27
Сб, апр

Закят с оливок

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Ответ на вопрос

От Абу Али

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Уважаемый шейх, пусть Аллах дарует нам много пользы посредством Вашего знания, сделает Ваши стремления весомым вкладом в оказании помощи Его религии и зачтёт Ваши благие деяния в Судный день.

Мой вопрос — следующий: должны ли мы выплачивать закят с оливок или оливкового масла?

Шукри аль-Бахри, Тунис.

Ответ:

Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой брат! В качество табанни у нас принято, что закят выплачивается только с пшеницы, ячменя, фиников и изюма. Об этом мы подробно разъяснили в наших книгах и прошлых ответах:

1) В книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Виды зерновых и плодовых культур, облагаемых закятом» говорится: «Выплата закята обязательна за пшеницу, ячмень, финики и изюм согласно передаче от Мусы ибн Тальхи, от Умара, который сказал:

إِنَّمَا سَنَّ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الزَّكَاةَ فِي هَذِهِ الْأَرْبَعَةِ الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ وَالزَّبِيبِ

«Пророк предписал собирать закят только с четырёх видов культур: ячменя, пшеницы, фиников и изюма» (привёл ат-Табарани). Также от Мусы ибн Тальхи передаётся:

أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مُعَاذَ بْنَ جَبَلٍ حِينَ بَعَثَهُ إِلَى الْيَمَنِ أَنْ يَأْخُذَ الصَّدَقَةَ مِنَ الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالنَّخْلِ، وَالْعِنَبِ

«Когда Посланник Аллаха отправил Муаза ибн Джабаля в Йемен, он приказал ему собирать закят только с ячменя, пшеницы, фиников и изюма» (привёл Абу Убайд). Эти хадисы поясняют, что закят с зерновых и плодовых культур взимается только с четырёх видов: пшеницы, ячменя, фиников и изюма. С остальных культур закят не взимается. Это объясняется тем, что первый хадис начинается с предлога إِنَّمَا («иннама» — «только лишь»), что указывает на ограничение. Доказательством тому, что закят ограничивается этими четырьмя культурами, является хадис, выведенный Хакимом, Байхакы и ат-Табарани от Абу Мусы аль-Ашъари и Муаза ибн Джабаля: «Когда Посланник Аллаха ﷺ отправил Абу Мусу и Муаза ибн Джабаля в Йемен обучать людей религии, он сказал им:

لاَ تَأْخُذَا الصَّدَقَةَ إِلاَّ مِنْ هَذِهِ الْأَرْبَعَةِ الشَّعِيرِ وَالْحِنْطَةِ وَالزَّبِيبِ وَالتَّمْرِ

«Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодовых культур: ячменя, пшеницы, изюма и фиников». В отношении данного хадиса Байхакы сказал: «Его передатчики заслуживают доверия, а цепочка передачи — непрерывная». В этом хадисе отчётливо прослеживается ограничение зерновых и плодовых культур, с которых взимается закят, этими четырьмя видами, поскольку в грамматике арабского языка существует правило, согласно которому, если частице إِلَّا, («илля» — «кроме») предшествует отрицательная или запрещающая частица, это означает ограничение того, что упоминается до частицы إِلَّا тем, что упоминается после частицы إِلَّا. Другими словами, необходимо ограничиться во взимании закята этими четырьмя культурами, упомянутыми после частицы إِلَّا, коими являются ячмень, пшеница, изюм и финики.

Упомянутые в хадисе слова (пшеница, ячмень, финики и изюм) являются «исм джамид» [1], значения которых ограничиваются только ими самими, не подразумевая другие вещи ни своим мантук (буквальное указание), ни своим мафхум (понимаемое указание), ни своим ильтизам (приложение). Это так, потому что данные слова не являются ни именами прилагательными (сифат), ни словами с несколькими значениями. Напротив, они означают исключительно те определённые вещи, названиями которых они являются. Поэтому нельзя сводить значение этих слов к понятиям «пища», «сухофрукты» или «продовольствие», ибо эти слова не указывают на подобные значения. Поэтому хадисы, ограничивающие обязанность по выплате закята этими четырьмя зерновыми и плодовыми культурами, являются конкретизацией общих выражений, использованных в хадисах, подобных этому:

فِيمَا سَقَتْ السَّمَاءُ العُشْرُ وفِيمَا سُقِيَ بِغَرْبٍ أَوْ دَالِيَةٍ نِصْفُ الْعُشْرِ

«То, что орошается небом — с этого десятина, а то, что орошается искусственно — с этого половина десятины». Таким образом, смысл заключается в том, что с естественно орошаемых посевов пшеницы, ячменя, финика и изюма следует взимать десятину (10 %), а с искусственно орошаемых посевов — половину десятины (5 %).

Закят не налагается на другие зерновые и плодовые культуры кроме этих четырёх. Закят не взимается с кукурузы, риса, бобов, нута, чечевицы и других бобовых, хлопковых и зерновых культур. Также закят не взимается с яблок, груши, персиков, абрикосов, граната, апельсинов, бананов и других плодово-ягодных культур. Это так, потому что данные зерновые и плодовые культуры не подпадают под значения слов «пшеница, ячмень, финик или изюм». Не существует ни одного достоверного шариатского текста и ни одного иджма (единодушие сподвижников), указывающего на взимание закята с других зерновых и плодовых культур. Также нельзя в данном случае применять кыяс (суждение по аналогии), поскольку закят является одним из видов поклонения, а в ибадате (законы Шариата в области поклонения) не совершается кыяс, и следует ограничиваться только темой шариатского текста. Также закят не взимается с овощей: огурцов, тыквы, баклажанов, репы, моркови и т.д. Передаётся от Умара, Али, Муджахида и других, что на овощи не налагается закят (передали Абу Убайд, Байхакы и другие)» (конец цитаты).

2) Мы подтвердили это же в ответе на вопрос от 08.11.2013.

3) В ответе на вопрос от 12.01.2005 мы коснулись мнений мазхабов в вопросе закята с оливок, где мы сказали: «Они разошлись во мнениях касательно выплаты закята с оливок:

Выплачивать закят с оливок является ваджибом, таково мнение ханафитов, маликитов, таково было старое мнение Шафии (старый мазхаб), и это одно из мнений Ахмада.

Выплачивать закят с оливок не является ваджибом, таково мнение шафиитов нового мазхаба, и это второе мнение Ахмада. Для детальности обратитесь к разделу закят в книгах «Аль-Мугни», «Шарх аль-минхадж» и «Ва аш-шарх аль-кабир». Также имеются и другие мнения.

Отсюда видно, что мазхабы разошлись во мнениях относительно выплаты закята с оливок. Однако их мнения едины касательно выплаты закята с четырёх единиц (пшеницы, ячменя, фиников, изюма). Я упомянул эти мнения лишь потому, что Вы в своём вопросе сказали о единодушии мазхабов касательно выплаты закята со всех видов зерновых и плодовых культур. Однако во внимание берётся доказательство, и мы уже показали достоверные доказательства, касающиеся обсуждаемой темы. Поэтому закят выплачивается лишь с четырёх упомянутых культур, поскольку на это указывает достоверные тексты» (конец цитаты).

Ещё я бы хотел процитировать Вам текст из «Кувейтской энциклопедии по фикху»: «Те, кто считает ваджибом выплачивать с оливок закят, сказали, что если из оливок было выжато масло, то именно с масла выплачивается десятина (10 %), даже если выжатого масло оказалось мало. Причина этого в том, что именно масло будет храниться, и здесь присутствует схожесть с высыханием плодов. А если на хранение были взяты сами оливки, то с них так же выплачивается десятина (10 %), если количество оливок достигает пяти васков. Это мнение маликитского и ханбалитского мазхабов. Имам Малик сказал: «Если количество оливок достигает пяти васков, то после их отжима берётся 1/5 выжатого оливкового масла».

Однако Имам Абу Ханифа считал, что в любой ситуации с оливок должна выплачиваться десятина (10 %)» (конец цитаты).

Если спрашивающий является членом Хизб ут-Тахрир, то он действует согласно табанни Хизба. Это значит, что не является ему ваджибом выплачивать закят с оливок, а значит, нет на нём обязанности спрашивать: должны ли мы выплачивать закят с оливок или оливкового масла?

Если спрашивающий не является членом Хизб ут-Тахрир, то он поступает согласно мнению, которое он принял в качестве руководства. Поэтому он должен обратиться к мазхабу, который он выбрал для следования в вопросе закята с оливок. Другими словами, он руководствуется мнением мазхаба касательно выплаты закята с оливок и оливкового масла.


29 Джумада аль-уля 1444 г.х.
23.12.2022 г.

1. «Исм джамид» — имя существительное, к которому неприложимо словообразование и словоизменение.

Главное меню