Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи!
В некоторых книгах описывается, что Саад ибн Муаз, рассматривая вопрос иудеев племени Курайза, принял решение убить мужчин, разделить их имущество и жён. В то же время всем известен закон о пленённых, который сообщается в категоричном аяте Корана — помилование или выкуп. Противоречит ли решение Саада ибн Муаза закону Корана, и, как следствие, необходимо аннулировать это предание, или здесь напрашивается другой вывод?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ответ на Ваш вопрос содержится в книге «Исламская личность», том 2, в теме «Пленные», где пишется:
«Если мусульмане возьмут в плен кого-либо из врагов, то эти люди непосредственно становятся заботой халифа, а не тех, кто пленил их. Или же это возлагается на командующего сражением или на амира армии, и они могут поступать с ними на своё усмотрение. Если вражеский воин попадает в плен, то его дальнейшая судьба зависит от халифа. Халиф же в этом вопросе руководствуется законом Шариата относительно пленных. А закон Шариата, утверждённый категоричным текстом Корана, гласит о том, что халиф может помиловать их или же потребовать выкуп на основании слов Всевышнего Аллаха:
فَإِذا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً حَتَّى تَضَعَ الْحَرْبُ أَوْزَارَهَا
«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит своё бремя» (47:4).
Это ясный текст, который гласит о законе относительно пленных. […] Всё это ясно указывает на то, что халиф вправе либо помиловать пленных, либо взять выкуп. А то, что передаётся о Посланнике Аллаха ﷺ, что он убил людей из племени Курайза, то это было не из-за того, что они были военнопленными, а по той причине, что он поступил согласно мнению, вынесенному судьёй.
[…]
Остаётся только закон о пленных, где Халиф имеет выбор, помиловать их либо потребовать выкуп. Этот закон останется неизменным до Судного дня, и если Исламское государство будет воевать с врагом, то с пленными будут поступать согласно вышеупомянутым положениям».
Следовательно, пленные, согласно категоричным текстам Корана, подлежат помилованию или выкупу. Всевышний Аллах говорит:
فَإِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنّاً بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً حَتَّى تَضَعَ الْحَرْبُ أَوْزَارَهَا
«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит своё бремя» (47:4).
Решение Корана — очевидное и ясное. Однако этот закон касается врагов, взятых в плен во время битвы, т.е. военнопленных.
Что касается племени Курайза, то их положение отличалось, и они не считались военнопленными. Когда Посланник Аллаха ﷺ окружил племя Курайза, чтобы сражаться с ними, они согласились на любое решение вместо сражения, т.е. они согласились сложить оружие взамен на то, что в их отношении решение примет Саад ибн Муаз (р.а.). Приводит Бухари от Абу Саида аль-Худри (р.а.), который сказал:
لَمَّا نَزَلَتْ بَنُو قُرَيْظَةَ عَلَى حُكْمِ سَعْدٍ هُوَ ابْنُ مُعَاذٍ بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَ قَرِيبًا مِنْهُ فَجَاءَ عَلَى حِمَارٍ فَلَمَّا دَنَا قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قُومُوا إِلَى سَيِّدِكُمْ فَجَاءَ فَجَلَسَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ لَهُ إِنَّ هَؤُلاَءِ نَزَلُوا عَلَى حُكْمِكَ قَالَ فَإِنِّي أَحْكُمُ أَنْ تُقْتَلَ المُقَاتِلَةُ وَأَنْ تُسْبَى الذُّرِّيَّةُ قَالَ لَقَدْ حَكَمْتَ فِيهِمْ بِحُكْمِ المَلِكِ
«Люди из племени Курайза согласились, чтобы судьбу их решил Саад ибн Муаз, после чего Пророк ﷺ послал за Саадом, который приехал верхом на осле. Когда он подъехал к мечети, Пророк ﷺ велел ансарам: «Встаньте и подойдите к вашему господину». Саад пришёл и сел рядом с Пророком ﷺ, которой сказал ему: «Они согласились с твоим решением». Тогда Саад сказал: «Моё решение следующее — убить тех, кто принимал участие в сражении, а их женщин пленить», — на что Пророк ﷺ сказал: «Ты вынес такое же решение относительно них, как и решение аль-Малика (Аллаха)».
Приводит Бухари в книге «Сахих», что Аиша (р.а.) сказала:
أُصِيبَ سَعْدٌ يَوْمَ الْخَنْدَقِ رَمَاهُ رَجُلٌ مِنْ قُرَيْشٍ يُقَالُ لَهُ حِبَّانُ بْنُ الْعَرِقَةِ وَهُوَ حِبَّانُ بْنُ قَيْسٍ مِنْ بَنِي مَعِيصِ بْنِ عَامِرِ بْنِ لُؤَيٍّ رَمَاهُ فِي الْأَكْحَلِ فَضَرَبَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَيْمَةً فِي الْمَسْجِدِ لِيَعُودَهُ مِنْ قَرِيبٍ فَلَمَّا رَجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنَ الْخَنْدَقِ وَضَعَ السِّلَاحَ وَاغْتَسَلَ فَأَتَاهُ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَامُ وَهُوَ يَنْفُضُ رَأْسَهُ مِنْ الْغُبَارِ فَقَالَ قَدْ وَضَعْتَ السِّلَاحَ وَاللَّهِ مَا وَضَعْتُهُ اُخْرُجْ إِلَيْهِمْ قَالَ النَّبِيُّ فَأَيْنَ؟ فَأَشَارَ إِلَى بَنِي قُرَيْظَةَ فَأَتَاهُمْ رَسُولُ اللَّهِ فَنَزَلُوا عَلَى حُكْمِهِ فَرَدَّ الْحُكْمَ إِلَى سَعْدٍ قَالَ فَإِنِّي أَحْكُمُ فِيهِمْ أَنْ تُقْتَلَ الْمُقَاتِلَةُ وَأَنْ تُسْبَى النِّسَاءُ وَالذُّرِّيَّةُ وَأَنْ تُقْسَمَ أَمْوَالُهُمْ
«В день Битвы у рва Саад был тяжело ранен одним курайшитом, которого звали Хиббан ибн аль-Арика, хотя его звали Хиббан ибн Кайс, из племени Маис ибн Амир ибн Люай. Он выпустил стрелу из лука и попал Сааду в артерию на предплечье. Посланник Аллаха ﷺ поставил для Саада палатку в мечети, чтобы навещать его. Когда Посланник Аллаха ﷺ вернулся домой после Битвы у рва, снял с себя оружие и совершил большое омовение, к нему явился Джибриль (а.с.), который отряхнул пыль с головы и сказал: «Ты уже снял своё оружие, я же, клянусь Аллахом, не снимал его! Вернись к ним!». Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Куда?». Джибриль (а.с.) указал в сторону жилищ племени Курайза, после чего Посланник Аллаха ﷺ направился к ним. Они же согласились с любым решением Пророка ﷺ, а он доверил это решение Сааду, который сказал: «Моё решение следующее — убить тех, кто принимал участие в сражении, их женщин и детей пленить, а их имущество разделить».
Эти хадисы показывают, что племя Курайза не было захвачено в плен мусульманами, поэтому к ним нельзя применить закон о военнопленных. Также видно, что они согласились с любым решением Посланника Аллаха ﷺ, который поручил это дело Сааду ибн Муазу (р.а.), то есть племя согласилось с любым решением судьи. Он же вынес решение казнить сражавшихся, пленить их женщин и детей и разделить их имущество. Такое решение Саада совпало с решением Аллаха в их отношении.
Таким образом, нет никаких противоречий между этим хадисом и между законом о военнопленных. Нет никаких оснований отрицать хадис Посланника Аллаха ﷺ по тексту (дираятан), поскольку он не противоречит Корану.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
3 Рабиъ аль-авваль 1441 г.х.
31.10.2019 г.