Ответ на вопрос от Ясира Худайра
Вопрос: Как я понимаю, закят с товара высчитывается исходя из цены, по которой торговец продаёт товар своим клиентам. К примеру, я купил мобильные устройства по стоимости 10 тыс., а продаю по цене 15 тыс. В таком случае закят высчитывается исходя из цены в 15 тыс. Правильно ли я понимаю?
Ответ: В книге «Имущество в Государстве Халифат», в теме «Закят за торговые товары» пишется:
«Торговые товары — это любое имущество кроме валюты, которое используется в торговле, продаётся или покупается ради извлечения прибыли, например, продукты питания, одежда, мебель, промтовары, скот, полезные ископаемые, земля, здания и всё остальное, что можно купить и продать.
Выплата закята обязательна за торговые товары, в чём не было разногласий среди сподвижников. От Самуры ибн Джундуба передаётся:
فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الصَّدَقَةَ مِنَ الَّذِي نُعِدُّ لِلْبَيْعِ
«Посланник Аллаха ﷺ приказывал, чтобы мы отдавали закят из того, что мы подготовили к продаже» (Абу Дауд). Абу Зарр передал, что Пророк ﷺ сказал:
وَفِي الْبُزِّ صَدَقَتُهُ
«Имеется закят за «аль-Базз» (передали Дарукъутни и Байхакы).
«Аль-Базз» — это одежда и ткани, которыми торгуют. Передал Абу Убайд от Абу Амра ибн Хамаса, а тот — от своего отца: «Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо и сказал: «Хамас, выплати закят за свою собственность». Я сказал: «Я не имею ничего, кроме дрожжей и кожи». Он сказал: «Оцени это и выплати из этого закят». Абдуррахман ибн Абдулькари сказал: «Я был назначен ответственным за Байт уль-Маль во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Когда приходило время выплаты пособий, Умар собирал имущество торговцев и подсчитывал его, независимо от того, находилось ли оно непосредственно перед ним или нет. Затем Умар взимал закят со всего подсчитанного им имущества из того, что находилось непосредственно перед ним» (Абу Убайд). Передаётся от Ибн Умара, который сказал: «Имеется закят за «ар-Ракик» (рабы) и «аль-Базз» (одежда и ткани), которые предназначались для торговли». Обязательность выплаты закята с торговых товаров передаётся от Умара и его сына (Ибн Умара), Ибн Аббаса, семи факихов, аль-Хасана, Джабира, Тавуса, ан-Нахъия, ас-Саврия, аль-Авзаия, Шафии, Ахмада, Абу Убайда, а также от «асхаб ар-рай» — Абу Ханифы и других.
Выплата закята с торговых товаров обязательна, если стоимость имущества достигает размера нисаба в золоте или серебре и хранится на протяжении года.
Если кто-либо начинает заниматься торговлей имуществом, стоимость которого меньше размера нисаба, а впоследствии к концу года его стоимость достигает размера нисаба, то с такого имущества не взимается закят, потому что оно не хранилось на протяжении года. Выплата закята станет обязательной тогда, когда пройдёт ровно год с момента достижения стоимостью имущества размера нисаба.
Если торговец начинает деятельность, обладая имуществом, стоимость которого превышает размер нисаба, как, например, если он вложил в торговлю 1000 динаров, а затем его торговля пошла хорошо и дала прибыль так, что к концу года его оборотный капитал достиг 3000 динаров, он обязан уплатить закят с 3000 динаров, а не с 1000 динаров, которые были у него изначально. Это так, потому что торговая прибыль (2000 динаров) появилась из изначально вложенного имущества. Это подобно тому, что детёныши коз и овец подсчитываются вместе со взрослыми особями и облагаются закятом все вместе, потому как за год, на протяжении которого должно сохраняться имущество (нисаб), принимается год взрослой особи овцы и козы, а не их детёнышей. Точно так же обстоит дело и с торговой прибылью, срок сохранения которой (нисаб) должен считаться не от её появления, а от момента вложения первоначального капитала. Когда заканчивается год, торговец оценивает свой оборотный капитал, учитывая и те виды имущества, которые подпадают под закят сами по себе, как верблюды, крупный рогатый скот и овцы, и те виды имущества, которые сами по себе не подпадают под закят, как одежда, промтовары, земля и здания. Он подсчитывает стоимость всего этого вместе в золоте или серебре, после чего выплачивает с него 2,5 %, если его стоимость достигла размера нисаба золота или серебра. Он выплачивает закят в обращаемой валюте. Также ему позволяется выплачивать закят самим товаром, если так ему удобнее, как, например, когда он торгует крупным и мелким рогатым скотом или одеждой, и размер закята, который он должен выплатить, совпадает со стоимостью одной овцы, или коровы, или одежды, т.е. он может выплатить закят удобным ему способом.
Закят с торговых товаров, которые подпадают под закят сами по себе, подобно верблюдам, крупному и мелкому рогатому скоту, выплачивается как закят за торговые товары, а не как закят за домашний скот, потому что владение этим имуществом происходило ради торговли, а не ради владения им как таковым» (конец цитаты из книги).
Товар оценивается в начале торговли, и если оценочная стоимость товара достигает или превышает нисаб, тогда начинается отсчёт, и ровно через год стоимость товара снова оценивается, после чего выплачивается закят из стоимости на момент выплаты закята. Как было сказано выше, при расчёте стоимости товара прибыль учитывается, даже если ещё не прошёл год, поскольку прибыль входит в имущество.
Следовательно, товар оценивается в момент, когда его стоимость достигает нисаба, а затем оценивается ровно через год, то есть в момент выплаты закята.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Шабана 1444 г.х.
20.03.2023 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»