Вопрос: Мы знаем, что запрещено (харам) правителю устанавливать цены на товары, т.к. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ هُوَ الْخَالِقُ الْقَابِضُ الْبَاسِطُ الرَّازِقُ الْمُسَعِّرُ وَإِنِّي لَأَرْجُو أَنْ أَلْقَى اللَّهَ وَلَا يَطْلُبُنِي أَحَدٌ بِمَظْلِمَةٍ ظَلَمْتُهَا إِيَّاهُ فِي دَمٍ وَلَا مَالٍ
«Поистине, Аллах — Создающий, Сжимающий и Разжимающий, Дающий жизненный удел и Назначающий цену. Я хочу предстать перед Аллахом, чтобы никто не требовал с меня возмездие за несправедливость из-за того, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество» (Ахмад),
مَنْ دَخَلَ فِي شَيْءٍ مِنْ أَسْعَارِ الْمُسْلِمِينَ لِيُغْلِيَهُ عَلَيْهِمْ كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ أَنْ يُقْعِدَهُ بِعُظْمٍ مِنَ النَّارِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Кто вмешивается в ценообразование товаров мусульман, чтобы поднять им цены, заслуживает того, чтобы Аллах посадил его в самое пекло Ада в Судный день» (Ахмад, ат-Табарани).
Отсюда вопрос: если некоторые торговцы в каком-либо регионе договорятся между собой и установят цену на тот или иной товар, будет ли это харамом, или же харамом это будет только в том случае, если это сделает государство, а не торговцы? Например, торговцы рисом договорились между собой о продаже риса людям по определённой цене.
Ответ:
Во втором хадисе ясно прослеживается иллят (мотив), а раз присутствует иллят, то присутствует и хукм. Если соглашение торговцев было направлено на повышение цены (как об этом говорится во втором хадисе), то данный запрет распространяется и на них. Если же соглашение направлено на предотвращение спекуляций и урегулирование купли-продажи таким образом, чтобы никто не утаивал свой товар с целью продать его в будущем подороже, то это дозволено. Например, пока другие продают свой товар, кто-то не продаёт свой, а после того, как товар стал дефицитным на рынке, этот человек, став монополистом, выставляет его на продажу по высокой цене. Повторюсь, в такой ситуации нет ничего в том, чтобы торговцы договорились между собой в урегулировании процесса купли-продажи.
Однако договорённость между торговцами об определённой цене, скорее всего, приведёт к росту цены, особенно если никто кроме них не продаёт подобный товар. Хоть их соглашение не направлено на повышение цены, но есть большая вероятность, что цена вырастет, а в таком случае в силу вступает правило:
اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ
«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом».
Следовательно, договорённость торговцев об установлении определённой цены, хоть и не на 100%, но есть большая вероятность, что приведёт к росту цены. Наличия большой вероятности (галябат уз-занн) достаточно, чтобы сказать, что договорённость между торговцами недопустима. Я и сам склоняюсь к этому мнению, т.е. к недопустимости договариваться о ценах. Поэтому вопрос установления цены следует оставить на урегулирование рынком, что позволит каждому торговцу устанавливать ту или иную цену с учётом своих обстоятельств. Это облегчит положение людей и отдалит рынки от поднятия цен.
В этом вопросе я восхищаюсь тем, что было упомянуто в книге «Ат-Турук аль-хакимия фи ас-сиясати аш-шаръийя», автор Ибн Каййим аль-Джаузия: «Много кто из учёных, в частности — Абу Ханифа и учёные его мазхаба, запрещают людям профессии «аль-кассам», которые занимаются разделением недвижимости и другого имуществам за плату, объединяться друг с другом по той причине, что их объединение (а люди нуждаются в их услугах) приведёт к поднятию оплаты их услуг.
Я считаю, что представитель хисба (контролирующего органа) должен запретить тем, кто омывает умерших, и тем, кто несёт погребальные носилки, объединяться между собой, поскольку это приведёт к увеличению оплаты за их услуги. Подобный запрет должен касаться объединения и других групп, в услугах которых будут нуждаться люди» (конец цитаты).
28 Зуль-хиджа 1432 г.х.
24.11.2011 г.