25
Вс, окт

Вопросы, связанные с усуль аль-фикхом

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Мухаммада Айяда

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, достопочтенный шейх. Пусть Аллах окажет Вам Свою помощь и посредством Вас осуществит добро в этом мире.

Мои вопросы связаны с наукой усуль аль-фикх.

Надеюсь, эти вопросы не станут обременительными для Вас, ведь мы прекрасно осознаём тяжесть ноши, которую Вы взвалили на свои плечи, и масштабы ответственности, которую Вы взяли на себя. Пусть Аллах окажет Вам Свою поддержку, направит Вас, позволит Вам и нам насладиться воочию тем, как будет претворяться Шариат в сени Второго Праведного Халифата.

Мои вопросы к Вам — следующие:

1) В ряде исследований я читал, что в усуль аль-фикхе имеются разные методы: метод мутакаллимов, метод факихов, метод универсальной индукции1 (аль-истикра аль-куллий), метод извлечения ответвлений (фуру) из основ (усуль) … В чём смысл этих методов? К какому из методов мы более близки, или же мы имеем свой метод в усуль аль-фикхе?

2) В книге «Исламская личность», 3 том, в теме «Усуль аль-фикх» говорится: «Что касается слова «фикх», то в арабском языке оно означает «понимание», как, например, в словах Всевышнего:

مَا نَفْقَهُ كَثِيرًا مِّمَّا تَقُولُ

«Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно» (11:91).

В терминологии исламских правоведов слово «фикх» употребляется для обозначения знаний о практических, подробных шариатских хукмах, выведенных из своих детальных доказательств. Под выражением «знаний о практических, подробных шариатских хукмах» подразумевается не простая осведомлённость, но и владение навыками разбора данных хукмов. Другими словами, учёный должен обладать глубоким познанием, позволяющим ему приобрести способность разбора подробных шариатских хукмов. Обладателя подобными навыками можно считать факихом, при этом он может не знать всех хукмов Шариата. Однако факиху необходимо владеть знанием целого ряда подробных шариатских хукмов через изучение и истидляль (приведение доводов)» (конец цитаты).

Имеет ли термин «владение навыками» основу в арабском языке или Шариате? Или это термин, установленный учёными науки усуль аль-фикх? Владение навыками относится к врождённому свойству, или оно приобретается? Или же это врождённые навыки, которые можно развить путём глубокого изучения и долгой практики? Или это что-то другое?

3) В этой же книге упоминается правило:

مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ

«То, без чего не осуществляется ваджиб, само является ваджибом». Затем в теме «Универсальные правила» (аль-каваиду аль-куллия) говорится, что универсальные правила не являются шариатскими доказательствами, а являются шариатскими хукмами, выведенными из детальных доказательств. В результате у меня по-прежнему имеется неясность: эти два правила относятся к усуль аль-фикху или фикху?

Под правилами я подразумеваю:

مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ

«То, без чего не осуществляется ваджиб, само является ваджибом»,

اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ

«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом».

Пусть Аллах благословит Вас, воздаст Вам и другим мусульманам благом.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ваше послание содержит в себе три разных вопроса. С дозволения Аллаха, мы вкратце попытаемся ответить на каждый из них.

1) Известно, что Имам Шафии является основоположником науки усуль аль-фикх и первым, кто классифицировал данную науку, а лишь затем появились уже другие классификации. Учёные науки усуль аль-фикх в своих классификациях следовали различным методам. Приведём некоторые из них:

— Некоторые учёные при проведении исследований и разработке правил (каваид) взяли в расчёт интеллектуальную сторону, не обращая внимания на ответвления (фуру) фикха того мазхаба, которому они следовали. Они стали руководствоваться правилами (каваид) и нормами (давабит), которые, по их мнению, будут правильными на основе доказательств, указывающих на них. Поэтому их книги полны привидением доводов и дискуссий касательно исследований усуль аль-фикха, при этом в них присутствует скудное количество ответвлений (фуру) фикха. Подобный способ был назван «методом Шафии», или, по-другому, «методом мутакаллимов».

Данный метод изобилует способом под названием «аль-фанкаля»2, и, как мы уже сказали, ответвления (фуру) фикха в нём присутствует в малом количестве. В методе аль-фанкаля широко использовались разные формулировки, вот одна из них: «Если ты скажешь … мы скажем …». Данный метод является более близким к истине в определении норм (давабит), правил (каваид) и основ (усуль), которые рассматриваются в качестве фундамента, и только затем идут ответвления (фуру). Основы (усуль) превалируют над ответвлениями (фуру), они являются опорой фикха и истинбата (выведение хукмов Шариата). Метод мутакаллимов дистанцировал людей от фанатической приверженности ответвлениям фикха или решениям мазхаба.

К книгам, которые были написаны на основе метода мутакаллимов, относятся следующие:

— «Ар-Рисаля», автор — Имам Шафии. Данная книга является первым трудом по этому методу, затем по её примеру были написаны другие труды.

— «Аль-Бурхан», автор — шафиитский учёный Абу-ль-Маали аль-Джувайни, умерший в 478 г.х.

— «Аль-Мустасфа», автор — шафиитский учёный Абу Хамид аль-Газали, умерший в 505 г.х.

— «Аль-Ихкам фи усуль аль-ахкам», автор — шафиитский учёный Сайф ад-Дин аль-Амиди, умерший в 631 г.х.

2) Метод факихов, или, по-другому, метод ханафитов:

Ханафитские учёные во время исследований и разработки правил взяли в расчёт ответвления фикха своего мазхаба, которому они следовали. Они выводили правила и нормы не путём исследования доказательств, указывающих на них, а путём изучения ответвлений своего мазхаба. Другими словами, они разработали правила в соответствии с ответвлениями мазхаба. Данный метод был назван «методом ханафитов», или, по-другому, «методом факихов».

Этот метод подвержен влиянию ответвлений мазхаба, и он направлен для услужения мазхабу и на подтверждение здравости ханафитского иджтихада в ответвлениях фикха. Данный метод характеризуется извлечением правил усуль аль-фикха из ответвлений и хукмов, которые были выведены имамами ханафитского мазхаба. Они считают, что учитывают эти правила в своём иджтихаде и истинбате. Причиной, по которой ханафитские учёные прибегли к этому методу, стало отсутствие книг по усуль аль-фикху, написанных их имамами, в отличие от шафиитских учёных, которые имели доступ к книге «Ар-Рисаля». Поэтому ханафитские учёные искали правила усуль аль-фикха в ответвлениях фикха, полагая, что они (ответвления) основываются на правильном фундаменте.

К трудам данного метода относятся:

— «Аль-Усуль», автор — Абу аль-Хасан аль-Кархи, умерший в 340 г.х.

— «Аль-Фусуль фи аль-усуль», автор — Абу Бакр аль-Джассас, умерший в 370 г.х.

— «Аль-Усуль», автор — Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси, умерший в 490 г.х.

3) Метод, сочетающий в себе методы мутакаллимов и ханафитов:

В VII веке по хиджре появился третий метод, который объединил два существующих: метод мутакаллимов и метод ханафитов. В данном методе упоминаются правила усуль аль-фикха и приводятся доказательства на них, также в нём сравниваются друг с другом высказывания мутакаллимов и ханафитов, при этом не просто сравниваются, а проводятся дискуссии и отдаётся предпочтение кому-то из них, затем упоминаются некоторые ответвления, возникшие в ходе сравнения.

К трудам данного метода относятся:

— «Джам аль-джавами», автор — Таджуддин ас-Субки, умерший в 771 г.х.

— «Ат-Тахрир», автор — ханафитский учёный Камаль ибн аль-Хумам, умерший в 861 г.х.

4) Метод извлечения ответвлений (фуру) из основ (усуль):

Данный метод упоминает правила усуль аль-фикха и мнения учёных о них, при этом не вдаваясь в доказательства того или иного мазхаба. Далее из правил извлекаются ответвления либо на основе того или иного мазхаба, либо путём сравнения между двумя мазхабами. Например, между ханафитским и шафиитским, или шафиитским, маликитским и ханбалитским и т.д.

К трудам данного метода относятся:

— «Тахриджу аль-фуру аля аль-усуль», автор — Шихаб ад-Дин Махмуд ибн Ахмад аз-Занджани, умерший в 656 г.х. В данном труде упоминаются правила усуль аль-фикха, затем следует применение этих правил в фикхе ханафитского и шафиитского мазхабов.

— «Ат-Тамхид фи тахриджи аль-фуру аля аль-усуль», автор — шафиитский учёный Джамаль ад-Дин аль-Иснави, умерший в 772 г.х. Данная книга считается одной из важнейших книг по этому методу, поскольку в ней собраны правила усуль аль-фикха, но она ограничивается лишь шафиитским мазхабом.

5) Метод формирования правил усуль аль-фикха на основе целей Шариата (макасид аш-шариа):

Данным методом руководствовался имам аш-Шатиби, умерший в 790 г.х. Этот метод приводится в его известной книге «Аль-Мувафакат». В ней аш-Шатиби пошёл по новому беспрецедентному пути: помимо упоминания правил усуль аль-фикха в определённых разделах, он также упомянул цели Шариата. Упомянутые им цели Шариата включили в себя сохранение необходимых (ад-дарурият), насущных (аль-хаджият) и украшающих жизнь (ат-тахсиният) целей.

Таким образом, мы видим, что имам аш-Шатиби в книге «Аль-Мувафакат» придерживался иного подхода, который в большей степени опирался на универсальную индукцию (аль-истикра аль-куллий). Во вступительном слове книги «Аль-Мувафакат» аш-Шатиби пишет: «Когда скрытые тайны начали открываться и Милосердный Аллах даровал успех и руководство, я начал собирать удивительные значения, редко встречающиеся языковые выражения, детали и предложения, приводя не кратко изложенные, а явные шавахиды (данные, служащие доказательством) из источников правил. При этом я опирался на универсальную индукцию (аль-истикра аль-куллий)».

Под универсальной индукцией (аль-истикра аль-куллий) подразумевается следование шариатским хукмам в одном вопросе в процессе исследования, чтобы затем вывести универсальный хукм (аль-хукму аль-куллий), который можно будет применить к неуниверсальным частям (джузьият).

Таково краткое изложение значений терминов, которые Вы упомянули в своём вопросе относительно методов классификации книг по усуль аль-фикху.

Что касается книги Хизб ут-Тахрир по усуль аль-фикху («Исламская личность», 3 том), то в ней основное внимание уделяется законодательной стороне в исследованиях усуль аль-фиха, а именно:

а) В книге уделяется внимание темам, которые связаны с законодательной стороной, и нет места теоретическому подходу. В книге нет тем, которые не являются фундаментальными для изучения усуль аль-фикха и истидляля (приведение доводов). Например, в ней отсутствуют такие темы, как «Благодарить Того, Кто дарует блага, является ваджибом исходя из Шариата или разума?». Что касается рассмотрения в книге вопросов, не связанных с усуль аль-фикхом с точки зрения истидляля (приведения доводов), то здесь было уделено внимание их законодательному значению, поскольку они освещают реальность вещей и облегчают вынесение хукма о них (вещах).

Например, тема «красивого и безобразного (хусн и кубх)» была рассмотрена в разделе «Аль-Хаким» (Законодатель), поскольку вынесение хукма — это позиция человека о поступках, на которую влияет взгляд человека о вещах (объекты, отношения, явления), т.е. красивые они или безобразные? Именно поэтому были затронуты подобные темы.

б) В книге нет логического изучения вопросов, нет бесполезных ответвлений, но есть изучение с законодательной стороны, есть приведение законодательных доводов.

в) В книге приводятся понятные, законодательные, языковые и рациональные доводы, нет места дискуссиям. Книга написана таким образом, чтобы облегчить понимание и подвести к исследуемой проблеме с законодательной стороны, тем самым формируя должное понимание.

г) В книге ответвления фикха упоминаются с надлежащей стороны, т.е. под таким углом, чтобы внести ясность в исследуемые вопросы и объяснить их законодательную реальность. Это отличается от тех книг, в которых мало упоминаются ответвления фикха под должным углом. Однако это не значит, что книга улучшает метод извлечения основ (усуль) из ответвлений (фуру), как это имеет место в методе ханафитов. Причина этого заключается в том, что первоначальной задачей в исследованиях науки усуль аль-фикх является выведение правил (каваид) и норм (давабит), а не упоминание ответвлений фикха. Книга Хизба по усуль аль-фикху является беспристрастной в этом аспекте.

Несмотря на все перечисленные ранее книги, книга «Исламская личность», 3 том, является одной из лучших по усуль аль-фикху. Поскольку тот, кому удастся понять и изучить её должным образом, с дозволения Аллаха, сможет войти через самые широкие двери иджтихада.

Ответ на второй вопрос:

Что касается слова «аль-маляка» (владение навыками), упомянутого в книге «Исламская личность», 3 том, в теме «Усуль аль-фикх» говорится: «Что касается слова «фикх», то в арабском языке оно означает «понимание», как, например, в словах Всевышнего:

مَا نَفْقَهُ كَثِيرًا مِّمَّا تَقُولُ

«Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно» (11:91).

В терминологии исламских правоведов слово «фикх» употребляется для обозначения знаний о практических, подробных шариатских хукмах, выведенных из своих детальных доказательств. Под выражением «знаний о практических, подробных шариатских хукмах» подразумевается не простая осведомлённость, а и владение навыками разбора данных хукмов. Другими словами, учёный должен обладать глубоким познанием, позволяющим ему приобрести способность разбора подробных шариатских хукмов. Обладателя подобными навыками можно считать факихом, при этом он может не знать всех хукмов Шариата. Однако факиху необходимо владеть знанием целого ряда подробных шариатских хукмов через изучение и истидляль (приведение доводов). Следовательно, знание одного или двух хукмов, или знание того, что некое доказательство является худджей (доводом), не называется фикхом» (конец цитаты).

В «Аль-Камус аль-Мухит» говорится: «مَلَكَهُ», «يَمْلِكُه», «مِلْكاً», «مَلَكَةً», «مَمْلُكَةً». Значение данных слов будет следующим: содержать в себе и быть способным управлять этим».

В «Аль-Муджам аль-Васыт» говорится: «Аль-Маляка — устоявшееся качество в душе или особая умственная подготовка для умелого выполнения определённых задач, например, навыки счёта, навыки лингвистики».

В книге «Ат-Таарифат» говорится: «Аль-Маляка — устойчивое качество в душе, которое достигается, когда душа переходит в определённое состояние из-за того или иного действия. Подобное состояние называют «душевный образ», «состояние». Это состояние проходит довольно быстро, но если оно будет повторяться из раза в раз, то настанет момент, когда оно закрепится, а значит, его исчезновение уже будет медленнее. Именно это называется «аль-маляка», если же сравнивать по аналогии с поступком, то речь пойдёт о привычке и нраве».

Следовательно, слово «аль-маляка» означает: содержать в себе и быть способным управлять этим, а также имеет терминологическое значение, которое упомянуто выше. Термин «аль-маляка» используется не только в науке усуль аль-фикх, но и в других науках. В книге «Исламская личность», 3 том, упомянуто именно это терминологическое значение.

В книге говорится, что слово «фикх» используется для обозначения знаний о практических, подробных шариатских хукмах, выведенных из своих детальных доказательств. Далее разъясняется, о каких знаниях идёт речь, поскольку знать лишь ряд шариатских хукмов не достаточно, чтобы быть факихом. Зная лишь некоторые шариатские хукмы, человек продолжает оставаться мукаллидом, ведь нет такого, что мукаллид не может быть осведомлённым о части шариатских хукмов. Так же учёному нет необходимости в знании всех шариатских хукмов, чтобы считаться факихом, поскольку подобного статуса ни один человек не сможет достичь.

Но при этом факих должен владеть знанием целого ряда подробных шариатских хукмов, знать их доказательства и то, как происходит истидляль (приведение доводов). И в то же время у человека должна присутствовать способность (как следствие глубокого изучения фикха) для обретения знаний о хукмах, которых он не знал ранее. В этом и заключается аль-маляка. Говоря другими словами, человек должен достичь степени знаний, позволяющих ему стать тем, кто владеет навыками. Навыками, которые помогут человеку открыть двери фикха. Владение такими навыками станет устоявшимся качеством души человека.

Под «аль-маляка» в фикхе не подразумевается врождённая предрасположенность, а имеется в виду навыки, приобретённые через углублённое изучение и практику. При этом не отрицается, что врождённая предрасположенность способствует в приобретении и развитии навыков фикха. Но сама предрасположенность не считается навыком, о чём говорится в книге «Исламская личность», 3 том.

Ответ на третий вопрос:

1) Универсальное шариатское правило (аль-каиду аль-куллий) — это правило, связывающее тот или иной хукм с универсальным положением (аль-амру аль-куллий). Далее это универсальное положение применяется к другим неуниверсальным частям (аль-джузъият). Например, хукм ваджиба в правиле:

مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ

«То, без чего не осуществляется ваджиб, само является ваджибом», — связан с универсальным положением, т.е. с «То, без чего не осуществляется ваджиб».

Или хукм харама в правиле:

اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ

«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом», — связан с универсальным положением «Средство, ведущее к хараму».

Эти два универсальных положения уже применяются к другим неуниверсальным частям (джузьият) в фикхе.

2) Универсальные правила — это шариатские хукмы с точки зрения истинбата (выведения хукмов Шариата). Эти правила выводятся из шариатского текста так же, как это происходит с другим любым хукмом, и здесь не важно, выведен хукм из одного доказательства или из нескольких. Однако, доказательство, из которого выводится универсальное правило, включает в себя значение, которое похоже на иллят (بِمَثَابَةِ الْعِلَّةِ). Такое положение вещей позволяет охватить различные неуниверсальные части (джузьият). Например, два правила:

اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ

«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом»,

مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ

«То, без чего не осуществляется ваджиб, тоже является ваджибом», —

являются универсальными. Если взглянуть на их доказательства, то станет очевидным, что они указывают на связь между хукмом в тексте и иной вещью, связанной с ним. Именно о такой связи мы говорим: «в значении иллята», «включает иллят». Это, в свою очередь, позволяет применить универсальный хукм ко всем неуниверсальным частям (джузьият). Например, Всевышний сказал:

وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ

«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (6:108).

В аяте перед глаголом «يَسُبُّوا» (они станут оскорблять) присутствует частица «فَ», указывающая на то, что ваше оскорбление их идолов приводит к оскорблению Аллаха с их стороны. Из этого следует, что оскорбление их идолов в таком случае — харам. Данная связь приходит как бы в значении иллята. Запрет «ругать богов неверных» является доказательством хукма, но, помимо этого, аят также указывает на иную вещь, связанную с хукмом. Поэтому из слов «не то они станут оскорблять Аллаха» было выведено универсальное правило:

اَلْوَسِيلَةُ إِلَى الْحَرَامِ حَرَامٌ

«Средство, ведущее к хараму, само становится харамом».

Другой пример — Всевышний сказал:

فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ

«Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей …» (5:6),

ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

«… а затем поститесь до ночи» (2:187).

В этих двух аятах упоминается предлог «إِلَى». В первом аяте предлог указывает на то, что пока не будет вымыта даже малая часть локтя, омовение руки не будет завершённым. А значит, поставленная гайя (цель) не будет достигнута. Во втором аяте предлог «إِلَى» указывает на то, что если не наступит хотя бы малая часть ночи, будь то даже одна минута ночи, пост так же не будет завершённым. Таким образом, омыть руки до локтей, не оставляя даже малой части, дождаться наступления ночи, даже если речь идёт об одной минуте, является ваджибом, т.к. на это указывают оба аята.

Причина этого заключается в том, что полное выполнение того, что вменено в обязанность (омыть руки до локтей, поститься до наступления ночи) возможно лишь с достижением поставленной цели. Следовательно, поставленная цель (омыть руки до локтей, поститься до наступления ночи) требует выполнения того, что приводит к ваджибу, поэтому достижение поставленной цели действует как иллят. Причина этого заключается в том, что упомянутые два аята указали как на хукм, так и на вещь, которая дополняет его. Из этих двух аятов и было выведено правило:

مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ

«То, без чего не осуществляется ваджиб, тоже является ваджибом».

3) Как Вы можете наблюдать, выведение универсальных правил связано с тем, что приходит в значении иллята, а значит, использование этих правил подобно использованию доказательств. Повторюсь, из-за того, что универсальные правила были выведены на основе вещи, пришедшей в значении иллята, это позволяет использовать правила на уровне доказательств. Поэтому упомянутые нами два правила и им подобные являются шариатскими хукмами. Однако эти хукмы не относятся к категории «подробные шариатские хукмы», они являются лишь правилами, которые используются в истидляле (в приведении доводов) относительно шариатских хукмов. Причина этого заключается в том, что метод извлечения правил связан с вещью, которая приходит в значении иллята.

Таким образом, использование правила в качестве довода на тот или иной хукм подобно использованию в качестве довода шариатского доказательства, поскольку правило охватывает то, что пришло в значении иллята. И в то же время подобный истидляль отличается от истидляля (процесса приведения довода), связанного с шариатским хукмом. Истидляль, связанный с нашими правилами, не похож на способ приведения доказательства, как это обычно бывает с шариатскими законами, а более схож с реализацией самого закона, когда мы более наблюдаем процесс схожий с соответствием закона той реальности, по поводу которой было вынесено шариатское решение.

4) Принимая во внимание метод выведения, становится понятным, что универсальные правила больше относятся к исследованиям усуль аль-фикха, нежели к исследованиям фикха. Именно поэтому эти правила упоминаются в вопросах усуль аль-фикха и рассматриваются в книге «Исламская личность», 3 том, но в отдельной теме под названием «Универсальные правила». В книге упоминаются лишь некоторые универсальные правила с их разъяснением и уточнением.

 

16 Зуль-хиджа 1438 г.х.
08.08.2017 г.