28
Вс, апр

Об административных законах, в том числе — о правилах дорожного движения (ПДД), и хукм Шариата по этому поводу

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Юсуфа Айиша Зайна

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи!

Я прошу Аллаха одарить Вас здоровьем и благами, о шейх. А также прошу Аллаха защищать всех нас, в том числе — и Вас, и обезопасить Умму установлением власти Ислама в сени Халифата по методу пророчества.

Вопрос:

В наших странах произошло немало дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые привели к гибели многих участников ДТП. Мы рекомендуем не нарушать правила дорожного движения (ПДД), чтобы обезопасить жизни водителей и их пассажиров. Бывало, что некоторые отвечали тем, что якобы правила дорожного движения не относятся к Исламу и не основаны на шариатских текстах (нусусах), а также все законы и правила, куда так же относятся ПДД, которые нам вменяют, являются неисламскими. Другие же заявляли, что эти правила и законы — правильны и имеют силу, их нельзя нарушать. В результате разгорелся спор.

Является ли харамом нарушение ПДД в странах, где не правят по Исламу, будь то мусульманская или другая страна?

Имеются ли доказательства на данную тему?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Вначале я бы хотел поблагодарить вас за дуа, который вы совершаете за нас, и прошу Всевышнего Аллаха одарить Вас и всех мусульман благом, победой и утверждением религии Ислам на земле.

Что касается Вашего вопроса, то мой ответ будет строиться следующим образом:

1. Закон — это «свод правил, которыми султан (власть) принуждает людей руководствоваться в отношениях между собой». Это означает, что правитель или государство принимает определённые законы или правила и велит поступать согласно ним. Эти законы после их принятия правителем или государством становятся обязательными в соблюдении для подданных.

2. Принятие законов в вышеуказанном смысле допустимо Шариатом и осуществляется халифом, поскольку Шариат дал право принимать указы и назначения именно халифу. Данный вопрос подробно изложен в наших книгах. В пояснении 1 пункта 36 статьи Конституции в книге «Проект конституции Исламского государства Халифат и его шариатские обоснования. Том 1» о полномочиях халифа говорится:
«Статья 136:

1) Халиф принимает законы Шариата, выводимые путём правильного иджтихада из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ. Халиф делает их исполняемыми. Таким образом, подчинение этим законам становится обязательным, и их нельзя нарушать.

Доказательством пункта «а» является иджма ус-сахаба. Закон — это термин, означающий приказ, изданный правителем для руководства людьми. По определению, закон — это «свод правил, которыми правитель принуждает людей руководствоваться в отношениях между собой». Другими словами, когда правитель издаёт ряд положений, эти положения становятся законом и требуют обязательного соблюдения людьми. Если же правитель не издаёт указ, то это не является законом, и нет обязанности для людей это соблюдать. Мусульмане действуют в соответствии с нормами Шариата, а не в соответствии с приказами правителя.

Тем не менее, сахабы имели разные мнения касательно норм Шариата. Бывало, что одни понимали из шариатских текстов иное, нежели другие, и каждый поступал согласно своему пониманию. Понимание каждого становилось для него самого шариатским хукмом. Однако существуют определённые нормы Шариата, которые требуют от мусульман коллективно следовать единому мнению, и не поступать согласно своему иджтихаду. Это происходило на практике.

К примеру, Абу Бакр считал, что богатства должны распределяться между мусульманами одинаково, потому что все они имели одинаковые права. По мнению Умара неправильным было распределять одинаково между тем, кто сражался против Посланника Аллаха ﷺ, и тем, кто сражался на его ﷺ стороне, а также между бедным и богатым. Однако Абу Бакр, будучи халифом, приказывал поступать в соответствии с его мнением, то есть распределять богатства в равных долях. Мусульмане, судьи и валии поступали в соответствии с этим приказом Абу Бакра.

Так же Умар подчинялся и претворял именно это мнение. Когда же Умар стал халифом, то он принял противоположное Абу Бакру мнение. То есть велел распределять богатства не в одинаковой мере, а в разной в соответствии с приоритетностью и потребностями. Мусульмане подчинялись уже этому закону, а судьи и валии руководствовались этим мнением. Сахабы сошлись (иджма ус-сахаба) в том, что Имам (правитель) принимает определённые правила, вытекающие из Шариата, путём иджтихада, велит поступать в соответствии с ними, а мусульмане подчиняются им, отказавшись от следования собственному мнению, даже если оно отличается от принятого правителем. Эти принятые правителем нормы являются законами. Отсюда принятие законов является прерогативой только лишь халифа, и никто больше не имеет права этого делать».

3. Законы, принимаемые халифом, делятся на два вида:

а) законы, являющиеся шариатскими, которые халиф должен принять и вменить людям в соблюдение. Сюда входят нормы, касающиеся сфер муамалята (взаимоотношений), укубата (карательной/уголовной системы) и т.д. Данный вид законов должен соблюдаться гражданами по двум причинам: они являются шариатскими нормами и подчинение законному правителю — фард (обязательно).

б) второй вид законов — это административные механизмы, установленные халифом в соответствии со своими полномочиями, чтобы они отвечали интересам мусульман. Это такие вопросы, как ПДД. Такого рода законы должны соблюдаться гражданами в соответствии с обязательностью подчинения шариатскому правителю, как это было описано выше.

4. Что касается нешариатского правителя, или правителя, который правит по искусственным, вымышленным человеком законам, то в соответствии с Шариатом послушание ему со стороны населения не является обязательным, а принятые им законы и указы не являются обязательными для исполнения мусульманами, поскольку такой правитель не заслуживает подчинения ему со стороны мусульман. Законы, изданные нелегитимным по Исламу правителем в наши дни, бывают трёх типов:

а) законы, взятые из шариатских норм. Сюда входят так зазываемые «законы о личном статусе», которые регулируют бракоразводные отношения, наследство и тому подобные нормы, вытекающие из исламского фикха. Подобные законы имеют силу, пока продолжают соответствовать нормам Шариата.

б) законы, противоречащие Шариату. К ним относятся: те, что разрешают ростовщичество, прелюбодеяние, употребление алкоголя и продажу запретного (харама); те, что регулируют вопросы собственности и её распределения; а также те законы, которые регулируют экономическую и образовательную жизни и т.д. Эти законы относятся к вопросу «правления не тем, что ниспослал Аллах, что является харамом». Мусульманам не допускается, и даже строго запрещено, поступать в соответствии с подобными законами. Требуется, чтобы мусульмане вели деятельность по изменению этих законов и приведению их в соответствие нормам Шариата.

в) законы, касающиеся административных механизмов, как законы, регулирующие дорожное движение, организацию обучения, построение жилых массивов, дорог и т.п. Эти законы не обязательны к соблюдению согласно Шариату, поскольку они изданы стороной, кому подчинение не обязательно согласно Шариату. Однако Шариат не запрещает следовать этим законам, и даже разрешает (джаиз), поскольку они относятся к законам административного механизма.

Тем не менее, если несоблюдение этих административных законов влечёт за собой вред (аккям ад-дарар) для себя и окружающих (например, несоблюдение остановки на красный сигнал светофора приводит к дорожно-транспортным происшествиям), то соблюдение этих законов становится обязательным (фард). Эта обязательность исходит не из-за существования нормы об обязательном повиновении нешариатскому правителю — такое положение отсутствует, — а из-за возможных трагических последствий, вызванных несоблюдением такого закона. Посланник Аллаха ﷺ запретил нанесение вреда (дарар). Аль-Хаким передаёт в своём сборнике «Аль-Мустадрак» хадис от Абу Саида аль-Худри, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ، مَنْ ضَارَّ ضَارَّهُ اللَّهُ، وَمَنْ شَاقَّ شَاقَّ اللَّهُ عَلَيْهِ

«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим! Тот, кто причинит вред, тому Аллах причинит вред, а тот, кто воспротивится, будет против него сам Аллах» (аль-Хаким сказал: «Хадис сахих и соответствует критериям Муслима, но не был передан им». Аз-Захабий сказал: «Соответствует условиям Муслима»).

Всё же, обязанность соблюдать эти законы в подобных случаях не связана с обязанностью соблюдать административные законы, принятые незаконным правителем или правителем-немусульманином. Обязанность соблюдать исходит из запрета наносить вред и ущерб (ахкям ад-дарар).

5. Соответственно, соблюдение ПДД и ему подобных административных мер и законов в мусульманских (где нет правления по Шариату) и немусульманских странах допустимо по Шариату. Но их соблюдение не запрещено (не харам) и не является обязательным (не является ваджибом), кроме случаев, когда несоблюдение административного закона влечёт вред и ущерб. Тогда соблюдение закона становится обязательным по причине запрета наносить вред, а не из-за обязанности повиновения нешариатскому правителю или правителю-немусульманину.

В последнее время отмечается, что во многих случаях вред возникает по причине нарушения административных мер, особенно правил дорожного движения. Соблюдение этих законов предотвращает возникновению вреда и ущерба.

Я надеюсь, что этот вопрос был прояснён во всех его аспектах?!


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.

7 Шавваля 1440 г.х.
10.06.2019г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню