от Абу Низара аш-Шами
Вопрос:
Ассаляму алейкум! Пусть Аллах воздаст Вам благом!
У меня к Вам вопрос, дорогой шейх: можно ли вывести иллят из данного аята:
ذَٰلِكَ أَدۡنَىٰٓ أَن يُعۡرَفۡنَ فَلَا يُؤۡذَيۡنَ
«Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (33:59)?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
В данном священном аяте сообщается хикма (мудрость) от вменённого в обязанность джильбаба (женского шариатского одеяния), а не иллят для хукма.
1) В нашем ответе за 17.09.2018 говорится: «Причиной ниспослания аята было желание провести отличие свободных женщин от рабынь, и последние не обязаны были носить джильбаб. Некоторые лицемеры позволяли себе видеть разницу в общении со свободными женщинами и рабынями, считая, что наказание за флирт с рабыней менее сурово, чем за флирт со свободной женщиной. Когда подобное происходило в адрес свободной женщины, дело доходило до судьи, и обвиняемый оправдывался тем, что принял женщину за рабыню и считал это меньшим грехом. С ниспосланием аята у них не осталось повода для подобной отговорки, поскольку для верующих свободных женщин стало фардом отличаться от рабынь посредством своего одеяния под названием джильбаб, которое они опускали донизу до самых пяток.
После этого подобные преступники лишились возможности оправдываться тем, что перепутали женщину с рабыней, и отныне не могли надеяться на послабление наказания, поскольку это перестало быть аргументом в их пользу. Ибн Саад приводит в своём «Ат-Табакате» от Абу Малика, что жёны Пророка ﷺ иногда выходили на улицу по делам в ночное время, и некоторые лицемеры подвергали их оскорблениям. А когда им указывали на поступок, они оправдывались тем, что они так поступали с рабынями. Тогда был ниспослан аят:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ قُل لِّأَزۡوَٰجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَآءِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ ذَٰلِكَ أَدۡنَىٰٓ أَن يُعۡرَفۡنَ فَلَا يُؤۡذَيۡنَ
«О Пророк, скажи жёнам своим и дочерям, и жёнам верующих надевать на себя покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (33:59)…
Отсюда смысл аята направлен на распознание свободной женщины от рабыни, а опускание джильбаба донизу служит для осуществления этого различения: «Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям». В тафсире аль-Куртуби говорится: «Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям», — значит, чтобы свободную женщину не путали с рабынями, и этим самым будет положен конец нападкам в её адрес. Это, в свою очередь, не значит узнаваемость женщины вплоть до того, кто она такая».
2) Имеется разница между иллятом и хикмой. Иллят — это побуждающий фактор к изданию хукма. Он выводится из шариатского текста, однако нужно понимать, что в некоторых текстах мотивация (иллиййя) либо прослеживается посредством частиц мотивировки (таълиль), либо посредством самой языковой конструкции. Бывает и так, что в самом тексте или в другом встречаются къарины (доводы), которые аннулируют значение мотивировки (таълиль) и указывают на другое значение. Под этим значением подразумевается преследуемая цель (гайя) Законодателя от издания хукма. Но стоит понимать, что цель не является тем, что толкает к выведению хукма.
Учёные решили назвать это целью (гайя), или говоря по-другому — результатом (натиджя), задача которых — разъяснить то, какую хикму (мудрость) преследовал Законодатель от закона (хукма), поэтому здесь никак не может подразумеваться иллят. Причина этого заключается в том, что цель не является тем, что побуждает к законодательству. Ведь наличие или отсутствие мотивированной вещи (маълуль) зависит только от иллята. А вот с хикмой дела так не обстоят.
لِّيَشۡهَدُواْ مَنَٰفِعَ لَهُمۡ
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу» (22:28),
وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56),
إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ تَنۡهَىٰ عَنِ ٱلۡفَحۡشَآءِ وَٱلۡمُنكَرِ
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Формы построения приведённых выше текстов, со всеми къаринами, разъясняют отсутствие в них причинности (иллиййя) как побуждающего фактора к изданию какого-либо хукма. Потому что если бы причинность (иллиййя) имела место, то она никуда бы не делась. Ведь хукм всегда присутствует с иллятом в силу того, что наличие или отсутствие хукма зависит от иллята, ведь он был издан из-за него. А что касается хикмы, то она иногда присутствует, а иногда отсутствует.
لِّيَشۡهَدُواْ مَنَٰفِعَ لَهُمۡ
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу» (22:28).
Однако многие совершают хадж, но не свидетельствуют.
وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Однако многие из творений не поклоняются Аллаху.
إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ تَنۡهَىٰ عَنِ ٱلۡفَحۡشَآءِ وَٱلۡمُنكَرِ
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Много кто совершает намаз, но не воздерживается от греховности.
Именно поэтому положение, о котором упоминалось выше, называется «хикмой», а не «иллятом». Потому что иногда хукм может прийти отдельно от хикмы. И так может происходить с каждым положением, которое именуется хикмой.
3) Сейчас давайте поразмыслим над аятом, который упомянут в вопросе:
а) Шариатский хукм упомянут в словах «надевать на себя покрывала».
б) разъясняет, что слова «так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» не содержат в себе иллята, который побуждает к изданию хукма. Однако это не доказательство на обязательность джильбаба, следовательно, не иллят, а результат, вытекающий от облачения в джильбаб. Другими словами, это является целью Законодателя, к которой нужно стремиться.
в) Этот результат иногда может отсутствовать, как, например, свободная женщина оденет джильбаб, но не будет рабынь, чтобы отличаться от них и не быть подвергнутой оскорблениям.
г) Таким образом, слова «так их будут легче» будут являться хикмой в терминологии Усуль фикха, а не иллятом.
Таково моё мнение, но Аллах знает лучше!
7 Джумада аль-уля 1440 г.х.
13.01.2019 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»