От Мустафы аль-Макдиси
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
В книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Упадок исламского фикха» говорится: «… в то время как противники иджтихада, такие как аль-Каффаль, говорили о прекращении иджтихада» (конец цитаты). Я искал информацию о биографии этого учёного, но смог найти с похожим именем только двоих учёных шафиитского мазхаба, но они не призывали к закрытию дверей иджтихада. Я имею в виду аль-Каффаля аш-Шаши (аль-Каффаль аль-Кабир) и аль-Каффаля аль-Марвази (аль-Каффаль ас-Сагир). Кто же этот учёный, о котором говорится в книге?
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
1) Да, действительно, Ваш вопрос связан с тем, что упомянуто в теме «Упадок исламского фикха» книги «Исламская личность», 1 том: «Более того, они дошли до того, что стали запрещать мусульманам делать иджтихад, и сказали о недопустимости иджтихада. В результате многие учёные из числа тех, кто был способен делать иджтихад, не осмеливались на это и говорили, что они — не муджтахиды. Этот упадок начался в конце IV века по хиджре. Тем не менее, в начале этого упадка и до конца VI и начала VII века по хиджре в иджтихаде наблюдался некоторый подъём. Были муджтахиды и учёные, в то время как противники иджтихада, такие как аль-Каффаль, говорили о прекращении иджтихада» (конец цитаты).
2) Что касается аль-Каффаля, то в источниках упоминаются три человека под таким именем:
а) В книге «Сияр аалям ан-нубаля» (16/283) говорится: «Аль-Каффаль аш-Шаши был выдающимся имамом, лингвистом, учёным науки усуль аль-фикх, учёным Хорасана. Полное его имя — Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаиль аш-Шаши. Он был шафиитским учёным. Также его ещё называли аль-Каффаль аль-Кабир. Он был имамом своего времени на территории Мавераннахра. Он также был автором большого количества трудов. Аль-Хаким о нём говорил следующее: «Среди жителей Мавераннахра он был самым знающим в усуль аль-фикхе и тем, кто больше всех посвятил себя поездкам в поисках знаний».
Шейх Абу Исхак в книге «Ат-Табакат» писал, что аль-Каффаль аш-Шаши умер в 36 г.х. Данное мнение — очевидная ошибка. Аль-Хаким писал, что аль-Каффаль умер в городе аш-Шаши в 365 г.х. Абу Саад ас-Самаани так же считал 365 г.х. датой его смерти, более того, он упомянул, что датой его рождения был 291 г.х. Ас-Самаани отметил, что аль-Каффаль является автором большого количества уникальных трудов, подобных которым никто до него не писал. Аль-Каффаль аш-Шаши был первым из факихов, кто написал труд о том, как нужно вести прения подобающим образом. Он — автор труда по усуль аль-фикху, он написал комментарии к книге имама Шафии «Ар-Рисаля». В своё время он стал распространителем шафиитского мазхаба на территории Мавераннахра. Ас-Самаани писал: «Абу Бакр является автором трудов «Даляилю ан-нубувва» и «Махасину аш-шариа» …» (конец цитаты).
В книге «Табакат аш-шафиийя» пишется: «Мухаммад ибн Али ибн Исмаиль, Абу Бакр аш-Шаши, аль-Каффаль аль-Кабир, один из выдающихся учёных шафиитского мазхаба и имамов мусульман. Родился в 291 г.х. … Шейх Абу Исхак писал, что он был выдающимся имамом, автором большого количества уникальных трудов, подобных которым никто до него не писал, и был первым из факихов кто написал труд о том, как нужно вести прения подобающим образом, он был автором труда по усуль аль-фикху, автором комментариев к книге «Ар-Рисаля». В своё время он стал распространителем шафиитского мазхаба на территории Мавераннахра. Ас-Самаани писал: «Абу Бакр является автором трудов «Даляилю ан-нубувва» и «Махасину аш-шариа» …» (конец цитаты).
в) В книге «Сияр аалям ан-нубаля» (17/405) говорится: «Аль-Каффаль — выдающийся имам, шейх шафиитского мазхаба. Полное его имя — Абу Бакр Абдуллах ибн Ахмад ибн Абдуллах аль-Марвази аль-Хурасани. В своё время он был аль-каффалем (мастером по производству маленьких замков). Некоторое время он проработал по своей профессии, но когда ему исполнилось тридцать лет, он ощутил тягу к фикху. Тогда он приступил к чтению фикха, пока не преуспел в нём. Аль-Каффаль был последователем хорасанского метода в шафиитском мазхабе. Факих Насир аль-Умари говорил: «Во времена Абу Бакра аль-Каффаля не было никого более знающего, чем он. Подобного ему уже не будет после. Мы часто говорили о нём: «Ангел в обличии человека» …
Абу Бакр ас-Самаани в книге «Аль-Амали» писал: «Он был уникальным учёным фикха, обладал уникальной памятью, был благочестивым и аскетом. Он внёс огромный вклад в разработку шафиитского мазхаба, чего не смогли достичь другие в его время. Его метод обучения в шафиитском мазхабе был учтивым и самым действенным. Его соратники понесли данный подход дальше, что побуждало других имамов приезжать к Абу Бакру аль-Каффалю из разных мест. Умер он в месяц Джумада аль-ахира в 417 г.х. в возрасте девяноста лет. Аль-Каффаль не достиг степени мухаддиса из-за того, что слишком поздно взялся за это дело» (конец цитаты).
В книге «Табакат аш-шафиийя» пишется: «Абдуллах ибн Ахмад ибн Абдуллах аль-Марвази, выдающийся имам. Его ещё называли Абу Бакр Аль-Каффаль ас-Сагир. Он был шейхом хорасанского метода в шафиитском мазхабе. Причиной, по которой его прозвали «Аль-Каффаль» (замочник), крылась в его профессии, т.к. в юном возрасте он преуспел в изготовлении маленьких замков весом в четыре бусины. После достижения тридцатилетнего возраста он почувствовал в себе силу проницательности, и тогда он обратился в сторону изучения фикха. Фикхом он стал заниматься под руководством шейха Абу Зайда и других факихов, и так продолжалось, пока он не стал образцовым имамом. У него обучалось большое количество жителей Хорасана. Также он был тем, кто учил, рассказывал и диктовал хадисы …
Абу Бакр ас-Самаани в книге «Аль-Амали» писал: «Он был уникальным учёным фикха, обладал уникальной памятью, был благочестивым и аскетом. Он оставил огромный вклад в разработке шафиитского мазхаба, чего не смогли достичь другие в его время. Его метод обучения в шафиитском мазхабе был учтивым и самым действенным…». Скончался Абу Бакр Аль-Каффаль в городе Мерв в месяц Джумада аль-ахира в 417 г.х. в возрасте девяноста лет. Среди его трудов были комментарии в двух томах к книге «Аль-Тальхис», комментарии в одном томе к книге «Аль-Фуру» и в одном огромном томе к книге «Аль-Фатава» (конец цитаты).
в) В книге «Аль-Аалям», автор — Хайр ад-Дин аз-Зирикли, говорится: «Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хусайн ибн Умар, Абу Бакр аш-Шаши, аль-Каффаль аль-Фарики. Ещё его называли: Фахр аль-Ислам, аль-Мустазхари. Он был главой шафиитского мазхаба в Ираке … Родился в городе Сильван, затем переехал в Багдад, где в 504 г.х стал преподавать в медресе «Аль-Низамийя». Преподавал он в медресе до самой своей смерти.… Среди его трудов были «Хильяту аль-уляма фи маарифати мазахиби аль-фукаха», после которого его стали называть «Аль-Мустазхари». Причина этого заключается в том, что данный труд он написал для халифа аль-Мустазхира Биллаха. Другими его трудами были «Аль-Муатамад» (комментарии к «Хильяту аль-уляма фи маарифати мазахиби аль-фукаха»), «Аш-Шафи» (комментарии к «Мухтасар ал-музани фи фуру аш-шафиийя»), «Аль-Фатава» (ещё известен как «Фатава аш-Шаши»), «Аль-Умдату фи фуру аш-шафиийя» (конец цитаты).
В книге «Табакат аш-шафиийя» пишется: «Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хусайн ибн Умар, Фахр аль-Ислам, Абу Бакр аш-Шаши. Родился в городе Сильван в месяц Мухаррам в 429 г.х. Изучал фикх у судьи города Сильван Абу Мансура ат-Туси, был учеником шейхов Абу Мухаммада и Али аль-Казаруни (автора книги «Аль-Ибана»). После того, как Абу Мансура ат-Туси сняли с должности судьи, он уехал к себе в город, а Абу Бакр аш-Шаши отправляется в Багдад и начинает изучать фикх у шейха Абу Исхака аш-Ширази. Находясь рядом с аш-Ширази, он стал известным и тем, кто повторял его уроки для других. Он прочитал «Аш-Шамиль» под руководством Ибн ас-Саббаха. Абу Бакр аш-Шаши был серьёзным, уважаемым человеком, был скромным и благочестивым. В юности его прозвали «Аль-Джунайд» из-за степени его благочестия.
После смерти своего шейха он стал главой шафиитского мазхаба и преподавал в багдадском медресе «Аль-Низамийя» в течение полутора лет. Имам аз-Захаби сказал: «Он был ашаритом, суфием…». Скончался Абу Бакр аш-Шаши в месяц Шавваль в 507 г.х. Похоронили его в одной могиле с шейхом Абу Исхаком аш-Ширази, были и те, кто сказал, что его похоронили рядом с шейхом … Он был автором книги в двух томах «Хильяту аль-уляма фи маарифати мазахиби аль-фукаха», в ней он упомянул многие разногласия среди учёных. Эту книгу он написал для халифа аль-Мустазхира Биллаха. После этого его стали называть «Аль-Мустазхари». Также к его трудам относятся книги «Ат-Таргиб фи аль-мазхаб», в которой содержатся ответвления фикха с их доказательствами, и «Аль-Умдату фи фуру аш-шафиийя» (конец цитаты).
Получается, именем «Аль-Каффаль» звали троих учёных шафиитского мазхаба:
— Первым был аль-Каффаль аш-Шаши аль-Кабир (291–365 г.х.). Звали его Мухаммадом ибн Али аш-Шаши аль-Каффалем (Абу Бакром). Он был уроженцем города аш-Шаши, который находился на территории Мавераннахра.
— Вторым был аль-Каффаль аль-Марвази (327–417 г.х.). Звали его Абдуллахом ибн Ахмадом ибн Абдуллахом (Абу Бакром). Он был уроженцем города Мерв. Его прозвали «Аль-Каффаль», т.к. по своей профессии он был замочником. Скорее всего, его прозвали аль-Каффалем ас-Сагиром, чтобы отличать от аль-Каффаля аль-Кабира. Аль-Марвази был шейхом хорасанских факихов шафиитского мазхаба. В юности он работал замочником, но по достижении тридцати лет он занялся изучением наук и достиг такой степени знаний, что к нему стали приезжать ученики из разных городов; после обучения у него они стали выдающимися имамами. Скончался он на территории Саджастана. Аль-Марвази был автором многих книг, среди которых — комментарии к книге Ибн аль-Хаддада «Аль-Фуру».
— Третьим был аль-Каффаль аль-Мустазхари (429–507 г.х.). Звали его Мухаммадом ибн Ахмадом ибн аль-Хусайном ибн Умаром (Абу Бакром, Фахр уль-Исламом аш-Шаши, аль-Каффалем, аль-Фарики). Он был уроженцем города Сильван, затем переехал в Багдад, где в 504 г.х стал преподавать в медресе «Аль-Низамийя». Преподавал он в медресе до самой своей смерти. К его трудам относится книга «Хильяту аль-уляма фи маарифати мазахиби аль-фукаха». Нигде в источниках он не упоминается как «Аль-Каффаль», только Хайр ад-Дин аз-Зирикли в своей книге «Аль-Аалям» упоминает его под этим прозвищем.
3) Что касается того, кому приписывают закрытие дверей иджтихада, то им является аль-Каффаль аль-Марвази (аль-Каффаль ас-Сагир). Доказательством этому служат:
— В книге «Хашияту аль-аттар аля джам аль-джавами» говорится: «Автор (Таджуддин ас-Субки) книги утверждал, что его отец (Такиюддин ас-Субки) достиг степени муджтахида мутляка, об этом он упомянул в книге «Тарших ат-Тауших». Если я буду говорить то, что вы утверждаете, т.е. что Такиюддин ас-Субки достиг степени муджтахида мутляка, то это будет опровергнуто Абу Хамидом аль-Газали в его книге «Аль-Васыт фи аль-мазхаб», где он говорит, что та эпоха была лишена муджтахидов мутляков. И об этом говорил не только он, но и аль-Каффаль аль-Марвази, шейх хорасанских факихов, который жил чуть раньше него. Также об этом говорили ар-Рафии и ан-Навави. Поразмышляв над этими словами, мне показалось, что они имели в виду, что не было ни одного муджтахида, который взвалил бы на свои плечи бремя судебной власти …» (конец цитаты).
— В книге «Аль-Бахру аль-мухиту фи усуль аль-фикх», автор — аз-Заркаши, говорится: «Что касается высказывания аль-Газали о том, что та эпоха была лишена муджтахидов мутляков, то об этом говорил не только он, но и аль-Каффаль аль-Марвази, шейх хорасанских факихов. Другие сказали, что под этим подразумевались муджтахиды, которые бы участвовали в деятельности судебной системы. Поскольку истинные учёные того периода отказывались от этого, поэтому судейством занимались те, кто меньше их по статусу. Поэтому как можно судить об эпохах, когда в них нет муджтахидов?! Что касается аль-Каффаля, то когда один человек спросил его о пище, тот сказал: «Ты спрашиваешь о мнении шафиитского мазхаба или о моём мнении?». Однажды аль-Каффаль сказал, что он, шейх Абу Али и судья аль-Хусайн говорили следующее: «Мы — не мукаллиды имама Шафии, просто наше мнение совпадает с его мнением…» (конец цитаты).
4) Из всего вышесказанного становится понятным, что были те, кто приписывал аль-Каффалю аль-Марвази закрытие дверей иджтихада, или, по крайне мере, то, что та эпоха не имела муджтахидов мутляков, а были лишь те, кто следовал за муджтахидами, жившими до них. Хотя это не является каким-то явным препятствием для иджтихада.
Удивителен один факт, что аль-Каффалю приписывают закрытие дверей иджтихада, и это на фоне того, что он в своё время работал замочником (аль-каффалем). Наверное, это просто совпадение. Так я говорю, потому что в самой книге «Аль-Бахру аль-мухиту фи усуль аль-фикх» говорится, что он совершал иджтихад, хотя и был учёным шафиитского мазхаба. Более того, в этой же книге говорится: «Однажды аль-Каффаль сказал, что он, шейх Абу Али и судья аль-Хусайн говорили следующее: «Мы — не мукаллиды имама Шафии, просто наше мнение совпадает с его мнением…».
Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно.
26 Шаъбана 1439 г.х.
12.05.2018 г.