06
Пн, мая

Женщина не может руководить процедурой бракосочетания

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой брат!

В нашем городе аль-Халиль молодожёны назначили от себя двух шариатских женщин-мазунов (уполномоченное лицо, которое руководит бракосочетанием и следит за выполнением всех условий), уполномочив их заключать брак.

Отсюда возникает вопрос: может ли женщина выдавать замуж женщину или заключать от её имени брак, учитывая хадис:

لاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ الْمَرْأَةَ وَلاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ نَفْسَهَا فَإِنَّ الزَّانِيَةَ هِيَ الَّتِي تُزَوِّجُ نَفْسَهَا

«Женщина не может выдать замуж женщину, женщина не может выдать замуж саму себя. Только прелюбодейка выдаёт замуж саму себя» (Ибн Маджа, Ибн Хузайма)?

Если это запрещено, тогда брак, заключённый посредством женщины, считается действительным или недействительным?

Да вознаградит Вас Аллах за ответ.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разъяснить реальность шариатского решения, согласно которому женщина не может выдать замуж саму себя или другую женщину. Также необходимо понять род деятельности мазуна и то, что означает регистрация брака. Затем нужно выяснить, можно ли применять к женщине-мазуну шариатское решение о запретности выдачи замуж самой себя или другой женщины.

Первое — шариатское решение относительно выдачи замуж самой себя или другой женщины:

Согласно шариатским доказательствам, женщина не может выдавать замуж саму себя. Замуж её выдаёт опекун или поверенный опекуна (вакиль). Также женщина не может выдать замуж другую женщину. Другими словами, она не может выполнять роль опекуна или поверенного относительно другой женщины. Согласно исламской юриспруденции, опекун или поверенный должен быть мужчиной. Доказательства запретности того, чтобы женщина выдавала замуж саму себя или другую женщину, мы подробно привели в книге «Социальная система Ислама»:

«Правильность брака определяется наличием трёх условий. […] Второе условие: брак будет правильным только если он заключён посредством опекуна. Женщина не может выдать замуж саму себя или выдать замуж другую женщину, как и не может поручить не своему опекуну выдать её замуж. Если она поступит так, то её брак будет неправильным. […] Что касается неправильности брака без опекуна, то об этом говорится в хадисе, сообщённом Абу Мусой от Пророка ﷺ:

لاَ نِكَاحَ إِلاَّ بِوَلِيٍّ

«Нет брака без опекуна» (Ибн Хиббан, аль-Хаким).

Что касается того, что женщина не имеет права выдавать замуж саму себя, выдавать замуж другую женщину и не имеет права поручать человеку, не являющемуся её опекуном, выдать её замуж, то это согласно хадису Пророка ﷺ, переданному Аишей:

أَيُّمَا امْرَأَةٌ نَكَحَتْ بِغَيْرِ إِذْنِ وَلِيِّهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ

«Брак женщины без дозволения своего опекуна недействителен, недействителен, недействителен» (аль-Хаким).

Абу Хурайра сообщил, что Пророк ﷺ сказал:

لاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ الْمَرْأَةَ وَلاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ نَفْسَهَا فَإِنَّ الزَّانِيَةَ هِيَ الَّتِي تُزَوِّجُ نَفْسَهَا

«Женщина не выдаёт замуж женщину и не выдаёт замуж саму себя. Поистине, прелюбодейка выдаёт замуж саму себя» (конец цитаты из книги).

В версии ад-Дарукъутни говорится: сообщил Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Мухариби от Абдуссаляма ибн Харба, от Хишама, от Ибн Сирина, от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:

لاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ الْمَرْأَةَ وَلاَ تُزَوِّجُ الْمَرْأَةُ نَفْسَهَا

«Женщина не может выдать замуж женщину, женщина не может выдать замуж саму себя».

Далее Абу Хурайра сказал: «Мы считали блудницами женщин, выдавших замуж самих себя».

В версии аль-Байхакый говорится, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Мы считали прелюбодейками женщин, выдавших замуж самих себя».

Аль-Альбани в своей книге «Ирва аль-галиль фи тахридж ахадис Манар ас-Сабиль» пишет относительно этого хадиса: «Иснад хадиса сахих по условиям двух шейхов».

Следовательно, женщина не может сама делать предложение или принимать предложение во время заключения брака. Также она не может брать на себя полномочия делать предложение или принимать предложение как опекун или поверенная (вакиль) другой женщины. Обо всём этом говорится в хадисе: «Женщина не может выдать замуж женщину, женщина не может выдать замуж саму себя».

Второе — полномочия мазуна и регистрация брака:

1) Мазун — это уполномоченное лицо государства, которое руководит бракосочетанием с точки зрения предложения и принятия между женихом и невестой. Мазун проверяет пригодность молодожён, их соответствие шариатским условиям, отсутствие каких-либо шариатских препятствий. Кроме того, он удостоверяет личности молодожён, опекуна и свидетелей, а также суфлирует их, подсказывая что должен говорить каждый участник процедуры согласно Шариату. Он удостоверяется в согласии девушки, официально регистрирует бракосочетание, вносит в документ согласованные условия с обеих сторон, а также размер и сроки выплаты брачного дара (махр).

2) Официальная регистрация не является условием заключения или правильности брака. Т.е. брак девушки считается заключённым и правильным при соблюдении всех условий заключения и правильности бракосочетания, даже если этот брак не был официально зарегистрирован. Но официальная регистрация является обязательной с точки зрения защиты прав мужа, жены или их детей при возникновении каких-либо споров. Если же отсутствие официальной регистрации не является причиной нарушения прав, тогда она не будет обязательной. Следовательно, надо рассматривать реальность споров между супругами или детьми. В настоящее время большинство стран не признают браки и сыновство, если не было официальной регистрации.

Третье — решение Шариата относительно женщины-мазун:

1) Из вышесказанного становится ясно, что мазун не представляет какую-либо сторону в бракосочетании, т.е. не считается поверенным (вакиль) жениха или невесты с точки зрения предложения и принятия. Сторонами бракосочетания считаются: первая сторона — невеста, опекун и поверенный, вторая — жених и поверенный.

2) Назначение женщины-мазуна накладывает на неё обязательство руководить процессом бракосочетания и суфлировать каждую выступающую сторону, будь то опекун невесты, жених, его поверенный или свидетели. Таким образом, её действия не ограничиваются лишь регистрацией брака, как это происходит в госучреждениях, где брак вносится в реестр, завершается процедура удостоверения, а также ставятся подписи всех участвующих сторон.

3) У нас есть хадисы, которые запрещают женщине выдавать замуж саму себя и выступать поверенной от имени другой женщины, т.е. ей запрещается выступать стороной предложения и принятия. Эти самые хадисы посредством далялятуль-ишара указывают на то, что женщине запрещено управлять процессом предложения и принятия в бракосочетании. Для полной ясности приведём несколько пунктов:

а) Далялятуль-ишара является подразделом мафхум (понимаемое значение), т.е. когда какой-то вывод напрашивается не из прямого указания текста, а из общего смысла.

В книге «Исламская личность», том 3, говорится: «Текст имеет мантук (буквальное значение) и мафхум (понимаемое значение). Если какой-то вывод напрашивается не из буквального значения, тогда он вытекает из понимаемого значения. Третьего вида не бывает. Следовательно, далялятуль-иктида, далялятуль-танбих, ийма и далялятуль-ишара — всё это входит в мафхум, который делится на мафхум-мувафака и мафхум-мухаляфа.

Далялятуль-ишара присутствует в тексте, предназначенном для описания определённого решения (хукм) или для указания на определённое решение. Одновременно, кроме описанного решения, текст может содержать другое решение, хотя предназначением текста и вовсе не было описание другого решения. Понимаемое значение (мафхум), на которое не было прямого указания или прямого описания в тексте, но которые напрашивается, — это и есть далялятуль-ишара. Приведём пример:

Всевышний Аллах говорит:

وَحَمْلُهُ وَفِصَالُهُ ثَلَاثُونَ شَهْرًا

«Беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев» (46:15).

Также сказал:

وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ

«Отняла его от груди в два года» (31:14).

Из общего смысла понимается, что минимальный срок беременности — шесть месяцев, хотя на это нет прямого указания в аятах. Это и называется далялятуль-ишара» (конец цитаты из книги).

Также примеры далялятуль-ишара можно встретить в книге «Тайсируль вусуль иляль усуль», такие как:

وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلَادَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ لِمَنْ أَرَادَ أَن يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233).

Посредством далялятуль-ишара мы понимаем, что родство привязано к отцу.

Всевышний Аллах говорит:

لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ

«Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них» (49:11).

Посредством далялятуль-ишара мы понимаем, что общество мужчин разделено от общества женщин, поскольку мужчины насмехаются над мужчинами, а женщины над женщинами.

Есть и другие примеры:

Аль-Хаким приводит в книге «Аль-Мустадрак» хадис, назвав его «сахих по условиям двух шейхов», от Абу Мусы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْجُمُعَةُ حَقٌّ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ فِي جَمَاعَةٍ إِلَّا أَرْبَعَةً مَمْلُوكٌ وَامْرَأَةٌ وَصَبِيٌّ وَمَرِيضٌ

«Пятничный намаз обязателен для всех мусульман, кроме четырёх: рабов, женщин, детей и больных» (Абу Давуд).

В тексте ясно говорится, что женщина не обязана посещать джума-намаз, но посредством далялятуль-ишара мы также понимаем, что женщина не может быть имамом для мужчин в джума-намазе. На это указывает то, что джума-намаз является обязанностью мужчин, но не женщин, и тот, кому не обязательно посещать джума-намаз, не может быть имамом для тех, кому обязательно совершить этот намаз.

б) Таким образом, из хадисов, запрещающих женщине выдавать замуж саму себя и выдавать замуж другую женщину, посредством далялятуль-ишара мы понимаем, что ей так же запрещено руководить процессом предложения и принятия и суфлировать участвующие стороны. Женщине запрещено брать на себя эту роль. Однако это отличается от процесса официальной регистрации брака после завершения церемонии никях, поскольку остаётся лишь внести брак в списки, поставить подписи сторон и тому подобное. А этот процесс, согласно Шариату, может руководиться как мужчиной, так и женщиной.

4) Также необходимо отметить, что работа мазуна зачастую связана с мужчинами. Например, договор подтверждается двумя мужчинами, свидетели являются мужчинами, опекун является мужчиной. Кроме того, в большинстве стран бракосочетание сопровождается церемонией, и мазун приглашается в дом жениха или невесты для заключения договора, что происходит среди мужчин. Поэтому работа мазуна не ограничивается сторонами договора и свидетелями, но и касается других людей и требует нахождения в центре внимания. Таким образом, работа мазуна не ограничивается кабинетом, куда приходят стороны договора и свидетели, но он также вынужден иметь дело с большим количеством мужчин. Если мазуном будет женщина, то она вынужденно окажется в обществе мужчин, и произойдёт запрещённое по Шариату смешение полов (ихтилят).

Следовательно:

• Женщина не может выдавать замуж саму себя и не может выдавать другую женщину. Она не может выступать стороной предложения или принятия, поскольку это запрещено Шариатом.

• Посредством далялятуль-ишара из приведённых текстов мы понимаем, что женщина также не может руководить процессом бракосочетания, предложения и принятия между сторонами брака.

• Женщина после церемонии никях может проводить процедуру официальной регистрации брака, как это требуется законом.

• Управление женщиной процессом предложения и принятия между женихом и невестой не является условием заключения и правильности брака. Поэтому брак будет считаться заключённым и правильным если стороны соблюдали все необходимые условия.

Также отметим:

• Женщине запрещено быть мазуном, руководящим процедурой предложения и принятия и суфлирующей договаривающиеся стороны.

• Брак будет считаться заключённым и правильным, если были соблюдены надлежащие условия, даже если мазуном была женщина, поскольку пол мазуна не является условием заключения и правильности брака.

Таково моё мнение по этому вопросу. Аллах знает лучше.


Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Сафара 1441 г.х.
23.10.2019 г.

Главное меню