

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своём тафсире сказал: «В толковании слов Всевышнего Аллаха:

لَا يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ... إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاة

«Верующие не должны считать неверующих своими покровителями и друзьями… за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», — Абу Джаъфар сказал: «Это — запрет Всевышнего Аллаха для верующих брать неверующих помощниками, поддержкой и опорой. Это так по причине того, что слово يَتَّخِذِ грамматически огласовано кясрой (ــِـ) из-за того, что оно находится в положении категоричного запрета. Кясра же появилась из-за встречи двух сукунов (ــْـ). Значение этого таково: «О верующие, не берите неверных помощниками и опорой, проявляя дружбу к ним в их религии! И не будьте им опорой против мусульман и не указывайте им на их слабости. А тот, кто делает это, не имеет никакого отношения к Аллаху, а Аллах не имеет никакого отношения к нему из-за его вероотступничества и вхождения в неверие:

إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً

«За исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», —

если вы только не оказались под их властью и боитесь за себя, проявляя дружбу на устах, но утаивая вражду, не содействуя им в том неверии, в котором они находятся, и не помогая им действием против мусульманина…»»».

И нельзя сказать, что «если дружба с неверующим в положении опасения дозволена, то и лесть правителю-тирану или нечестивцу, обладающему силой, — тем более». Это неверно, потому что правило «тем более» применяется с учётом такого понятия, как «Фахва аль-Хитаб» (понимаемого из обращения). А это — не из этой области, не имеет к этому никакого отношения и не похоже на слова Аллаха:

وَمِنْهُمْ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ

«Но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернёт его тебе» (3:75)

И это не похоже на слова Аллаха:

وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ

«Среди людей Писания есть такой, который вернёт тебе целый кантар, если ты доверишь его ему» (3:75)

Это так, потому что нечестивец (фасик) или тиран не подобен неверующему, а также потому, что запрещённая дружба, о которой говорится в аяте, — это дружба с неверующим вместо верующих. А поэтому эта тема не входит в изучение того, что относится к правилу «тем более», и поэтому неуместно здесь приводить подобные доводы.

И поэтому отклоняется то, что называется некоторыми людьми «ат-такыйя» (опасение), и это — ситуация, когда верующий показывает противоположное тому, что на самом деле у него на душе перед правителем-тираном, или обладающим силой нечестивцем, или не разделяющим его мнение и т.д. Это запрещено, потому что это — лицемерие, а любое лицемерие — харам. Более того, отчёт правителя за его несправедливость — фард, который нельзя оставлять из-за боязни перед ним за своё имущество или интересы, или из-за боязни вреда с его стороны. И в этом вопросе не должно быть «ат-такыйя» (опасения).

Это находится в противоречии с достоверными хадисами, приводимыми по поводу осуждения правителей, если они были несправедливыми и нечестивцами, и хадисами, приведёнными в отношении обязательности отчёта правителей за их действия. И это также противоречит необходимости говорить истину, не боясь упрёков порицающего. И поэтому существуют аяты и достоверные хадисы, которые запрещают проявлять «ат-такыйя» (опасение) и молчать перед правителями-тиранами, нечестивцами, или обладающими силой распутниками, или теми, кто несёт иные взгляды. Эти аяты и достоверные хадисы противоречат «ат-такыйя» (опасению) и побуждают поступать наоборот, что и доказывает, что подобное действие является харамом, не говоря уже о том, что это — лицемерие, а мусульманину нельзя поступать подобным образом.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Рабиъ ус-сани 1438 г.х.
20.01.2017 г.