Вопрос: В книге «Партийное сплочение» говорится: «Те, кто находился в исламских движениях, призывали к Исламу в открытой и общей форме». Отсюда возникают два вопроса:
1) Что значит призывать к Исламу в открытой и общей форме? Если можно, приведите ряд примеров.
2) Каковы доказательства на запрет вести призыв к Исламу в открытой и общей форме?
Ответ:
Призыв к Исламу в открытой и общей форме означает отсутствие кристаллизации, что позволяло бы препятствовать проникновению чуждых Исламу идей. Призыв к Исламу в такой форме открыл перед чуждыми идеями дверь под предлогом их непротиворечия Исламу, наличия в них пользы для мусульман и т.д.
Поэтому тот, чей призыв не имеет кристаллизации идей, ясных взглядов (мафхумов), чётких целей … не поймёт должным образом всей порочности демократии. Он не поймёт, что демократия — это система неверия, что социализм не из Ислама, не увидит преступления в издании законов парламентом, не увидит, что приемлемо перенимать от других наций из достижений науки и промышленности, а когда этого нельзя делать, как то перенимать чужую культуру (хадара), взгляды на жизнь. В то же время этот человек может выстаивать намаз, держать пост. Причиной такого положения вещей стал его призыв к Исламу в открытой и общей форме.
Именно это бедствие постигло Умму в последние годы Исламского Государства. В тот период ясно прослеживалось, как мусульманский учёный мир находился в замешательстве, как не мог различать между тем, что дозволено заимствовать у Запада, как науки, технологии и открытия, и тем, что нельзя, как культура и представления о жизни.
Самым прогрессивным движением в тот период оказались поборники идеи о примирении Ислама и Запада в культурном и научном плане. Эту прослойку назвали «учёные возрождения», «учёные-реформаторы», «учёные современности». Именно от таких учёных зародилась идея об открытости Ислама, тем самым они распахнули двери Ислама настежь перед чуждыми идеями. И вместо того, чтобы использовать шариатские правила как критерий для понимания, как преграду для отклонения от норм Шариата, их стали использовать как ключи, которые открыли перед чуждыми идеями дверь Ислама. В результате такие учёные стали разъяснять Ислам таким образом, который напрочь отсутствовал в текстах Шариата. Ведь они желали согласовать его с нормами современного западного общества и доминирующими в нём идеями. Ради этого были придуманы универсальные правила (каваид куллия), которые не имеют ничего общего с Исламом и его текстами. К этим правилам относятся:
لَا يُنْكَرُ تَغَيُّرُ الْأَحْكَامِ بِتَغَيُّرِ الزَّمَانِ وَالْمَكَانِ
«С изменением времени и места допускается изменение законов»,
اَلْعَادَةُ مُحَكَّمَةٌ
«Обычай имеет законодательную силу»,
مَا رَآهُ الْمُسْلِمُونَ حَسَنًا فَهُوَ عِنْدَ اللهِ حَسَنٌ
«То, что считают мусульмане хорошим, то и у Аллаха оно хорошее».
Таким образом, многие тексты Шариата были истолкованы лишь с одной целью: исказить их правильное понимание. Например, джихад у таких учёных стал лишь оборонительным, многожёнство должно иметь свои причины и т.д.
Это что касается призыва к Исламу в открытой форме.
А касательно призыва в общей форме, то это означает, что призыв ведётся к общности Ислама, без подробностей о решении проблем. Например, лозунги «Ислам — это решение», «Ислам гарантирует успех в обоих мирах», «Ислам — это наилучшая система для жизни» и т.п. Когда же ты спросишь такого человека о шариатских решениях для систем жизни, то услышишь в ответ молчание. Если спросишь его об Исламском Государстве, то опять в ответ тишина. Если спросишь его о том, как изменить существующие системы на систему Ислама, то увидишь, как он начинает волноваться, запинаться, оглядываться, бормотать неясное в ответ — и это в том случае, если он не убежит от тебя, опережая ветер, т.к. не захочет оказаться в положении дискомфорта.
Что касается доказательства на запретность призыва к Исламу в открытой и общей форме, то оно имеется в Коране и Сунне. Вот некоторые из этих текстов:
إِنَّ ٱلدِّينَ عِندَ ٱللَّهِ ٱلۡإِسۡلَٰمُۗ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19),
وَمَن يَبۡتَغِ غَيۡرَ ٱلۡإِسۡلَٰمِ دِينٗا فَلَن يُقۡبَلَ مِنۡهُ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (3:19).
Также имеются аяты, касающиеся правления, экономики, супружеских отношений, недозволенности дружить с неверными, побивания камнями прелюбодеев, отсечения руки вору. В шариатских текстах разъясняется, что система Ислама в корне отличается от других систем:
حَتَّىٰ يَمِيزَ ٱلۡخَبِيثَ مِنَ ٱلطَّيِّبِ
«пока не отличит скверного от благого» (3:179),
ثُمَّ جَعَلۡنَٰكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡرِ فَٱتَّبِعۡهَا وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَ ٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ
«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18),
لِكُلّٖ جَعَلۡنَا مِنكُمۡ شِرۡعَةٗ وَمِنۡهَاجٗا
«Каждому из вас Мы установили закон и путь» (5:48).
И многие другие аяты и хадисы Посланника Аллаха ﷺ.
20 Джумада аль-уля 1430 г.х.
16.05.2009 г.