26
Пт, апр

Политическая ситуация в Западном Туркестане

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Политическая ситуация в Западном Туркестане (Средняя Азия; Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан) нестабильна.

Главы этих государств следуют сначала пророссийскому курсу, затем меняют свою ориентацию на проамериканскую, а через некоторое время, снова идут навстречу к России, и так далее. Можно ли прояснить нынешнюю политическую ситуацию в этих республиках? Да вознаградит вас Аллах наилучшим.

Ответ:

Перед тем, как анализировать детали и изменения в политической ситуации в Средней Азии, необходимо понять следующие аспекты:

1 – При распаде бывшего Советского Союза в 1991 году и отделении его республик Россия понимала необходимость поддержания тесных связей с этими республиками, и старалась удержать их на своей политической орбите... Вначале она попыталась объединить их в так называемом «Содружестве Независимых Государств», однако многие из них вышли из этого содружества, а некоторые (Балтийские страны) не вошли в него с самого начала. Затем она прибегла к учреждению «Шанхайской Организации Сотрудничества» (ШОС), после к «Организации Договора о Коллективной Безопасности» (ОДКБ), «Коллективным Силам Оперативного Реагирования» (КСОР) и т.д.

Также Россия воспользовалась плацдармами, созданными ею в этих республиках в период СССР, такими как:

а) Диаспоры граждан русской национальности, образованные во всех республиках Советского Союза, особенно в республиках Средней Азии, для поддержки политики Кремля и осуществления ассимиляции. Именно, эти оставшиеся в этих республиках русские играют роль «российского повода для вмешательства…».

б) Российские военные базы, размещенные в этих республиках, из которых Россия не только не вышла, но и продолжает сохранять их. Поскольку они являются центрами влияния и передовыми рубежами России.

в) Зоны ядерных и ракетных испытаний, которые происходили в этих республиках, в частности в Казахстане благодаря огромной территории этой республики...

г) Некоторые экономические связи с этими странами, как, например, газопровод и нефтепровод…

2 – Несмотря на то, что распад Советского Союза привел к краху коммунистическую партию и отстранил ее от власти... Тем не менее, в республиках Центральной Азии все еще остались бывшие руководители компартии, которые сегодня находятся во власти, т.е. те, кто правили в эпоху Советского Союза, продолжают пребывать у власти. Это коварный план, чтобы власть в этих республиках продолжала бороться с Исламом и теми, кто работает ради него, даже после распада Советского Союза, опасаясь действенного распространения Ислама в этих странах, что может привести их к объединению на основе Ислама, исламскому правлению и ведению джихада на пути Ислама…

3 - Распад Советского Союза оказался шансом, который Америка решила не упускать. Центральная Азия, кроме того, что находится на политической орбите России, она соприкасается в широком диапазоне с Китаем, а это делает её стратегическим регионом для Америки. Поэтому она начала внедрять туда своих агентов, службы и разведку. И самое главное она начала вливать свои деньги, чтобы найти опору в этих республиках.

Таким образом, стратегическое расположение стран Центральной Азии представляет животрепещущий интерес для России и Америки. Стоит только немного утихнуть геополитической борьбе, как она снова накаливается. Поэтому неудивительно то, что влияние и политический курс правителей изменяется время от времени в зависимости от того влияния, которое оказывается каждой из сторон:

Что касается России, то она опирается на: русскоязычные диаспоры, которые можно назвать «пророссийским поколением» в этих республиках, бывшие военные и испытательные базы СССР, российские экономические связи с этими странами…

Америка предоставляет этим странам «щедрую морковь», т.е. финансовую помощь, а также пытается убедить их в том, что Россия перестала быть сверхдержавой, устрашающей их, и обещает им свою защиту…

Это относительно напряженной борьбы между Россией и Америкой в регионе.

Что же касается враждебного отношения правителей к Исламу и лиц, работающих ради Ислама, то с этим обе стороны борьбы согласны.

Теперь рассмотрим политическую ситуацию в этих республиках:

1 - Киргизстан

Все мы знаем, как Бакиев пришел к власти, при поддержке России в 2005 г., затем переизбрали его на последних выборах 23/7/2009. Поддержка России ярко прослеживалась в них, как и открыто проявлялось недовольство Америки. Так посольство США в Бишкеке заявило:

«Соединенные Штаты разделяют озабоченность многих наблюдателей в отношении президентских выборов и их результатов. И хотя имеются некоторые положительные аспекты избирательного процесса, но, учитывая первые замечания групп независимых наблюдателей, Соединенные Штаты не считают, что на выборах в киргизской республике было нарушено множество международных норм и обязательств».

В заявлении говорилось о

«строгом соблюдении законов о выборах в течение всего избирательного процесса в соответствии с международными обязательствами республики Кыргызстан». Agence France-Presse 2/8/2009

Между тем, Россия одобрила избрание Бакиева.

Российский президент Дмитрий Медведев посетил Кыргызстан 31/7/2009, и встретился с ним, чтобы поздравить его и выразить свою поддержку его до его официального вступления в должность нового президентского срока 2/8/2009. Было объявлено то, что визит российского президента в Кыргызстане проходит в рамках конференции Организации Договора Коллективной Безопасности в киргизском городе «Чолпон-Ата». Газета «Россия сегодня» за 1/8/2009 сообщила:

«Президент России Дмитрий Медведев и Президент Киргизии Курманбек Бакиев подписали Меморандум о намерениях Российской Федерации и Киргизской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Киргизской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на территории Киргизской Республики. В соответствии с документом, на территории Киргизии будет размещен дополнительный российский воинский контингент общей численностью до батальона и учебный центр для подготовки российских и киргизских военнослужащих».

Также сообщается:

«Президенты двух стран договорились о разработке и подписании специального соглашения о размещении военной базы для сил быстрого реагирования на юге Кыргызстана на срок 49 лет с возможным продлением еще на 25 лет».

Также сообщается, что

«Бакиев отметил, что договор, который должен быть подписан до первого ноября текущего года, определит российское военное присутствие в стране».

Что касается перезаключения Бакиевым договора аренды американской авиабазы «Манас» после того, как он угрожал закрыть её, то это не указывает на его удаленность от России и приближенность к Америке. Напротив, это было сделано с разрешения России с целью удовлетворения Америки, чтобы она не активизировала своих последователей в Кыргызстане против власти в целом. Они могут встревожить «покой» власти, а, следовательно, оказать влияние на те же самые российские базы в Кыргызстане. Для пояснения это, мы упомянем историю с военной базой с самого начала:

Бакиев попытался закрыть военную авиабазу США «Манас», так в феврале прошлого года, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, находясь в Москве, он заявил о том, что закроет «Манас» (Reuters 12/2/2009). Более резко он заявил:

«За последние три года я лично обращался к американским ответственным лицам, чтобы обсудить вопрос о повышении арендной платы авиабазы. Я всегда говорил им о необходимости пересмотра условий нашего соглашения с учетом изменений цен. Ведь Кыргызстан переживает трудную финансовую ситуацию».

Он добавил:

«Они всегда отвечали нам, хорошо, и повторяли это на протяжении многих лет. Но как долго мы можем ждать, мы суверенное государство и мы должны уважать себя». (Рейтер 12/2/2009)

Исходя из этого, понимается, что проблема правящего режима в Кыргызстане заключается в получении денег. Также понимается, что американцы игнорировали его просьбу в течение трех лет. После этого парламент Кыргызстана, который находится под контролем партии Бакиева, принял решение о закрытии этой базы перед лицом американцев. Американцам дали 180 дней, чтобы покинуть страну в соответствии с этим решением парламента Кыргызстана. До окончания этого срока в середине июля 2009 года было объявлено, что обеим сторонам удалось достигнуть соглашения. Посольство США в Бишкеке, столице Кыргызстана, сделало заявление относительно достигнутого соглашения, в котором говорилось:

«Правительство США и Киргизская Республика заявляют об успехе своих переговоров относительно продления срока использования авиабазы «Манас» телеканал «Аль-Джазира» 15/7/2009

Согласно официальным сообщениям арендная плата была повышена до $150 млн. ежегодно после того, как была $17млн.!

На самом деле в прошлом сумма основной платы составляла $17 вместе с помощью в размере $133 млн., таким образом, в целом общая сумма составляла $150 млн. в год. Аналогичная сумма образовалась в соответствии с новым соглашением «основная плата $60 вместе с помощью в размере $90 млн. на общую сумму $150 млн. в год. Одним словом ничего не изменилось в вопросе арендной платы, лишь были упомянуты финансовые и нефинансовые содействия, оказываемые Кыргызстану, как аренда, и ничего не сказано об уменьшении помощи, чтобы сохранить репутацию президента Бакиева, желающего показать свою страну в свете уважаемого суверенного государства!

Газета «Нью-Йорк Таймс» за 24/7/2009 также прокомментировала поведение Бакиева, заявив о том, что

«недавно подписанное между правительствами Кыргызстана и Соединенными Штатами соглашение относительно продления срока использования американской авиабазы «Манас» ничто иное, как средство сохранения лица киргизского правительства на фоне отказа от своего предыдущего решения закрыть базу, под видом увеличения ежегодной арендной платы».

Россия стояла позади этого, как это прослеживается в объявлении нового соглашения после встречи между американским президентом Обамой и российским президентом Медведевым в России 6-8 /7/2009 и согласии России на использование «транспортного коридора» через территории России и своих союзников для поставки помощи американским и натовским войскам в Афганистане. Россия боится за свою базу «Кант» в Кыргызстане. Она опасается, что в случае отказа Америке в размещении военной базы в Киргизстане, Америка примется устраивать беспорядки и цветные революции в попытке свержения режима Бакиева, который покрывает пророссийские интересы в Кыргызстане.

Все это свидетельствует о приверженности Бакиева к России, а разрешение Бакиева на использование американцами авиабазы «Манас» против мусульман в Афганистане не что иное, как удовлетворение американцев во избежание того, чтобы они не свергли его, как они это сделали с его предшественником Аскаром Акаевым. При этом все это, с согласия России, которая пытается сохранить свое присутствие и влияние в Кыргызстане и опасается того, что Америка устроит беспорядки, а затем полностью устранит его.

Причиной этой борьбы между Россией и Америкой является важное стратегическое месторасположение Кыргызстана в Средней Азии. Протяженность его границ с Китаем составляет 858 км в длину. Если Америке удастся взять эту страну под свое влияние, она окажется на рубеже с Китаем. Киргизия играет крайне важную роль для Америки в борьбе против Китая и всего региона в целом.

Её военная база «Манас» является главным центром в войне против мусульман в Афганистане с 2001 года до сегодняшнего дня, где постоянно пребывают более 1000 американских солдат. Правительство республики Киргизстан не ведает о том, что происходит на этой военной базе, поскольку соглашение гласит о том, что никто из инспекторов, киргизских наблюдателей или других людей не имеет права входить на территорию базы, как и не допускается осмотр любого грузового транспорта, въезжающего и выезжающего оттуда.

Эта база полностью лишена контроля со стороны киргизов, а, следовательно, и со стороны россиян. Газета «Россия сегодня» за 31/7/2009, упоминая визит Медведева в Кыргызстан и вопрос военных соглашений, подписанных с Бакиевым, сообщила, что «Кыргызстан имеет важное отличительное стратегическое месторасположение в Центральной Азии и на протяжении многих лет являлся точкой пересечения интересов западных стран и России». Это означает, что существует борьба между Россией и Западом во главе с Америкой за это стратегическое месторасположение. Генерал Дэвид Петреус, глава Центрального командования США, недавно посетил страны Центральной Азии; Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан.

РИА «Новости» за 20/8/2009 сообщили о том, что наблюдатели назвали визит генерала Петреуса успешным. Поскольку должностные лица трех столиц подтвердили послу Соединенных Штатов свое желание расширить сотрудничество с Вашингтоном». Этот визит является частью американской деятельности в этих странах, в т.ч. в Кыргызстане, в попытке завоевать и укрепить американское присутствие там.

Хотя президент Кыргызстана Бакиев не встретился с американским генералом, тем не менее, последний встретился с министром иностранных дел Кыргызстана. Несмотря на осознание Бакиевом того, что Америка недовольна им, и подвергает сомнениям его избрание на президентских выборах, все же он пытается добиться её благосклонности, опасаясь силы её последователей внутри и за пределами страны. Поэтому он уладил вопрос военной базы «Манас» и позволил использование её без изменения условий, за исключением формулировки в отношении денег ради сохранения его имиджа и суверенитета его страны, как он полагает!

2 – Узбекистан

Больше всего такое качество как непостоянство присуще президенту Узбекистана Каримову. После распада Советского Союза Каримов стал заметно отдаляться от России. Россия создала совместную организацию безопасности в 1992 году для поддержания сплоченности республик бывшего Советского Союза или некоторых из них, а затем трансформировала его в ОДКБ Организацию Договора о Коллективной Безопасности в 2002 году в противовес Североатлантическому альянсу... Каримов переменчиво относился к этим организациям. Ранее он уже выходил из Организации Договора о Коллективной Безопасности и вступил в Содружество демократического выбора (СДВ), в организацию, состоящую из стран, выступающих против России, таких как Грузия, Украина и Молдова. Но быстро оставил её и вернулся в ОДКБ после, того как США и западные страны потребовали направить группы наблюдателей для расследования андижанской бойни в мае 2005 года.

В то время как Россия и ее союзники поддержали его и стали рядом с ним в его чудовищной бойне в Андижане и других местах... В настоящее время Америка закрыла тему этой бойни и тему прав человека в связи с интересами США и начала пытаться заманить его к себе. В результате, он вновь заморозил свою связь с россиянами и приготовился к налаживанию тесной связи с американцами и сотрудничеству с ними. Наиболее ярко это проявилось тогда, когда Россия прибегла к образованию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), после того, как решила, что ОДКБ не отвечает её потребностям в области безопасности и желанию утвердить свое господство и влияние.

Это означало, что Россия будет быстро реагировать на любые угрозы российскому влиянию в регионе. Тогда Узбекистан отказался подписывать договор о создании «сил быстрого реагирования» и размещении их в странах участников Организации договора о коллективной безопасности, которая включает в себя Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Армению и Узбекистан. Лидеры этих стран 4 февраля 2009 года приняли решение о создании сил быстрого реагирования или другими словами мобильного развертывания. Они подписали это соглашение в Москве 14/6/2009, Узбекистан же воздержался от его подписания. В оправдание своего отказа Каримов сказал: «Это соглашение не уточнило задачи, стоящие перед коллективными силами».

Узбекскими депутатами было предложено то, чтобы «Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР) были предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов ОДКБ, отражения внешней военной агрессии». При этом: «коллективные силы не могут использоваться как военная составляющая на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами». (УзА 07/7/2009). Это указывает на то, что Каримов понимает, что эти силы окажутся в руках у России и российские солдаты разместятся по странам ОДКБ, в т.ч. Узбекистан, что позволит ей вмешиваться в страны членов Организации при любых удобных для России обстоятельствах. Поскольку задачи КСОР еще не определены. Поэтому он предложил определить её только при появлении внешней агрессии на эти страны. Как и отверг использование коллективных сил в качестве военной составляющей на территориях стран-участниц Организации. Другими словами, он отказал российским силам использовать территории Узбекистана для отражения любой угрозы российскому влиянию в Узбекистане и регионе в целом.

Таким образом, в настоящее время Узбекистан является противоположностью Киргизстана, который согласился на этот договор, более того разрешил России установить вторую базу на своей территории. Узбекистан не принимал участия в текущих учениях, прошедших с 26 августа по 15 октября 2009 года на территориях ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности). Поведение Узбекистана можно назвать охлаждением своего членства в этой организации, хотя официально это не объявляется. Это не все, более того Узбекистан выступил против создания второй российской базы в Киргизстане, потому что она угрожает целостности его государственного суверенитета. Ведь базу планируют разместить вблизи узбекской границы в районе Ферганской долины. РИА «Новости» за 5/8/2009 со ссылкой на узбекское официально агентство «Жахон» заявило, что «узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских вооруженных сил».

Как сказано в заявлении агентства при узбекском МИД, реализация этого проекта

«может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и [для] возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, которые могут привести к дестабилизации обстановки в обширном регионе» РИА Новости 3/9/2009

Все это указывает на то, что режим Каримова в Узбекистане начал отдаляться от России в последнее время, а также заметно приближаться к Америке. Об этом свидетельствуют следующие факты:

а) 18.8.2009 глава узбекского режима Каримов во время встречи с генералом Дэвидом Петреусом в столице Узбекистана заявил, что

«Узбекистан придает большое значение дальнейшему развитию отношений с Соединенными Штатами Америки и готов к расширению конструктивного двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе принципов взаимного уважения и равноправного партнерства».  РИА «Новости» 18/8/2009

В свою очередь генерал Дэвид Петреус

«высоко оценил усилия Узбекистана в целях обеспечения стабильности в Афганистане и безопасности в регионе». РИА «Новости» 18/8/2009

Это указывает на то, что Каримов выразил свое желание перейти на сторону американцев. Причиной разрыва отношений между Каримовым и Америкой было требование США о въезде западных экспертов для расследования бойни в Андижане. Именно тогда Америка наложила санкции на его режим. Поэтому он отвернулся от неё и направился к России. Теперь, когда США отбросили андижанские события, он вновь направился в сторону Америки. Недавно Америка сняла санкции с режима Каримова в Узбекистане.

б) Заметив напряженные отношения между Узбекистаном и Россией, Америка решила не упускать этот шанс и поспешила наладить свои отношения с Узбекистаном. Она подписала договор с Узбекистаном относительно перевозки грузов Североатлантического Альянса (НАТО) из Узбекистана в Афганистан. (Пресс-служба Национального центра стратегических исследований от 04/04/2009). Однако отношения между Узбекистаном и администрацией США не ограничились этим, американская администрация направила поздравительное послание Узбекистану по случаю 18-летия независимости. Затем Каримов принял у себя американского посла в Узбекистане Ричарда Норланда, а незадолго до этого 18 августа прошла встреча между Каримовым и главой Центркома США генералом Дэвидом Петреусом, в ходе которого было подписано соглашение по военно-техническому сотрудничеству, предусматривающее контакты в военной области, в том числе, проведение образовательных обменов и тренингов.

Таким образом, Каримов демонстрирует политическую изменчивость в отношении к сверхдержавам. В настоящее время он удаляется от России и приближается к Америке.

3 – Таджикистан

Политическая ситуация в Таджикистане аналогична политической ситуации в Кыргызстане. Президент Таджикистана Рахманов является пророссийским ставленником. Он помнит ту помощь, которую россияне оказали ему, чтобы удержать его у власти. При этом он обеспечивает американцам их интересы, чтобы они не устраивали беспорядки против него. Сегодня в Таджикистане имеются немало проамериканских политических сил, но, на сегодняшний день, они не в силах изменить российское влияние. Поэтому Америка будет довольствоваться лишь осуществлением своих интересов... По крайней мере, в обозримом будущем.

Правление нынешнего президента Эмомали Рахмонова усилилось благодаря российским войскам после гражданской войны, продолжавшейся с 1992 до 1997 года. Он смог договориться с движениями, которые боролись против него, такими, как народное движение и исламская партия «Возрождения», на проведение выборов с тем условием, что срок президентства будет единовременным на пять лет до следующих свободных выборов. Однако Рахмонов продлил срок своего первого президентства на семь лет. Затем провел референдум по внесению поправок в конституцию, чтобы остаться у власти до 2020 года. В результате внесенных поправок в Таджикистане вспыхнули беспорядки в 2001 году, и тогда Россия помогла ему подавить эти волнения и обеспечить безопасность его правления.

Вдобавок к этому, Россия в годы президентства Путина укрепила свои отношения с Рахмоновым. Россия смогла установить вторую большую военную базу в Таджикистане в августе 2008 года на расстоянии 20 км от Душанбе. Несмотря на то, что Россия имеет большую военную базу в Таджикистане, которая существует с 1943 года, и называется базой № 201, в Таджикистане размещена российская оптико-электронная станция обнаружения и распознавания космических объектов и баллистических ракет (ОЭС) «Окно». В июне 2008 года Таджикистан согласился передать эту станцию в аренду России на 49 лет.

Таджикистан играет очень важную роль для России с точки зрения стратегии, и Россия всячески держится за него и пытается сохранить там свое присутствие. Поэтому она открыто поддерживает режим Рахмонова, чтобы обеспечить для себя все эти возможности в Таджикистане. Она пытается связать Таджикистан в экономической сфере, чтобы всегда держать контроль над ним. Рахмонов помнит оказанную ему помощь россиян, благодаря которой он пришел и укрепился во власти. Поэтому он включил свою страну в договор о коллективной безопасности, который управляется Россией, и согласился принять участие в учреждении сил быстрого реагирования во главе с Россией.

К тому же многие люди в Таджикистане живут на денежных переводах от своих детей, работающих в России, численность которых превышает полмиллиона гастарбайтеров из страны с семимиллионным населением. Также Таджикистан является членом ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), которой управляет Россия при содействии Китая. Недавно 18/4/2009 под эгидой ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) Россия и Китай провели военные учения в Таджикистане.

Тем не менее, подобно Бакиеву, Рахмонов старается с согласия России не провоцировать Америку. Напротив, он покровительствует осуществлению её интересов в целях нейтрализации её действий против него. Поэтому он позволил российским компаниям реализовывать проекты со стоимостью до $ 2,5 млрд., и наряду с этим он позволил американским, европейским и китайским компаниям осуществлять бизнес проекты и торговые сделки в Таджикистане. Также Рахмонов предложил Америке использовать аэропорты и воздушные коридоры его стране... Также 20 февраля 2009 года он разрешил переправлять американские поставки через свою территорию в Афганистан при помощи таджикских железных дорог. Об этом заявил заместитель командующего силами США, контр-адмирал Марк Харни во время своего визита в Таджикистан:

«Мы намереваемся перевозить от пятидесяти до двухсот контейнеров в неделю, из Узбекистана в Таджикистан, а затем в Афганистан. Таджикистан является очень важной страной, учитывая то, что она находится ближе всех к нашим базам» Аль-Джазира 20/2/2009

Это потому что Рахманов прекрасно понимает, что Америка располагает политической силой в Таджикистане. Если она не будет уверена относительно своих интересов, она в состоянии задействовать своих последователей и оказать серьезное и действенное влияние на его правление.

Стоит отметить, что в Таджикистане существует определенная народная и партийная тенденция, призывающая к разрыву связи с Россией. Как в армии, так и в различных ветвях власти, существуют силы, призывающие к этому. Рахмонов четко понимает это. Поэтому, подобно тому, как старается успокоить Соединенные Штаты и гарантировать их интересы, чтобы нейтрализовать её, он также старается удовлетворить чаянья антироссийской народной тенденции. Поэтому он сделал ряд публичных заявлений, показывающих, будто он удаляется от России. Так он публично призвал командующего таджикскими погранвойсками вывести российские войска из его страны. Также приостановил вещания русскоязычных телеканалов каналов в Таджикистане и сделал таджикский язык единственным государственным языком, исключив русский. Несмотря на то, что эти действия вызвали раздражение России, тем не менее, Рахмонов продолжает быть на стороне России, как об этом мы упомянули в начале темы Таджикистана.

Таджикистан является стратегически важным регионом в силу его местонахождения, примыкающего к Афганистану. Его горы в юго-восточной части непосредственно соединяются с Афганистаном. Длина его границы с Афганистаном составляет около 1206 км, а также его границы с Китаем составляют около 414 километров. С этой стороны важность Таджикистана аналогична важности Киргизстана в противостоянии Китаю. Поэтому Америка не будет игнорировать его, и скорее всего, она будет пытаться прибрать его по свой контроль при любом удобном случае.

4 – Туркменистан

В период бывшего президента Сапармурата Ниязова Туркменистан находился под влиянием России и следовал пророссийскому курсу в большей части своей политики. Однако нынешней президент Гурбангулы Бердымухаммедов, который пришел к власти после Ниязова в декабре 2006 года, последовал политике большей открытости и сближения с Западом, в частности с Америкой. В ноябре 2007 года он провел встречу на высшем уровне с американскими и европейскими ответственными лицами в сфере энергетики и руководителями компаний «BP plc» и «Chevron Corporation» наряду с российскими компаниями. Так он хотел выразить свою готовность сотрудничать со всеми. Именно об этом свидетельствуют соглашения, подписанные им с различными сторонами:

а) В мае 2007 года Россия подписала соглашение с Туркменистаном и Казахстаном о строительстве нового трубопровода, которое сохранит запасы природного газа Средней Азии под контролем российской компании «Газпром», чтобы монополизировать экспорт большей части газа Туркменистана. Путин назвал это победой России и сказал: «Это соглашение является крупным успехом России, которая покупает газ Туркменистана по более низкой цене, чем на рынке» (BBC 17/5/2007). Бывший туркменский президент Ниязов, который два десятилетия назад управлял Туркменистаном, ограничивался газовой монополией в стране исключительно для россиян.

Вследствие этих соглашений Россия в настоящее время закупает 90% туркменского газа, что равняется 50 млрд. кубометров в год. Она закупает их по цене $ 100 за 1000 кубических метров газа и продает его Европе по цене $ 250, а в зимний период времени цена достигает $345. Во время Ниязова она закупала по $ 35, затем по $ 70, и потом по $ 100. Россия получала колоссальную прибыль от газа мусульман Туркменистана. Несмотря на то, что первоначальная цена была поднята, тем не менее, Россия все еще продолжает получать колоссальную прибыль от этого богатства.

б)Наряду с этим, Бердымухаммедов изначально согласился на строительство прикаспийского газопровода в проекте, поддерживаемом Соединенными Штатами, который направлен на снижение зависимости Европы от поставок российского газа. Строительство этого трубопровода было одобрено недавно американцами и европейцами в Турции. Этот проект, который был подписан американцами и европейцами в Турции назван «Набуко» (в честь царя Навуходоносора II). Это проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км из Туркмении и Азербайджана через территории Турции в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. По сообщению «Рейтерз» за 24/4/2009 от неназванного американского чиновника:

«Туркменистан является другим крупным потенциальным поставщиком для проекта «Набукко», который поддерживается Европейским Союзом. При этом Ашхабад требует от Брюсселя представить конкретные предложения по реализации данного проекта».

в) Китай принимает активное участие в этой области. Председатель КНР  Ху Цзиньтао посетил Туркменистан в апреле 2006 года в период бывшего президента Ниязова, который имел тесные отношения с Россией и Китаем, будучи в союзе с ними. Глава китайского государства тогда договорился о закупке 30 млрд. кубометров газа в год из Туркменистана. Китай протянул газопровод от Амударьи с восточной части Туркменистана до Китая. 30 августа 2009 года Китай объявил о том, будет разрабатывать новые месторождения газа в Туркмении при участии одной из своих компаний «PetroChina» на сумму $3млрд. Китай дал Туркменистану кредиты на сотни миллионов долларов для оказания помощи в развитии его индустрии, желая получить колоссальные его богатства. Объем добычи газа в Туркменистане в 2006 году достиг 62,2 миллиарда кубометров в год, и предполагается его увеличение до 120 миллиарда кубометров до 2010 года.

Америка и Европа пытаются убедить Туркменистан в том, что ему следует самому без посредников продавать газ Европе по рыночной цене через трубопровод «Набукко», который будет введен в эксплуатацию в 2014 году. Таким образом, вся прибыль будет принадлежать только ему, а не России. Этим предложением пытаются соблазнить Туркменистан и притянуть его к Америке и Западу. Но, в силу того, что Туркменистан является маленькой страной и не может диктовать Европе или оказывать давление на неё, как Россия, следовательно, он окажется в зависимости от Америки и Европы лишь после реализации Прикаспийского газопровода.

При этом следует отметить то, что газопровод «Набукко» будет доставлять газ из нескольких стран, и Америка будет иметь сильное влияние после того, как возьмет под свой контроль источники газа. Туркменистан обладает большими запасами природного газа, до 100 триллионов кубических метров. Он выступает самым важным и самым крупным производителем в этой сфере и в данном регионе, а также во всем мире. Также страна располагает значительными запасами нефти, которые оцениваются в 80 миллиардов баррелей. Тем не менее, в настоящее время нефть не извлекается из него в большом количестве. Ее производство не превышает 200 тысяч баррелей в день. Однако в будущем планируется достичь производства до 2 миллионов баррелей в день.

Америка получает часть нефтяных поставок для своей военной техники в Афганистане из Туркменистана. Кроме того существует газопроводная магистраль «Транс-Афганистан» из Туркменистана в Афганистан, которая поставляет туда 1,1 млрд. кубометров в год. Таким образом, с этой стороны Туркменистан также является важным для Америки. Не говоря уже о том, что Америка стремится взять под свой контроль все источники нефти и газа в Туркменистане и во всем мире, чтобы монополизировать их. И утвердить свое господство над миром, держа его в своем кулаке, ради сохранения своей позиции, как лидирующей сверхдержавы, а также снижения или ликвидации влияния других сверхдержав, таких как Россия и других, вдобавок получить колоссальную прибыль в сфере энергетики.

Поэтому Америка сосредоточила свое внимание и действия на Туркменистане, учитывая то, что эта страна является одним из гигантских источников нефти и газа, которыми пользуется Россия. Она старается установить свою монополию над его экспортом и импортом. Она старается поставлять его Европе, вместо России, чтобы поставить европейские страны в зависимость от себя, а также ослабить позицию России и её союз с Европой. Поэтому борьба за Туркменистан это борьба за его газовые богатства, а в будущем и нефтяные богатства.

При всем этом, Туркменистан имеет большие экономические связи с Россией, от которых ему невозможно освободиться в ближайшее время. Америка вращается вокруг него, чтобы поймать и вывести его из орбиты российского влияния. Россия знает об этом. Поэтому, когда Туркмения попросила поднять цену на газ, Россия сразу ответила на её просьбу, опасаясь изменения отношений между Ашхабадом и Москвой, что может привести к обращению Туркмении к Америке и Западу за помощью против России.

И проект «Набукко», предусматривающий переправление большой части туркменского газа в Европу в обход России, является одним из способов вывода Туркменистана из орбиты российского влияния. Следует отметить, что Туркменистан не является ни членом ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности), ни членом КСОР (Коллективных сил оперативного реагирования), ни членом ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). В нем нет никаких российских военных баз. Предметом заинтересованности и внимания к ней со стороны России, Америки, Запада и в некоторой степени Китая является в основном экономическая сторона, учитывая его богатства и большие запасы газа и нефти.

5 – Казахстан

Казахстан является одной из самых больших стран в Центральной Азии с площадью 2,7 млн. км2. Численность его населения очень маленькая в сравнении с его площадью, примерно 15-17 млн. человек. Важность этой страны для России заключалась в проведении ядерных испытаний на её территориях. На  Семипалатинском ядерном полигоне было проведено 500 ядерных испытаний. 29 августа президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал меморандум о закрытии этого полигона. 24 сентября 2009 года Казахстан подписал договор о запрещении ядерных испытаний. Америка стремится укрепить свои отношения с Казахстаном, учитывая его геостратегическую важность, а также его нефтяные и газовые богатства. Запасы нефти в нем составляют 100 млрд. баррелей. В настоящее время он производит более одного миллиона баррелей, и ожидается увеличение его производства к 2015 году до 2,5 млн. баррелей в день. В нем большие запасы природного газа, около 150 трлн. кубометров.

Это и заставляет империалистические государства во главе с Америкой установить контроль над этими богатствами и работать над расширением своего влияния в этой большой богатой ресурсами исламской стране. Сегодня Казахстан имеет тесные связи с Америкой. Глава государства Назарбаев предоставил льготы американским компаниям для инвестирования средств в нефтяную, газовую и другие отрасли. Благодаря этому американские компании стали главными инвесторами в нефтяной и газовой индустрии Казахстана. Дик Чейни, ставший вице-президентом, был в середине девяностых годов минувшего столетия членом совета по вопросам нефтедобывающей отрасли в Казахстане. Он заключил ряд сделок для американских компаний, как сделка в пользу компании «Chevron Corporation», в управлении которой работала Кондолиза Райс. Отношения между Америкой и Казахстаном увенчались визитом казахстанского президента Нурсултана Назарбаева в июне 2006 года в Америку, в ходе, которой он встретился с тогдашним американским президентом Джорджем Бушем.

В своей итоговой декларации оба президента заявили: «Партнерские отношения между двумя странами в области энергетики помогут американским компаниям открыть новые большие запасы нефти и газа в Казахстане и во всем Прикаспийском регионе» («BBC» 30/6/2006). В феврале 2008 года Казахстан разрешил Америке переправить через Казахстан свое оборудование и военную технику для американской армии и сил НАТО, которые ведут борьбу против мусульман в Афганистане. Российский начальник штаба Николай Макаров открыто заявил в конце прошлого года о «планах Вашингтона по созданию американских военных баз в Узбекистане и Казахстане» («аш-Шарк аль-Авсат» 18/12/2009). Казахстан имеет протяженную границу с Россией 6846 км и с Китаем – 1533 км. Также имеет самое длинное побережье Каспийского моря с длиной 1894 км. Поэтому эта страна имеет большое значение для Америки в стратегическом и экономическом плане. Также Казахстан принимает участие в программе «Партнерство ради мира с НАТО» и является самым активным союзником США в Центральной Азии.

Помимо того, эта страна имеет протяженную границу по Каспийскому морю, богатому рыбой, особенно осетриной, которую Россия ежегодно производит на сумму $ 400 млн., а также имеет огромные запасы нефти около 200 млрд. баррелей и запасы природного газа около 600 трлн. кубометров. Поэтому Америка и Запад с жадностью смотрят на неё. Это закрытое море является стратегическим и экономическим бассейном из-за изобилия его нефтяных и газовых богатств.

Однако Россия сохраняет свои традиционно сильные позиции в Казахстане. По сей день, там расположена российская станция космических ракетоносителей, т.е. космодром «Байконур». Также Казахстан имеет прочные связи с Россией благодаря тому, что во время СССР большое количество русских было поселено там. Сегодня в Казахстане проживает самый большой процент русских во всей Центральной Азии, от 30% до 40% населения. Поэтому ортодоксальные россияне имеют влияние по причине своих религиозных и национальных связей со своей изначальной родиной – Россией, даже если процент мусульман превышает 60% населения.

В последнее время Казахстан продемонстрировал сближение с Россией. Сегодня Россия уделяет ему первостепенное значение. Она внесла его в число основателей ШОС (Шанхайской организацией сотрудничества) вместе с Китаем. Казахстан является членом СНГ (Содружество независимых государств) и ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности), которым управляет Россия. Также состоит в ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), которое было основано в 2000 году... Казахстан согласился на участие в КСОР (Коллективных сил оперативного реагирования), об образовании которых объявила Россия. Также и Китай прилагает усилия для укрепления своих отношений с ним, и протянула магистраль нефтепровода из Казахстана на расстояние 1240 км, чтобы обеспечить растущие нефтяные потребности Китая.

Таким образом, Назарбаев хочет сохранить свои тесные отношения с Россией и Китаем. Свою политику однажды он выразил словами: «Если будем говорить о проектах восточного или прозападного курса, то я отвечу, что у нас и у Туркменистана прагматический подход» (Интерфакс-Россия 17/5/2007). Другими словами, он определяет свою политику под диктовку реальности и личной выгоды. Поэтому, несмотря на свой союз с Америкой, которая едва не доходит до уровня лояльности, а также, невзирая на просочившуюся недавно информацию о том, что США планируют развернуть военные базы, взамен на предоставленную львиную долю американских инвестиций в нефтяную и газовую отрасли страны, Назарбаев не желает прерывать свои крепкие отношения с Россией во избежание угрозы своему режиму правления.

Вывод:

Россия пытается сохранить и укрепить свое влияние в Центральной Азии всеми путями и средствами, будь то посредством заключения региональных договоров, как СНГ, ОДКБ и КСОР, или посредством двусторонних соглашений и договоров с каждым из них и размещения военных баз в каждом из них, чтобы не упустить эти страны и укрепить свое влияние в них. Как и пытается опереться с тыла на Китай на региональном и международном уровне. Она основала с Китаем ШОС и задействовала в них среднеазиатские страны. Также заключила экономические договора и проекты... При этом она использует свое преимущество, как правоприемница бывшего Советского Союза, контролируя и распоряжаясь важными стратегическими объектами и войсковыми подразделениями на территориях бывших союзных республик. И имеет опору в каждой республике в лице русскоязычного населения, заблаговременно расселенного имперским режимом Союза.

Одновременно с этим Америка использует обольстительные финансовые содействия странам Центральной Азии, а также внушает им то, что её последователи внутри страны могут вызвать беспорядки и волнения... Другими словами она использует политику кнута и пряника, вдобавок к умалению мощи России в глазах этих и других стран на Кавказе и Восточной Европе, чтобы никто не боялся её, а напротив, смело протестовал ей и освободился от её когтей. Вице-президент Америки Джо Байден после своей поездки в Грузию и Украину заявил: «Россия является не больше, чем младшим партнером США вследствие потери своей бывшей стратегической роли». Он сказал:

«Слабость российской экономики заставит Москву пойти на уступки Западу, самым ярким из этих уступок является отказ от попыток доминировать в бывших советских республиках и одобрение сокращения своего ядерного потенциала» «Wall Street» 26/7/2009

Это и объясняет позицию среднеазиатских режимов, которые понимают российскую слабость по отношению к американцам, поэтому стараются ублаготворить американцев, и даже повернуть свой курс на Америку.

На основании этого продолжающегося геополитического конфликта в Средней Азии, можно вкратце описать политическую ситуацию следующим образом:

Кыргызстан и Таджикистан в большей части проявляют лояльность к России, при этом, гарантируют американские интересы и стараются не провоцировать её на противостояние в целях сохранения стабильности политической ситуации в этих странах, которая может перерасти в серьезные волнения, если Америка приведет в действие своих последователей в этих двух странах.

Нынешняя политическая ситуация в Узбекистане больше склоняется к Америке, принимая во внимание переменное настроение Каримова.

Что касается Туркменистана и Казахстана, то они служат ареной политической и экономической конкуренции между Америкой, Россией и в некоторой степени Китаем в экономическом плане.

Однако, более всего прискорбно то, что эти конкурирующие и противоборствующие между собой стороны, а также и местные правители, все они воюют с Исламом и его деятелями. Растранжиривают богатства мусульман в Средней Азии и отдают их в руки врагам Ислама, в то время как большая часть населения Средней Азии ведет жалкое существование.

Средняя Азия, своим важным месторасположением и обильными богатствами, по дозволению Аллаха, вернется к мусульманам тогда, когда установится Халифат усилиями праведных и искренних деятелей, работающих ради Аллаха. Этот день не за горами, по воле Аллаха. В тот день возрадуются верующие победе Аллаха.

29 Рамадан 1430 х.
19/09/2009

Главное меню