Первый вопрос: Ассаляму алейкум, наш дорогой брат!
Мы знаем, что за свободно пасущихся овец налагается выплата закята, а за откармливаемых (непасущихся) — не налагается. Наш вопрос касается владельца, который большую часть года, по своим соображениям, откармливает скот, и лишь малую часть года его скот пасётся на свободе. При этом целью является увеличение количества скота, поскольку овцы из-за откармливания большей части года, ягнятся дважды в год. Стоит отметить, что скот здесь не предназначен к продаже. Налагается ли на него выплата закята?
Второй вопрос: Кому выплачивается закят за домашний скот при отсутствии Халифата?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Вопросы касаются одной темы, поэтому мы решили объединить их следующим образом:
I — закят за верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот.
1) За скот, который не пасётся свободно, не налагается закят, поскольку в текстах используются слова «пастись на свободе», что является описанием, которое выступает в роли мотивации (иллят). Такое описание связывает хукм с наличием этого описания. Поэтому, когда отсутствует такое описание, хукм не применяется к данному объекту. Однако описание должно выступать в роли мотива (иллята), в ином случае хукм не будет применяться к объекту. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فِي صَدَقَةِ الغَنَمِ فِي سَائِمَتِهَا
«Закят выплачивается с тех овец, что пасутся на свободе» (Бухари).
В этом хадисе слово «овцы» — это название объекта, который бывает двух видов: свободно пасущийся и откармливаемый (не на свободе). Поэтому выплата закята налагается тогда, когда скот пасётся на свободе, а когда скот не пасётся на свободе, закят не налагается.
2) Доказательства:
— Сообщает Абу Зарр (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
مَا مِنْ صَاحِبِ إِبِلٍ، وَلَا بَقَرٍ، وَلَا غَنَمٍ، لَا يُؤَدِّي زَكَاتَها، إِلاَّ جَاءَتْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، أَعْظَمَ مَا كَانَتْ، وَأَسْمَنَ، تَنْطَحُهُ بِقُرُونِهَا، وَتَطَؤُهُ بِأَخْفَافِهَا
«Если хозяин верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в День Воскресения самые крупные и тучные из них будут бодать его рогами и топтать копытами» (Бухари, Муслим).
— Вывел Абу Дауд от Абу Бакра (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
وَفِي سَائِمَةِ الْغَنَمِ إِذَا كَانَتْ أَرْبَعِينَ، فَفِيهَا شَاةٌ
«…со свободно пасущегося стада (овец и коз), если их численность достигла сорока голов, следует выплачивать одну овцу…».
— Сообщается, что Али (р.а.) сказал:
لَيْسَ فِي الْبَقَرِ الْعَوَامِلِ صَدَقَةٌ
«Скот, который используют в работе, не облагается закятом» (Абу Убайд, аль-Байхакы).
— Сообщается, что Амр ибн Динар получил веление Посланника Аллаха ﷺ:
لَيْسَ فِيْ الثَّوْرِ الْمُثِيرَةِ صَدَقَةٌ
«Закят не берётся с быка, используемого для вспашки земли» (Абу Убайд).
Также сообщается, что Джабир ибн Абдуллах сказал:
لَا صَدَقَةَ عَلَى مُثِيرَةٍ
«Нет закята со скота, используемого для вспашки земли».
— Вывел аль-Хаким в «Аль-Мустадрак аля ас-сахихайн» от Бахзы ибн Хакима, от его отца, от деда, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил:
فِي كُلِّ إِبِلٍ سَائِمَةٍ فِي كُلِّ أَرْبَعِينَ ابْنَةُ لَبُونٍ
«С сорока пастбищных верблюдов взимается одна двухгодовалая верблюдица».
Аль-Хаким добавил, что цепочка хадиса достоверная. «Пастбищных» означает, что этот скот пасётся на воле.
3) Эти три вида скота облагаются закятом, если большую часть года они пасутся на свободе. Что касается скота, который не пасётся большую часть года на свободе, то он не облагается закятом. Таким же образом, рабочий скот не облагается закятом.
4) Закят взимается за три вида скота: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот и верблюды. Любой скот, который является торговым товаром, облагается закятом, поскольку имеются тексты о том, что все виды товаров облагаются закятом, будь то зерно, ткани или скот. Приведём доказательства:
— Сообщается, что Самура ибн Джундуб сказал:
أَمَّا بَعْدُ، فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ r كَانَ يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الصَّدَقَةَ مِنَ الَّذِي نُعِدُّ لِلْبَيْعِ
«Посланник Аллаха ﷺ приказал нам выплачивать закят из того, что мы подготовили к продаже» (Абу Дауд).
— Сообщается от Абу Зарра, что Пророк ﷺ сказал:
وَفِي الْبَزِّ صَدَقَتُهُ
«За аль-базз необходимо выплачивать закят» (ад-Дарукъутний, аль-Байхакы).
Аль-базз — это ткани и одежда, предназначенные для торговли.
II — кому выплачивается закят за домашний скот при отсутствии Халифата?
1) Закят, будь то за домашний скот, зерновые и плодовые культуры, деньги или товары, выплачивается халифу или тому, кого он назначил, как валий, амил или сборщик закята. Всевышний Аллах говорит:
خُذۡ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡ صَدَقَةٗ تُطَهِّرُهُمۡ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيۡهِمۡۖ إِنَّ صَلَوٰتَكَ سَكَنٞ لَّهُمۡۗ وَٱللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (9:103).
В этом аяте Аллах приказал Своему Посланнику ﷺ брать закят с владельцев имущества. Для этого Посланник Аллаха ﷺ назначал валиев, амилов и сборщиков закята. Также он ﷺ назначал экспертов для оценки урожая, с которого необходимо будет выплачивать закят. В те времена люди выплачивали закят Посланнику Аллаха ﷺ или тем, кого он назначал, как валий, амил или сборщик закята. Так продолжалось и после него — люди выплачивали закят халифам или валиям.
Имеются сообщения о том, что сподвижники и табиины позволяли, чтобы мусульманин сам распределял свой закят с денег. Сообщается от Абу Убайды, что некий Кайсан принёс Умару двести дирхамов и сказал: «Повелитель правоверных! Это — закят из моего имущества». Умар ответил ему: «Иди и распредели его самостоятельно». Также Абу Убайд сообщает, что Ибн Аббас сказал: «Нет ничего плохого в том, что вы распределите свой закят по категориям самостоятельно, но не давайте ничего из этого тому, кого вы и так должны содержать». Сообщается, что Ибрахим и аль-Хасан говорили: «Распредели должным образом и скрой это». Это касательно закята с денег. Его необходимо выплатить халифу или валию, либо распределять самостоятельно.
Что касается домашнего скота, зерновых и плодовых культур, то их необходимо выплачивать халифу или тому, кого он назначил. Сообщается от Абу Хурайры, что Абу Бакр объявлял войну тем, кто отказывался выплачивать закят валиям или сборщикам закята, говоря: «Клянусь Аллахом, если они откажутся выплачивать мне хотя бы одного козлёнка, которого они раньше отдавали Посланнику Аллаха ﷺ, я буду воевать с ними за это» (Бухари, Муслим). Если же халиф отсутствует, тогда можно самому распределять закят упомянутым в аяте категориям:
۞إِنَّمَا ٱلصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡعَٰمِلِينَ عَلَيۡهَا وَٱلۡمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمۡ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَٱلۡغَٰرِمِينَ وَفِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِۖ فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٞ
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:60).
Законы Ислама не аннулируются ни временем, ни обстоятельствами, наоборот, необходимо выполнять то, что в твоих силах.
Это моё мнение по этому вопросу. Аллах знает лучше.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Джумада аль-уля 1440 г.х.
03.02.2019 г.