от Mohammad Abdul Basir
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
В книге «Партийное сплочение» на стр. 50 говорится следующее: «д) Из числа трудностей, стоящих на пути призыва, является трудность жертвования имуществом, торговлей и другими подобными жизненными делами на пути Ислама и распространения его призыва. Для преодоления этой трудности мусульманин не должен забывать о том, что Аллах купил у мусульман их жизни и их имущество взамен на Рай. Ограничиваясь этим напоминанием, за ним оставляется выбор в жертвовании этими делами, и он ни в чём не принуждается. Посланник Аллаха ﷺ, когда отправлял Абдуллаха ибн Джахша во главе отряда для того, чтобы выследить курайшитов в Нахла между Меккой и Таифом, написал ему письмо. В этом письме было сказано следующее:
لَا تُكْرِهَن أَحَدًا مِنْ أَصْحَابِكَ عَلَى الْمَسِيرِ مَعَكَ وَامْضِ لِأَمْرِي فِيمَنْ تَبِعَكَ
«Не принуждай никого из своих товарищей идти с тобой и выполняй моё поручение с теми, кто последовал за тобой» (конец цитаты).
Отсюда возникает следующее: имеются хадисы Посланника Аллаха ﷺ, которые указывают, что мусульманин должен подчиняться ответственному за него человеку. Подобное мы наблюдаем в Хизбе, когда шабабы обязаны выполнять требуемые поручения, даже если они тяжелы в исполнении, при этом им не предоставляется возможность выбора между идти на жертвы в этих делах или не идти, как приводится в хадисе. Как мы можем совместить то, что пришло в книге «Партийное сплочение» (шабб не принуждается к действиям), и то, что пришло в хадисах (шабб должен подчиняться ответственному за него)? Заранее извиняюсь за длинный вопрос. Да воздаст Аллах Вам благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
1) По-видимому, у Вас возникла путаница в вопросах «поручения» (таклиф). Поручения бывают общими, выполнение которых требует ответственный от каждого шабба. В этом случае каждый шабб должен подчиниться ответственному, пока это находится в полномочиях последнего и регулируется законами Шариата. Поэтому шабабы должны присутствовать на еженедельных и ежемесячных халакатах, поддерживать необходимые связи и взаимодействовать с людьми в рамках поручений, разъяснённых в административных правилах Хизба и в других административных инструкциях.
Существуют и частные поручения, где на шабба или группу шабабов возлагается определённое действие. Например, отнести письмо главе государства; отправиться с делегацией к человеку из числа обладателей силы; отправиться для получения определённой информации, несмотря на опасности; сделать заявление перед штаб-квартирой тирана; вручить послание от Хизба тирану и т.п. частные поручения. Эти действия возлагаются лишь на тех, кто может их выполнить. Если человек согласен, то ему поручают, если же он сделает это небрежно и с упущениями, то его за это отчитывают. Если же он не согласен выполнить частное поручение, то на нём нет ничего, и никто не принуждается в их исполнении.
В административных правилах в теме «Циркуляр/частные поручения» приходит: «Каждый, кто берёт на себя выполнение частных поручений (таклиф хасс), принуждается к их выполнению, и не приемлемо от него бездействие в этом отношении. Его бездействие расценивается как уклонение, за что он и наказывается».
Как Вы видите, в самом начале говорится: «Для каждого, кто берёт», т.е. если не берёт на себя поручение, то он не принуждается и не наказывается.
2) Чтобы эта тема стала для вас ещё яснее, приведу пример с походом Абдуллаха ибн Джахша, дабы Вы поняли, что это — не общее поручение, т.е. не мобилизация мусульман для сражения, как, например, это было в битве при Табуке, где Посланник Аллаха ﷺ мобилизовал мусульман для сражения с неверными, поэтому с его стороны последовало наказание в адрес тех, кто остался дома. Ведь здесь стоял вопрос общего поручения, а подчинение ответственному в таком случае — ваджиб.
Что касается похода Абдуллаха ибн Джахша, то это не было мобилизацией мусульман для общего сражения, напротив, это было частное поручение группе людей для получения информации в сложных условиях. Поэтому в хадисе Посланника ﷺ не говорится о принуждении к подчинению Абдуллаху ибн Джахшу:
— Приводит Байхакы в книге «Даляиль ан-нубувва» от Ибн Исхака: «Нам рассказал Язид ибн Руман от Урвы ибн Зубайра: «Посланник Аллаха ﷺ, отправляя Абдуллаха ибн Джахша в место под названием Нахля, сказал ему:
كُنْ بِهَا حَتَّى تَأْتِيَنَا بِخَبَرٍ مِنْ أَخْبَارِ قُرَيْشٍ
«Будь в ней (Нахле), пока не получишь интересующие нас сведения о курайшитах», —
при этом Посланник ﷺ не приказал сражаться с многобожниками. Дело происходило в запретный месяц. Также, прежде чем отправить Абдуллаха, Посланник ﷺ вручил ему письмо, где было написано, куда он отправляется. Посланник ﷺ сказал ему:
اخْرُجْ أَنْتَ وَأَصْحَابُكَ حَتَّى إِذَا سِرْتَ يَوْمَيْنِ فَافْتَحْ كِتَابَكَ وَانْظُرْ فِيهِ فَمَا أَمَرْتُكَ بِهِ فَامْضِ لَهُ وَلا تَسْتَكْرِهَنَّ أَحَدًا مِنْ أَصْحَابِكَ عَلَى الذَّهَابِ مَعَكَ
«Ты и твои товарищи отправляйтесь в путь; когда пройдёт два дня пути, открой и прочитай это письмо. То, что будет там приказано, доведи до конца, но не принуждай своих товарищей отправиться с тобой».
И так после двух дней пути Абдуллах, открыв письмо, прочитал следующее:
أَنِ امْضِ حَتَّى تَنْزِلَ نَخْلَةَ بَيْنَ مَكَّةَ وَالطَّائِفِ فَتَأْتِيَنَا مِنْ أَخْبَارِ قُرَيْشٍ بِمَا اتَّصَلَ إِلَيْكَ مِنْهُمْ
«Продолжай движение вперёд, пока не достигнешь местности Нахля (между Меккой и Таифом). (Далее) принеси нам сведения о курайшитах, которые сможешь достать».
После того, как Абдуллах прочитал письмо, он произнёс: «Слушаю и повинуюсь! Кто желает погибнуть шахидом, пусть отправляется со мной. Я буду выполнять приказ Посланника Аллаха ﷺ, а кто не желает этого, пусть возвращается обратно. Посланник Аллаха ﷺ запретил мне принуждать кого-либо из вас». И люди продолжили с ним путь …».
Приводится у Ибн Хишама в книге «Жизнеописание Пророка Мухаммада» следующее: «Когда Абдуллах ибн Джахш провёл два дня в пути, он открыл письмо и прочитал там следующее:
إذَا نَظَرْتَ فِي كِتَابِي هَذَا فَامْضِ حَتّى تَنْزِلَ نَخْلَةَ بَيْنَ مَكّةَ وَالطّائِفِ فَتَرَصّدْ بِهَا قُرَيْشاً وَتَعَلّمْ لَنَا مِنْ أَخْبَارِهِمْ
«Когда прочтёшь это письмо, продолжай свой путь, пока не дойдёшь до Нахлы (между Меккой и Таифом); устрой там засаду курайшитам и сообщи нам сведения о них».
Когда Абдуллах ибн Джахш дочитал это письмо, он произнёс: «Слушаюсь и повинуюсь». И далее сказал своим товарищам: «Посланник Аллаха ﷺ приказал мне идти до Нахли, там устроить засаду курайшитам, а потом вернуться к нему со сведениями о них. Он запретил мне принуждать вас выполнять этот приказ. Кто желает смерти шахида, пусть идёт со мной, а кто не хочет этого, пусть возвращается. Я же пойду дальше и выполню приказ Посланника Аллаха ﷺ». И он пошёл дальше, и вместе с ним пошли его товарищи, никто не остался».
Как Вы видите, поручение было частным, поэтому никто не был принуждён к его выполнению; данное поручение было связано с обретением смерти шахида, ведь Абдуллах сказал им: «Посланник Аллаха ﷺ приказал мне идти до Нахли, там устроить засаду курайшитам, а потом вернуться к нему со сведениями о них. Он запретил мне принуждать вас выполнять этот приказ. Кто желает смерти шахида, пусть идёт со мной, а кто не хочет этого, пусть возвращается. Я же пойду дальше и выполню приказ Посланника Аллаха ﷺ». И он пошёл дальше, и вместе с ним пошли его товарищи, никто не остался».
Однако, как Вы видите, никто не отказался от выполнения задачи и не вернулся назад, хотя никто и не принуждал их продолжить выполнять частное поручение. И пусть Аллах воздаст им за это благом!
3) Теперь давайте вернёмся к вышеупомянутому пункту «д» в книге «Партийное сплочение», который касается этапа взаимодействия с Уммой и трудностей, стоящих перед шабабами на пути этого взаимодействия. Данный пункт связан с жертвованием делами мирской жизни, когда происходит данный этап. Этот этап требует выполнения частных поручений, окружённых опасностями, выполнение которых идёт вразрез с интересами мирской жизни человека в лице имущества, торговли и т.п. Таким образом, кто не согласен выполнять частные поручения, требуемые этапом взаимодействия с Уммой, того не принуждают к ним, напротив, он ограничивается выполнением общих дел, но при этом ему напоминается на постоянной основе о набожности, о том, что Аллах купил у мусульман их жизни и их имущество взамен на Рай. Дело должно ограничиться этим напоминанием и предоставлением ему выбора: жертвовать или нет.
Как Вы видите, в приведённом выше тексте основное внимание уделяется жертвованию на пути выполнения сложных, частных поручений.
4) И в заключение хочу сказать, что шабб не принуждается к выполнению частных поручений; на него возлагается:
— выполнение общих,
— подчинение ответственному, пока это находится в полномочиях последнего и соответствует Шариату.
Я надеюсь, что картина стала ясной для Вас, ведь Аллах — Тот, Кто дарует успех!
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
20 Сафара 1440 г.х.
29.10.2018 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в Фейсбуке «Фикх»